27.1. Пути утечки, воздушные зазоры и толщина изоляции не должны быть ниже указанных в табл.15.
Таблица 15
Пути утечки, воздушные зазоры и толщина изоляции |
Расстояние (толщина), мм |
|||
Рабочее напряжение*, В |
||||
до 50** |
св. 50 |
св. 130 |
св. 250 |
|
Пути утечки |
||||
1. Между частями, находящимися под напряжением различной полярности: |
||||
защищенными от загрязнения |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
не защищенными от загрязнения |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
5,0 |
2. Между частями, находящимися под напряжением, и другими металлическими частями: |
||||
- по основной изоляции, защищенной от загрязнения: |
||||
из керамики, чистой слюды и т.п. |
1,0 |
1,0 |
2,0-3,0*** |
- |
из других материалов |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
- |
- по основной изоляции, не защищенной от загрязнения |
2,0 |
2,5 |
4,0 |
- |
- по усиленной изоляции: |
||||
защищенной от загрязнения |
- |
5,0 |
8,0 |
- |
не защищенной от загрязнения |
- |
8,0 |
8,0 |
- |
3. Между металлическими частями, разделенными дополнительной изоляцией |
- |
2,5 |
4,0 |
- |
4. Между лакированными и эмалированными обмотками и металлическими частями, отделенными от частей, находящихся под напряжением: |
||||
только основной изоляцией |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
- |
усиленной изоляцией |
- |
5,0 |
6,0 |
- |
5. Между обмотками, имеющими основную изоляцию, и доступными металлическими частями машин класса II* |
- |
2,5 |
4,0 |
- |
Воздушные зазоры |
||||
6. Между частями, находящимися под напряжением различной полярности: |
||||
защищенными от загрязнения |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
не защищенными от загрязнения |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
4,0 |
7. Между частями, находящимися под напряжением, и другими металлическими частями: |
||||
- разделенными основной изоляцией: |
||||
защищенными от загрязнения |
1,0 |
1,0 |
2,0-3,0*** |
- |
не защищенными от загрязнения |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
- |
- разделенными усиленной изоляцией: |
||||
защищенной от загрязнения |
- |
5,0 |
8,0 |
- |
не защищенной от загрязнения |
- |
5,0 |
8,0 |
- |
8. Между металлическими частями, разделенными дополнительной изоляцией |
- |
2,5 |
4,0 |
- |
9. Между лакированными и эмалированными обмотками и металлическими частями, отделенными от частей, находящихся под напряжением: |
||||
только основной изоляцией |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
- |
усиленной изоляцией |
- |
6,0 |
6,0 |
- |
10. Между обмотками, имеющими основную изоляцию, и доступными металлическими частями машин класса II* |
- |
2,5 |
4,0 |
- |
Толщина изоляции |
||||
11. Толщина изоляции между металлическими частями*: |
||||
- разделенными дополнительной изоляцией |
- |
1,0 |
1,0 |
- |
- разделенными усиленной изоляцией: |
||||
вообще |
- |
1,5 |
2,0 |
- |
между обмотками и доступными металлическими частями |
- |
1,0 |
2,0 |
- |
________________
* За рабочее напряжение машины принимают их номинальное напряжение.
** Значения, указанные в табл.15 для напряжений, равных или меньших чем 50 В, относят к цепям машин класса III, но не относят, например, к печатным платам.
*** Первое значение применяют только в случае, когда части жестко расположены в определенных местах посредством запрессовки или другим способом, обеспечивающим невозможность уменьшения расстояния вследствие деформации или перемещения деталей. В остальных случаях применяют второе значение.
* Это расстояние не относится к изоляции внутренней проводки и внешних гибких кабелей и шнуров.
* Обмотки считают имеющими основную изоляцию, если они бандажированы лентой и пропитаны или на них нанесено покрытие из самотвердеющей смолы, и после испытания по п.14.4 они выдерживают испытание на электрическую прочность по п.15.3, причем испытательное напряжение прикладывают между проводами обмотки и металлической фольгой, контактирующей с поверхностью изоляции.
Считают достаточным, если бандажирование и пропитка или покрытие самотвердеющей смолой охватывают обмотки только частично и в местах, где невозможно соблюдение предписанных воздушных зазоров для усиленной изоляции.
Примечание. Требование к толщине изоляции между металлическими частями не принимают во внимание, если в качестве изоляции используют тонкие листы, а изоляция образована по крайней мере тремя слоями, при условии, что два слоя, приложенные один к другому, выдерживают испытание на электрическую прочность, установленное для усиленной изоляции; при этом испытательное напряжение прикладывают между внешними поверхностями двух слоев.
Проверку проводят измерением.
Для машин со штепсельным разъемом измерения проводят с присоединением соответствующим соединителем, а также без соединителя. Для машин с соединением типа Х измерения проводят с проводами питания наибольшего сечения по п.24.2, а также без проводов.
Измерения также проводят с ремнями (если такие имеются) и устройствами для измерения натяжения ремней в наиболее неблагоприятном положении в диапазоне их регулировки, а также без ремней.
Подвижные части помещают в наиболее неблагоприятное положение. Считают, что гайки и винты с некруглой головкой завинчены в наиболее неблагоприятном положении.
Воздушные зазоры между зажимами и доступными металлическими частями измеряют также с винтами и гайками, отвинченными насколько это возможно, однако в этом случае воздушные зазоры должны быть не менее 50% величин, приведенных в табл.15.
Расстояние через щели или отверстия в наружных деталях из изоляционных материалов измеряют до металлической фольги, соприкасающейся с доступной поверхностью; причем фольгу вдавливают в углы стандартным испытательным пальцем, приведенным на черт.1, но не прижимают ее через отверстия.
При необходимости усилие прикладывают к любой точке неизолированных проводов и к наружной поверхности металлических кожухов с целью уменьшения путей утечки и воздушных зазоров в ходе измерений.
Усилие прикладывают посредством вершины испытательного пальца, приведенным на черт.1. Величина усилия:
2 Н - для неизолированных проводов;
30 Н - для кожухов.
Примечания:
1. Способы измерения путей утечки и воздушных зазоров описаны в приложении D.
2. При определении путей утечки в канале, ширина которого менее 1 мм, учитывают только ширину канала.
3. Воздушный зазор шириной менее 1 мм не учитывают при подсчете общего воздушного зазора.
4. Воздушные зазоры между частями, находящимися под напряжением различной полярности, не относят к воздушным зазорам между контактами термовыключателей, устройств защиты от перегрузок, а также к воздушным зазорам между частями, находящимися под напряжением этих устройств, если эти зазоры изменяются при движении контактов.
5. Если внутреннее пространство машины или какой-либо ее части обладает достаточной защитой от проникновения пыли, то, как правило, его считают защищенным от загрязнений при условии, если в том же пространстве не образуется пыль. Герметизация этого пространства не требуется.
6. При определении путей утечки и воздушных зазоров следует учитывать наличие изоляционных облицовок металлических кожухов и крышек.
7. Внутренние провода считают неизолированными, если их изоляция не будет по крайней мере эквивалентной изоляции гибких кабелей или шнуров.
8. Требование, касающееся толщины изоляции, не означает, что указанная толщина должна измеряться только через сплошную изоляцию, она может включать определенную толщину сплошной изоляции плюс один или несколько воздушных промежутков.
9. Для частей, находящихся под напряжением разной полярности, отделенных только основной изоляцией, допускаются меньшие, чем в табл.15, пути утечки и воздушные зазоры, при условии, что на машине не обнаружено никаких повреждений, определенных настоящим стандартом, и эти пути утечки и воздушные зазоры поочередно перекрываются, а пути утечки находятся на изоляционном материале, выдержавшем испытание по п.28.3.