23.1. Способы соединения типов Y и Z не должны применяться.
23.2. Обычные машины должны быть снабжены либо несъемным питающим шнуром соединения типа X, либо соединения типа М, либо штепсельным разъемом.
Брызгозащищенные машины должны быть снабжены либо несъемным питающим шнуром соединения типа Х или М, либо штепсельным разъемом, если это допускается соответствующим стандартом для машин конкретных видов.
Другие машины должны быть снабжены несъемным питающим шнуром соединения типа Х или М.
Не должна быть возможной легкая замена шнура питания соединения типа М на тип X.
При применении штепсельного разъема его следует располагать таким образом, чтобы присоединение осуществлялось без затруднений.
Штепсельный разъем должен быть расположен и защищен таким образом, чтобы не было возможности для случайного прикосновения к частям под напряжением или штырям при сочленении или расчленении штепсельного разъема.
Соответствие проверяют внешним осмотром и испытанием с помощью стандартного испытательного пальца, приведенного на черт.1.
23.3. Тип несъемного кабеля или шнура должен соответствовать или быть выше качества соединительных проводов с поливинилхлоридной изоляцией типа ПВС по ГОСТ 7399 или проводов с резиновой изоляцией типа ПРС по ГОСТ 7399, если в стандартах на машины конкретных видов нет других требований.
Не допускается использование гибких кабелей или шнуров с изоляцией из поливинилхлорида для машин, имеющих металлические части, нагрев которых превышает 75 °С при испытании по разд.11, если машина не сконструирована так, что шнур питания не может при нормальном пользовании касаться таких металлических частей.
Несъемный гибкий кабель или шнур машин класса I должен быть снабжен проводом желто-зеленого цвета, присоединяемым к внутреннему защитному зажиму машины и защитному контакту штепсельной вилки, если она имеется.
Корпус штепсельной вилки несъемного гибкого кабеля или шнура должен быть изготовлен из резины, поливинилхлорида или другого электроизоляционного материала, обладающего не меньшей механической прочностью, или покрыт таким материалом.
23.4. Номинальные сечения гибких кабелей или шнуров должны быть не менее указанных в табл.7.
Таблица 7
Номинальный ток машины, А |
Номинальное сечение, мм |
||||||
До |
6 |
включ. |
0,75 |
||||
Св. |
6 |
до |
10 |
" |
1,00 |
||
" |
10 |
" |
16 |
" |
1,5 |
||
" |
16 |
" |
25 |
" |
2,5 |
||
" |
25 |
" |
32 |
" |
4 |
||
" |
32 |
" |
40 |
" |
6 |
||
" |
40 |
" |
63 |
" |
10 |
Проверку на соответствие требованиям пп.23.3 и 23.4 проводят внешним осмотром и измерением.
23.5. Машины с несъемным гибким кабелем или шнуром должны иметь такие устройства крепления кабеля или шнура, чтобы проводники не подвергались натяжению и скручиванию в местах подсоединения к зажимам, а их оболочка была защищена от истирания.
Для гибких кабелей и шнуров соединения типа Х способ разгрузки от натяжения и скручивания должен быть очевидным, причем не допускаются вспомогательные меры, как, например, завязывание кабеля или шнура узлом или перевязка бечевкой.
Устройства крепления кабеля или шнура машин класса II должны быть изготовлены из изоляционного материала или, если они из металла, изолированы от доступных металлических частей изоляцией, соответствующей требованиям к дополнительной изоляции.
В машинах класса I провода гибкого кабеля или шнура должны быть расположены таким образом, чтобы при ослаблении устройства крепления кабеля или шнура заземляющий провод оставался без натягивающих напряжений до тех пор, пока остальные провода, находящиеся под напряжением, остаются в состоянии контакта со своими зажимами.
Устройства крепления кабеля или шнура машин, кроме машин класса II, должны быть изготовлены из изоляционного материала или иметь изоляционную облицовку, если в результате повреждения кабеля или шнура доступные металлические части могут оказаться под напряжением. Облицовка должна быть прикреплена к деталям устройства крепления, кроме втулки, являющейся частью указанного в п.23.6 защитного устройства.
Устройства крепления кабеля или шнура соединения типа Х должны быть изготовлены так, чтобы:
кабель или шнур не касался зажимных винтов устройств крепления, если эти винты являются доступными металлическими частями или находятся в электрической связи с доступными металлическими частями;
кабель или шнур не зажимался металлическим винтом, который непосредственно касается кабеля или шнура;
элементы крепления не могли быть легко потеряны при замене кабеля или шнура, и хотя бы одна часть их должна быть надежно закреплена на основной части машины;
замена гибкого кабеля или шнура не требовала применения специального сконструированного для этой цели инструмента;
они были пригодны для различных типов гибкого кабеля или шнура, которые могут быть присоединены, если машина не рассчитана на кабель или шнур только одного типа.
Устройства крепления кабеля или шнура соединения типа Х должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивалась их легкая замена.
Примечание. Устройство крепления кабеля или шнура может быть частью сетевого выключателя.
Винты устройства крепления кабеля или шнура (если они имеются), которые завинчивают или отвинчивают при замене кабеля или шнура, не должны служить для крепления другой детали.
Сальники не должны быть использованы как устройства крепления кабелей или шнуров питания.
Машины проверяют внешним осмотром и следующим испытанием.
Машины снабжают гибким кабелем или шнуром, а концы проводов вводят в соединительные зажимы, причем зажимные винты, если таковые имеются, затягивают настолько, чтобы провода не могли легко изменять свое положение.
Устройство крепления кабеля или шнура используют обычным способом, а его винты затягивают крутящим моментом, равным момента, указанного в п.26.1.
Испытания проводят сначала с гибким кабелем или шнуром наиболее легкого типа наименьшего сечения по п.24.2, а затем гибким кабелем или шнуром последующего, более тяжелого типа с наибольшим предписанным сечением, кроме случая, когда машина предназначена для установки кабеля или шнура только одного типа.
После такой подготовки должна быть исключена возможность проталкивания кабеля или шнура внутрь машины настолько, чтобы это вызвало повреждение кабеля, шнура или внутренних частей машины.
Затем кабель или шнур подвергают 100-кратному натяжению силой, согласно приведенной в табл.8. Натяжение прикладывают в точке, расположенной на расстоянии 250 мм от устройства крепления кабеля или шнура, в наиболее неблагоприятном направлении, без рывков. Каждое натяжение должно продолжаться 1 с.
Непосредственно после этого к кабелю или шнуру прикладывают в течение 1 мин крутящий момент по табл.8.
Таблица 8
Масса машины, кг |
Натяжение, Н |
Крутящий момент, Н·м |
||||||
До |
1 |
включ. |
30 |
0,10 |
||||
Св. |
1 |
до |
4 |
" |
60 |
0,25 |
||
" |
4 |
100 |
0,35 |
Во время испытания кабель или шнур не должны быть повреждены.
После испытания кабель или шнур не должны смещаться продольно более чем на 2 мм, а провода в зажимах - более чем на 1 мм. В местах соединения не должно быть заметного натяжения.
В начале испытания для измерения продольного смещения на кабеле или шнуре в натянутом состоянии наносят отметку на расстоянии приблизительно 20 мм от устройства крепления.
После испытания замеряют смещение отметки на кабеле или шнуре по отношению к устройству крепления при их натянутом состоянии.
Затем устройство крепления затягивают и расслабляют 10 раз, предварительно присоединив гибкий кабель или шнур наиболее тяжелого типа, который можно ввести в защитное устройство, указанное в п.23.6. После проведения испытаний устройство крепления кабеля или шнура не должно иметь повреждений, нарушающих требования настоящего стандарта.
Пути утечки и воздушные зазоры не должны уменьшаться ниже указанных в разд.27.
23.6. Гибкие кабели и шнуры машины должны быть защищены от чрезмерного изгиба в местах, где шнур или кабель проходит через входное отверстие машины, при помощи защитного устройства из изоляционного материала. Защитные устройства не должны составлять единое целое с несъемным кабелем или шнуром соединения типа X.
Эти устройства должны быть надежно закреплены так, чтобы они выступали из входного отверстия машины на расстояние, равное не менее 5-кратного диаметра кабеля или шнура, поставляемого с машиной.
Машины проверяют внешним осмотром, измерением и следующим испытанием.
Машину снабжают защитным устройством шнура и гибким кабелем или шнуром длиной приблизительно на 100 мм больше длины устройства. Машину устанавливают так, чтобы ось защитного устройства шнура в том месте, где от него отходит кабель или шнур, была направлена вверх под углом 45° к горизонтальной плоскости.
К свободному концу кабеля или шнура прикрепляют груз - массой равной 10 г ( - предельный диаметр в миллиметрах гибкого кабеля или шнура, поставляемого вместе с машиной).
Если защитное устройство чувствительно к температуре, то его испытывают при температуре (23±2) °С.
Непосредственно после того, как масса приложена, радиус кривизны кабеля или шнура в любом месте не должен быть менее 1,5.
23.7. Защитные устройства кабеля или шнура должны обладать достаточной механической прочностью и сохранять эти качества во время продолжительной нормальной эксплуатации.
Проверку проводят следующим испытанием.
Часть машины, содержащую ввод кабеля или шнура, снабжают защитным устройством и гибким кабелем или шнуром, поставляемым вместе с машиной. Эту часть укрепляют на колеблющейся части прибора для испытания по черт.13.
Образец укрепляют таким образом, чтобы ось качания являлась касательной к внешней поверхности участка, где прикрепляют защитное устройство, и когда колеблющаяся часть прибора находится в среднем положении, продольная ось шнура или кабеля в местах их выхода из защитного устройства должна быть вертикальной.
Груз с массой, равной массе машины, но не менее 2 и не более 6 кг прикрепляют к шнуру.
Колеблющуюся часть прибора отклоняют на угол 90° (45° в каждую сторону от среднего вертикального положения). Число изгибов должно быть 20000 при 60 изгибах в 1 мин. После первых 10000 изгибов образец поворачивают на 90° около центральной оси защитного устройства.
Примечание. Изгибом считают движение в одну или другую сторону.
После испытания защитное устройство шнура не должно ослабляться. Как защитное устройство, так и гибкий кабель или шнур не должны иметь повреждений и нарушать требования настоящего стандарта. Допускается перелом не более 10% общего числа проволок каждого провода.
Непосредственно после этого испытания устройство крепления шнура и винты зажимов ослабляют, не устраняя при этом проводов гибкого кабеля или шнура. Если защитное устройство охватывается устройством крепления шнура, последнее не ослабляют.
После этого машину поднимают с помощью защитного устройства шнура без рывков на высоту приблизительно 0,5 м в течение 1 с и ставят обратно на подставку.
Эту операцию повторяют 10 раз.
Во время испытания защитное устройство не должно выскальзывать из своего места.
23.8. Входные отверстия для внешних кабелей или шнуров должны быть так сконструированы, чтобы защитная оболочка не подвергалась повреждениям при вводе кабеля или шнура.
Входные отверстия гибких кабелей и шнуров должны быть выполнены из изоляционного материала или иметь втулки из изоляционного материала, практически не поддающегося процессу старения при нормальной эксплуатации. Отверстия или втулки должны быть так выполнены, чтобы защищали от повреждения кабель или шнур.
Входные втулки должны быть надежно закреплены и не должны сниматься без применения инструмента.
Для машин класса II с входными отверстиями в металле втулки не должны быть резиновыми или быть частью защитного устройства шнура.
Для остальных машин с входными отверстиями в металле втулки также не должны быть резиновыми, за исключением случаев, когда они являются частью защитного устройства кабеля или шнура.
Проверку проводят осмотром и ручным опробованием.
Примечание. Синтетическую резину не считают резиной.
23.9. Пространство для гибкого кабеля или шнура внутри машины должно быть достаточным, чтобы беспрепятственно вводить и подсоединять провода, а крышка, если такая имеется, должна устанавливаться так, чтобы была исключена возможность повреждений проводов или их изоляции. Должна быть обеспечена возможность проверки правильного соединения и положения проводов до установки крышки.
Для снятия крышки, обеспечивающей доступ к зажимам внешних проводов, не должен применяться специальный инструмент.
Машины класса I со шнуром соединения типа Х и все машины класса II должны быть сконструированы таким образом, что если неизолированный конец проводника высвобождается от клеммы, он не должен соприкасаться с доступными металлическими частями.
Проверку проводят внешним осмотром и присоединением гибких кабелей или шнуров с наибольшим сечением по п.24.2.
Машины со шнуром соединения типа Х подвергают следующим дополнительным испытаниям.
В случае зажимов колонкового типа, когда проводники не закреплены при помощи специального устройства на расстоянии, не превышающем 30 мм от зажима, как и при других клеммах с винтовым закреплением, прижимающее средство ослабляют. Без удаления провода с места расположения проводников силу в 2 Н прикладывают к жиле в каждом возможном направлении рядом с зажимом, винтом или шпилькой.
Неизолированный конец провода не должен соприкасаться с доступными металлическими частями или с металлическими частями, присоединенными к ним.
Примечания:
1. Для зажимов колонкового типа, когда проводник закреплен отдельно специальным устройством на расстоянии, не превышающем 30 мм от клеммы, считают, что машина соответствует требованиям, если неизолированный конец провода не может прийти в прикосновение с доступными металлическими частями.
2. Специальное устройство для дополнительного закрепления проводов может быть, например, устройством крепления кабеля или шнура.