ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002 Безопасность детей и стандарты. Общие требования

ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002 Безопасность детей и стандарты. Общие требования

4 Обязательные требования, включаемые в стандарты на изделия для детей

4.1 Эргономические требования

Стандарты должны учитывать:

- поведение детей, их реакцию, уровень умственного развития и познавательные способности в различном возрасте, так как это влияет на цвет, запах и оформление изделия, оценку риска и способность соответствующим образом реагировать на опасность;

- антропометрические данные детей, которым в основном предназначено данное изделие, а именно возраст, пол, массу, силу, размеры ребенка (рост, охват и т.д.), а также возможное неправильное использование изделия из-за возраста ребенка или другими детьми. Последнее особенно важно в отношении средств защиты.

Стандарты должны предусматривать возрастную адресованность данного изделия и ограничения на его использование.

4.2 Требования безопасности

При разработке стандартов необходимо учитывать касающиеся детей опасности, перечень которых рассмотрен в последующих пунктах и в приложении А, где многие несчастные случаи, связанные с использованием изделий и происходящие с детьми, проанализированы в деталях. К таким опасностям относятся:

- отравление (токсичность) и другие химические опасности;

- травмы от огня и воспламеняемости;

- ожоги в результате контактов с горячими поверхностями;

- ошпаривание;

- удушение, зажимание;

- заглатывание и вдыхание посторонних предметов;

- падение;

- травмы как следствие других механических опасностей, включая порезы/рваные раны, ссадины, травмы глаз и головы, а также повреждение слуха;

- электрошок;

- травмы как результат опасностей на воде (опасность утонуть).

4.2.1 Отравление (токсичность)

Токсическое воздействие представляет собой большую опасность для детей, чем для взрослых, поскольку масса детей меньше и, следовательно, количество заглатываемых или вдыхаемых ими токсичных веществ по отношению к массе больше. Кроме того, маленькие дети по причине их беспечности могут заглатывать потенциально токсичные изделия чаще, чем старшие по возрасту дети или взрослые.

Содержание потенциально токсичных веществ в изделиях не должно превышать количеств, согласованных на национальном или международном уровне. Необходимо использовать нетоксичные и неопасные материалы. Материалы, вызывающие аллергию, и канцерогенные материалы должны быть запрещены.

4.2.2 Воспламеняемость, тепловые травмы

Частота и тяжесть тепловых травм (ожогов и ошпариваний) у детей должны быть уменьшены благодаря введению в стандарты на изделия для детей характеристик воспламеняемости материалов, используемых, например, в мебели, постельном белье, игрушках, палатках, а также введению указанных характеристик в стандарты и инструкции, касающиеся устройств для варки и нагревания и систем горячего водоснабжения.

4.2.3 Заглатывание и вдыхание посторонних предметов

Маленькие дети на раннем этапе развития берут в рот небольшие предметы, и об этом необходимо помнить при составлении стандартов и разработке игрушек, мелких предметов, одежды и т.д. Это относится, в частности, к предметам, разработанным для детей в возрасте до трех лет. Некоторые стандарты устанавливают, что игрушки и мелкие предметы не должны быть менее усеченного цилиндра (один из таких цилиндров показан в приложении Б). Метод испытаний мелких частей игрушек должен быть распространен на все изделия, предназначенные для детей в возрасте до трех лет. Порошок и другие гранулированные наполнители, которые можно вдохнуть и которые могут быть причиной легочных травм, должны быть запрещены.

Маленькие дети не различают действительно безвредные предметы и имитации или модели, представляющие собой опасность, что может привести к заглатыванию или вдыханию таких предметов. Предметы, которые нельзя брать в рот, например резинки (ластики) или небольшие игрушки, не должны напоминать пищу, например конфетки, которые ребенок обычно ест. Таким же образом пища, например шоколадные яйца, не должна содержать несъедобные игрушки или другие изделия, которые ребенок может проглотить или вдохнуть во время еды.

4.2.4 Механические опасности и особенности конструкций

Стандарты по безопасности необходимы на такие изделия, как детская мебель, игрушки, принадлежности для игр и другие изделия, которые дети используют и с которыми они будут вступать в контакт. Стандарты должны гарантировать, что изделия являются безопасными и не становятся опасными из-за дефектов в их дизайне, конструкции или материалах. Такие гарантии должны быть распространены на правильное использование изделий; на случай ожидаемого неправильного использования изделий детьми потребителя необходимо информировать о мерах предосторожности при обращении с таким изделием. Например, отверстия должны иметь такие размеры, чтобы они не могли захватить палец ребенка и преграждали доступ к движущимся частям изделия. Для проверки размеров отверстий рекомендуется использовать соответствующий стандартный шаблон. Разработчики, производители, продавцы должны соблюдать требования стандартов, даже если они не подтверждены соответствующими инструкциями или законами.

К механическим опасностям, требования к которым необходимо вводить в стандарты, относятся:

- удушение материалами;

- острые места или края, которые могут привести к порезам/рваным ранам;

- небольшие детали или наполнители, которые могут быть проглочены или которые можно вдохнуть;

- захват головы, пальцев или конечностей движущимися или стационарными механизмами;

- зажимание шнурами;

- падение с оборудования помещений или с мебели;

- выступы, за которые может зацепиться одежда или которые могут быть причиной (необязательно) травм при падениях или в процессе игры;

- проникающие раны, включая травмы глаз;

- чрезмерный шум.

Необходимо учитывать прочность и пригодность материалов, используемых в изделиях. В частности, отожженное стекло представляет собой опасность для детей, и поэтому в соответствующих местах домов и общественных зданий необходимо вставить безопасные стекла.

4.2.5 Электрическая безопасность

В стандарты на электротовары необходимо вводить требования безопасности в соответствии с [2], [3], в которых дана наиболее важная информация по безопасности, необходимая при разработке стандартов на изделия.

4.2.6 Излучение

Излучение в большей степени воздействует на подрастающих детей, чем на взрослых. Хотя обычно излучение в окружающей среде является неконтролируемым, любые стандарты, связанные с радиоактивными веществами, должны учитывать более высокую уязвимость детей.

      Система тестирования для предприятий