6.1 Общие положения
6.1.1 Нормируемые параметры - средняя яркость , общая и продольная равномерность яркости и пороговое приращение яркости дорожного покрытия - установлены в ГОСТ Р 55706.
6.1.2 Расчетные значения нормируемых параметров определяют по значениям яркости в точках расчетного поля (6.3) от ограниченного числа ОП относительно наблюдателя, последовательно располагаемого на каждой полосе движения.
6.1.3 Значения , и рассчитывают в зависимости от значения коэффициента эксплуатации , значение рассчитывают для значения , равного 1.
6.2 Яркость дорожного покрытия
6.2.1 Яркость в заданной расчетной точке дорожного покрытия в направлении наблюдателя от единичного ОП определяют по формуле
. (16)
Значение в направлении расчетной точки определяют по разделу 5.
Для расчета в направлении наблюдателя определяют значения угла и по формулам
, (17)
, (18)
где (, ) - координаты расчетной точки ;
(, ) - координаты проекции на дорогу наблюдателя ;
(, ) - координаты проекции на дорогу светового центра ОП , показанные на рисунке 3.
В случае совпадения точек и принимают 0°.
Для найденных значений и значение определяют из -таблицы для соответствующего типа дорожного покрытия по приложению Б с учетом интерполяции (4.3).
6.2.2 Суммарную яркость в точке дорожного покрытия в направлении наблюдателя от всех ОП, включенных в расчет (6.3.4), определяют по формуле
, 19)
где - яркость в точке от -го ОП, определяемая по формуле (16).
6.2.3 Среднюю яркость в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как среднее арифметическое значений яркости в точках расчетного поля по формуле
, (20)
где - яркость в -й расчетной точке, определяемая по формуле (19).
6.2.4 Общую равномерность яркости в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как отношение наименьшего значения яркости среди всех точек расчетного поля к значению средней яркости по формуле
. (21)
6.2.5 Продольную равномерность яркости в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как отношение наименьшего значения яркости к наибольшему среди точек расчетного поля, лежащих на центральной линии этой же полосы движения, по формуле
. (22)
6.3 Расчетное поле яркости
6.3.1 Геометрию расчетного поля яркости определяют в зависимости от транспортной характеристики дороги и расположения ОП. Примеры геометрии расчетного поля показаны на рисунке 6.
а) трехполосная дорога с односторонним движением и шахматным расположением ОП
б) четырехполосная дорога с двусторонним движением и односторонним расположением ОП
в) шестиполосная дорога с двусторонним движением и двусторонним расположением ОП
г) шестиполосная дорога с разделительной полосой и центральным расположением ОП
1 - наблюдатель; 2 - ОП; 3 - направление движения; 4 - расчетное поле; 5 - разделительная полоса
Рисунок 6
Длину расчетного поля (вдоль дороги) ограничивают двумя соседними ОП одного ряда. При неравномерном расположении ОП в ряду длину расчетного поля определяют по наибольшему расстоянию между соседними ОП одного ряда.
Ширину расчетного поля (поперек дороги) ограничивают шириной всей проезжей части для дорог без разделительной полосы и шириной проезжей части с движением в одну сторону для дорог с разделительной полосой.
6.3.2 Расчетные точки на расчетном поле располагают равномерно. На рисунке 7 показан пример расположения точек для двухполосной дороги с односторонним движением и шахматным расположением ОП.
1 - светильник; 2 - расчетное поле; 3 - расчетные точки; 4 - наблюдатель; 5 - направление движения
Рисунок 7
Шаг расчетных точек определяют:
а) в продольном направлении по формуле
. (23)
Если 30 м, то 10, если 30 м, то - наименьшее целое число, при котором 3 м.
Крайние поперечные ряды расчетных точек отстоят от поперечных границ расчетного поля на расстоянии ;
б) в поперечном направлении по формуле
. (24)
Крайние продольные ряды расчетных точек отстоят от продольных границ расчетного поля на расстоянии .
Для обочины с твердым покрытием число и шаг расчетных точек выбирают как для полосы проезжей части.
6.3.3 При расчете яркости высоту расположения глаза наблюдателя принимают равной 1,5 м над уровнем дорожного покрытия.
В продольном направлении наблюдатель должен быть расположен перед ближней по ходу движения транспорта границей расчетного поля на расстоянии 60 м (рис.7).
В поперечном направлении наблюдатель должен быть расположен поочередно на центральной линии каждой полосы движения.
Примеры расположения наблюдателя относительно расчетного поля приведены на рисунке 6.
6.3.4 В расчете яркости в заданной точке учитывают число ОП , попавших в поле, границы которого отстоят от указанной расчетной точки на расстояниях, кратных высоте расположения ОП над дорогой и показанных на рисунке 8.
1 - наблюдатель; 2 - ОП; 3 - дорога; 4 - расчетная точка; 5 - расчетное поле (заштриховано); 6 - поле ОП, включенных в расчет
Рисунок 8
6.4 Пороговое приращение яркости
6.4.4 Пороговое приращение яркости в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают по формуле
, (25)
где - эквивалентная вуалирующая яркость, лк, определяемая по формуле
, (26)
где - освещенность на зрачке глаза наблюдателя от -го ОП, лк;
- угол между линией зрения наблюдателя и направлением на -й ОП, ...°.
Глаз наблюдателя должен быть расположен на высоте 1,5 м над уровнем дороги, а линия зрения направлена под углом 1° ниже горизонта и лежать в вертикальной плоскости, проходящей через центральную линию данной полосы движения, как показано на рисунке 9.
1 - глаз наблюдателя; 2 - точки расположения наблюдателя; 3 - линия зрения; 4 - ОП; 5 - плоскость экранирования; 6 - линия горизонта; 7 - расчетное поле
Рисунок 9
Освещенность от единичного ОП рассчитывают по формуле
. (27)
Значение в направлении глаза наблюдателя определяют по разделу 5 с заменой координат расчетной точки на координаты глаза наблюдателя .
Формула (25) справедлива для значений в интервале от 0,05 до 5 кд/м.
При определении в расчет включают ОП, удовлетворяющие следующим условиям:
- ОП должен быть расположен ниже плоскости экранирования кабиной водителя, проходящей через глаз наблюдателя под углом 20° к горизонту, как показано на рисунке 9;
- значение угла для ОП менее 60°;
- расстояние от ОП до наблюдателя менее 500 м.
Значения рассчитывают для наблюдателя, последовательно располагаемого в точках, лежащих на центральной линии данной полосы движения. Первая точка находится на расстоянии 2,75 (-1,5) м от ближней границы расчетного поля (рис.9). Шаг и число остальных точек определяют по 6.3.2 для продольного направления.
Максимальное из рассчитанных значений для точек положения наблюдателя на данной полосе движения считают критичным.