5.1 Выбор схемы и параметров системы струйной вентиляции
5.1.1 Выбор схемы и параметров системы струйной вентиляции автостоянок необходимо осуществлять на основе следующих принципов:
- обеспечение параметров воздушной среды, соответствующих 5.5.1, в штатном режиме работы вентиляционной системы автостоянки;
- обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре через выходы, свободные от дымовых газов.
5.1.2 Обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре и создание условий для обнаружения и ликвидации очага горения могут быть реализованы применением следующих схем работы противодымной вентиляции:
- поперечная схема противодымной вентиляции: при пожаре струйные вентиляторы отключаются, включается противодымная вентиляция, создается резервуар дыма в подпотолочном пространстве автостоянки, обеспечивается защищенное от дыма пространство на высоте не менее 2 м от пола;
- продольная схема противодымной вентиляции: при пожаре включаются противодымная вентиляция и группа струйных вентиляторов, обеспечивается защищенное от дыма пространство по всей высоте автостоянки.
Пример продольной схемы противодымной вентиляции приведен на рисунке 5.1.
5.1.3 В случае применения продольной схемы противодымной вентиляции выбирается однонаправленная (рисунок 5.1) или реверсивная (рисунок 5.2) продольная схема системы струйной вентиляции.
1 - система приточной противодымной вентиляции; 2 - система вытяжной противодымной вентиляции; 3 - выключенный струйный вентилятор; 4 - включенный струйный вентилятор; 5 - граница бездымной зоны; 6 - очаг пожара
Рисунок 5.1 - Схема работы однонаправленной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции
а) Очаг пожара в зоне 2
б) Очаг пожара в зоне 1
1 - система приточной противодымной вентиляции; 2 - система вытяжной противодымной вентиляции
Рисунок 5.2 - Схема работы реверсивной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции
5.1.3.1 Однонаправленную схему системы струйной вентиляции, использующую нереверсивные струйные вентиляторы и нереверсивные вентиляторы вытяжной системы противодымной вентиляции (см. приложение А), следует применять для небольших автостоянок при условии
2500 м, (5.1)
где - вентилируемая площадь автостоянки, м.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.3.2 При выборе однонаправленной схемы системы струйной вентиляции площадь под пожарный отсек следует принимать в соответствии с СП 2.13130.2012 (пункты 6.3.1 и 6.3.2). При реверсивной схеме системы струйной вентиляции допускается увеличение площади под пожарный отсек до 10000 м при наличии автоматической системы пожаротушения и до 5000 м при ее отсутствии.
Примечание - Применяют реверсивные осевые и центробежные струйные вентиляторы - их производительность одинакова во всех направлениях.
5.1.3.3 Допускается применение струйных вентиляторов, обеспечивающих поворот вентиляционного потока на угол 360° (см. приложение Б).
5.1.4 Производительность вентилятора вытяжной системы противодымной вентиляции при поперечной схеме противодымной вентиляции выбирают исходя из расчетного расхода дымовых газов в соответствии с СП 7.13130.2013 (пункт 7.4).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.5 Производительность вентилятора вытяжной системы противодымной вентиляции при продольной схеме противодымной вентиляции выбирают по результатам расчета воздухообмена автостоянки при пожаре (см. раздел 7).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.6 В штатном режиме работы вентиляционной системы автостоянки воздухообмен следует обеспечивать приточно-вытяжной вентиляцией. Струйные вентиляторы должны обеспечивать продольное перемещение воздуха от приточных к вытяжным клапанам.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.6.1 Допускается работа струйных вентиляторов на частичной нагрузке не менее 25% полной мощности (50% полной производительности) при условии их одновременного включения.
5.1.6.2 Включение системы струйной вентиляции следует проводить автоматически по сигналу приборов для измерения концентрации СО, установленных в помещении автостоянки в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.6), или вручную.
Пример схемы работы системы струйной вентиляции в штатном режиме приведен на рисунке 5.3:
- включены все струйные вентиляторы в режиме по 5.1.6.1;
- включена приточно-вытяжная вентиляция.
1 - система приточной вентиляции; 2 - система вытяжной вентиляции; 3 - струйный вентилятор
Рисунок 5.3 - Схема работы системы струйной вентиляции в штатном режиме
5.2 Выбор основных технических решений
5.2.1 Струйные вентиляторы в помещении автостоянки наиболее целесообразно размещать над дорожным полотном, исходя из условия минимальных аэродинамических потерь от трения воздушной струи об ограждающие конструкции (см. приложение В).
5.2.2 При установке струйного вентилятора в помещении, где на потолочном перекрытии имеются выступающие балки, расположенные перпендикулярно потоку воздуха, необходимо соблюдать правила монтажа, позволяющие уменьшить потери на трение настилающейся воздушной струи.
На рисунке 5.4 приведена схема установки струйного вентилятора на потолочном перекрытии, соответствующая 5.3.5.
1 - струйный вентилятор; 2 - анкерные болты; 3 - направляющий аппарат; 4 - потолочная балка; - диаметр корпуса
Рисунок 5.4 - Схема установки струйного вентилятора
На выходном патрубке струйного вентилятора следует установить направляющий аппарат, отклоняющий воздушную струю от потолочного перекрытия на угол от 5° до 10° (см. приложение А).
5.2.3 Для обеспечения равномерного удаления загрязненного воздуха из всех зон автостоянки места расположения клапанов систем вытяжной и приточной вентиляции должны находиться на максимально возможном расстоянии друг от друга.
5.2.4 При наличии струйных вентиляторов в подпотолочном пространстве автостоянки не рекомендуется применение воздуховодов приточно-вытяжной и противодымной вентиляции.
Допускается применение воздуховодов системы приточно-вытяжной и противодымной вентиляции при сложных объемно-планировочных решениях, при неудачном расположении приточных и вытяжных клапанов (рисунок 5.5) и при использовании поперечной схемы противодымной вентиляции.
1 - приточный клапан; 2 - вытяжной клапан
Рисунок 5.5 - Схемы сложных объемно-планировочных решений автостоянки с различными вариантами расположения приточного и вытяжного клапанов:
а) удачное расположение; б) приемлемое расположение; в) неприемлемое расположение.
Примечание - При выборе конфигурации автостоянки необходимо учитывать следующее:
- наиболее целесообразной является прямоугольная конфигурация автостоянки;
- не рекомендуется ломаный профиль ограждающих конструкций;
- не рекомендуются перепады высоты потолочных перекрытий;
- выступы потолочных балок следует уменьшать, наилучшее решение - плоский потолок;
- не рекомендуется размещение припаркованных автомобилей в отдельных боксах.
5.2.5 При использовании системы струйной вентиляции в соответствии с СП 60.13330 не требуется разделение системы вытяжной вентиляции в целях удаления загрязненного воздуха отдельно из нижней и верхней частей помещения автостоянки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.6 Автостоянки с транспортным трафиком 0,6 1/ч (см. 5.4.1) допускается проветривать периодическим включением струйных вентиляторов в часы максимального транспортного трафика по сигналу реле времени (например, 2 ч утром, 1 ч в полдень и 2 ч вечером). При этом информация о превышении концентрации СО должна отображаться при помощи сигнальных приборов, расположенных в соответствии с СП 113.13330.2013* (пункт 6.3.6) в помещении с круглосуточным дежурством персонала с целью обеспечения (в случае необходимости) ручного запуска. В соответствии с СП 4.13130.2013 (пункт 6.11.13) помещение с круглосуточным дежурством персонала (диспетчерскую) допускается располагать в здании автостоянки.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 113.13330.2016. - Примечание изготовителя базы данных.
5.2.7 Управление включением противодымной вентиляции должно происходить автоматически или от кнопки или механических устройств ручного пуска в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.12).
При продольной схеме противодымной вентиляции необходимо предусматривать включение группы следующих струйных вентиляторов (см. рисунок 5.1):
- в зоне пожара (в зоне срабатывания датчика пожарной сигнализации);
- формирующих поток дыма между очагом пожара и клапанами системы противодымной вентиляции;
- защищающих эвакуационные выходы из автостоянки.
5.2.8 При возникновении пожара струйные вентиляторы, не входящие в группу по 5.2.7, должны быть выключены (см. рисунок 5.1). Противодымная вентиляция должна быть включена.
5.2.9 Реверсивная схема системы струйной вентиляции по 5.1.3.2 предусматривает выбор направления включения струйных вентиляторов в сторону зоны, где возник очаг пожара (см. рисунок 5.2). Идентификация зоны очага пожара в соответствии с СП 5.13130.2009 (пункт 7.2.1) должна происходить по сигналу от автоматического зонного пожарного извещателя.
5.2.10 Чтобы обеспечить ограничение растекания дыма в подпотолочном пространстве в пределах 10 м от очага пожара (всех возможных очагов пожара) в направлении, противоположном возникшему воздушному потоку, расположение и типоразмер струйных вентиляторов должны соответствовать требованиям, изложенным в разделе 8.
5.2.11 Выбор параметров системы приточной противодымной вентиляции следует осуществлять в зависимости от принятой схемы системы струйной вентиляции:
- при реверсивной схеме системы струйной вентиляции допускается подача наружного воздуха на уровне не более 2 м от пола с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, при средней скорости потока воздуха в нижней части помещения автостоянки, принятой в соответствии с 7.1 и 7.2, не более 1 м/с;
- при однонаправленной схеме системы струйной вентиляции допускается подача наружного воздуха при соблюдении требований СП 154.13130.2013 (пункт 6.3.2).
5.2.12 Для эвакуации людей, находящихся в помещении автостоянки, при возникновении пожара целесообразно введение задержки включения струйных вентиляторов. В исключительных случаях, подтвержденных расчетом или результатами численного моделирования, допускается производить включение системы струйной вентиляции одновременно с началом эвакуации.
5.2.13 Струйные вентиляторы, включенные при пожаре, должны работать на 100% мощности и при максимальном расходе воздуха. Защита электродвигателей автоматически отключается - струйный вентилятор должен работать до момента своего теплового или механического разрушения.
5.2.14 Струйные вентиляторы, используемые при продольной схеме противодымной вентиляции, должны работать не менее 2 ч при температуре 400°С.
5.2.15 Необходимо обеспечить функционирование системы струйной вентиляции при аварийном отказе одного из струйных вентиляторов за счет их резервирования в соответствии с 8.2.8.
5.3 Выбор типоразмера струйного вентилятора
5.3.1 Струйные вентиляторы, применяемые в подземных и крытых автостоянках с высотой потолочных перекрытий не более 3 м, должны иметь номинальную реактивную тягу не более 100 Н.
5.3.2 Выбор типоразмера струйного вентилятора осуществляют с учетом монтажных размеров:
- высота потолочного перекрытия, мм;
- высота под оборудование и автомобили, мм;
- ширина балки, мм;
- высота балки, мм;
- расстояние между осью струйного вентилятора и потолочным перекрытием, мм;
- диаметр струйного вентилятора, мм;
- длина пролета между балками, мм;
- расстояние (в струе) от плоскости сопла струйного вентилятора до балки, мм.
Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии приведена на рисунке 5.6.
1 - струйный вентилятор; 2 - потолочное перекрытие с балками
Рисунок 5.6 - Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии
5.3.3 Исходя из максимальной высоты автомобиля , выбираемой по приложению Г, следует определять минимальное значение и (см. рисунок 5.6), обеспечивающее зазор между крышей автомобиля и струйным вентилятором не менее 200 мм в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 5.1.20). Параметр позволяет подобрать типоразмер струйного вентилятора с максимальными характеристиками.
5.3.4 Типоразмер струйных вентиляторов со значениями и должен удовлетворять следующему условию:
. (5.2)
5.3.5 В случае если выбранное значение , следует обеспечить условие .
5.4 Исходные данные, выбираемые на основе объемно-планировочных решений автостоянки
5.4.1 Проектирование системы струйной вентиляции необходимо выполнять на основе исходных данных, полученных из объемно-планировочных решений автостоянки, включающих следующее:
- общий поэтажный план автостоянки;
- схему расположения парковочных мест и маршруты движения транспорта;
- расположение рампы, пандусов, оконных проемов, шахт лифтов, пилонов;
- местоположение аварийных выходов;
- проектное количество парковочных мест , шт.;
- проектное количество парковочных мест для электромобилей , шт.;
- максимальную частоту трафика , 1/ч, вычисляемую по формуле
, (5.3)
где - количество автомобилей, паркующихся в течение 1 ч, шт.;
- полную длину проезда в помещении автостоянки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.2 Частоту транспортного трафика выбирают по данным технического задания или обследования объекта. В случае отсутствия данных принимают усредненные значения:
0,6 1/ч - для автостоянок жилых зданий;
от 0,8 до 1,5 1/ч - для автостоянок торговых и бизнес-центров и других объектов с высокой посещаемостью, при отсутствии данных принимают 1,0 1/ч.
5.4.3 Необходимы наличие и план расположения спринклерной системы пожаротушения при проектировании системы струйной вентиляции.
5.4.4 По данным поэтажного плана автостоянки определяют проветриваемую площадь автостоянки .
5.5 Выбор исходных параметров для расчета воздухообмена при работе системы струйной вентиляции в штатном режиме
5.5.1 Воздухообмен автостоянок, оснащенных системой струйной вентиляции, должен обеспечивать требования по ПДК СО в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 (приложение 2). ПДК СО в помещении автостоянки рекомендуется выбирать равным 70 мг/м, что не противоречит ГОСТ 12.1.005-88 (приложение 2).
5.5.2 В случае отсутствия точной информации по 5.5.1 расчет воздухообмена может осуществляться по усредненным удельным расходам воздуха:
- 6 м/мч - для автостоянок с низкой посещаемостью при частоте транспортного трафика 0,6 1/ч (подземные и крытые автостоянки жилых домов);
- 12 м/мч - для автостоянок с высокой посещаемостью при 1,0 1/ч (подземные и крытые автостоянки торговых и бизнес-центров);
- 16 м/мч - для автостоянок с очень высокой посещаемостью при 1,0 1/ч1,5 1/ч (подземные и крытые автостоянки больших торговых центров, аэропортов и вокзалов).
5.6 Выбор исходных параметров для расчета воздухообмена системы струйной вентиляции в аварийном режиме*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
5.6.1 Воздухообмен в аварийном режиме рассчитывают по производительности вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.6.2 Параметрами, необходимыми для расчета воздухообмена в аварийном режиме при пожаре, являются:
- проектная тепловая мощность очага горения , МВт;
- температура приточного воздуха , °С;
- уровень нижней границы газовоздушной смеси при затекании в сторону притока не менее 2 м;
- периметр очага пожара , м.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.6.3 Выбор значения тепловой мощности очага горения осуществляется с учетом данных, приведенных в таблице 5.1, или задается в техническом задании.
Таблица 5.1 - Выбор проектных параметров пожара на автостоянке
Параметры очага горения |
Автоматическая система пожаротушения |
|
есть |
нет |
|
Габариты очага горения, м |
25 |
55 |
, м |
14 |
20 |
, МВт |
4,5-5 (1 автомобиль) |
9-10 (2 автомобиля) |
* Значение при пожаре электромобиля уточняется по результатам натурных испытаний. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).