Утверждена
Постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г. N 18-22
Согласована
Постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г. N 19-70
Дата введения 1 июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОНЩИКОВ
ТОИ Р-66-23-95
Разработана АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК "Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.
Типовая инструкция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Асфальтобетонщики при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации применяемого оборудования и технологической оснастки.
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы асфальтобетонщики обязаны:
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет и каску установленного образца;
в) получить задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
г) определить места установки дорожных знаков и ограждений.
2. После получения задания у бригадира или руководителя работ асфальтобетонщики обязаны:
а) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности, наличие ограждений и предупредительных знаков;
б) подобрать технологическую оснастку и инструмент, необходимые для выполнения работы, проверить их на соответствие требованиям безопасности.
3. Асфальтобетонщики не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих и инструмента, указанных в инструкциях заводов - изготовителей, при которых не допускается их применение;
б) отсутствии ограждений места производства работ и предупредительных знаков;
в) загроможденности или недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это асфальтобетонщики обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
Требования безопасности во время работы
4. Во время работы асфальтобетонщики обязаны:
а) соблюдать порядок на рабочем месте, не допускать его загромождения отходами производства, материалами, различными предметами;
б) ограждать рабочее место и обозначать соответствующими дорожными знаками: запрещающими - "Въезд запрещен", "Ограничение максимальной скорости"; предупреждающими - "Дорожные работы". Включать сигнальное освещение в темное время суток;
в) включать светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны быть расположены так, чтобы исключалось слепящее действие светового потока.
5. При нахождении строительных материалов и отходов в местах выполнения работы асфальтобетонщики обязаны размещать их на обочине или обрезе дороги, прилегающих к ремонтируемой или строящейся ее части. При складировании материалов и отходов на обочине дороги перед ними на расстоянии 5 - 10 м по ходу движения транспорта должен быть установлен барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в темное время суток. Размещать материалы на обрезе дороги, проходящей по насыпи, допускается не ближе 1 м от бровки насыпи. Песок, складируемый в штабелях, должен иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для данного вида материала.
6. При применении отбойного молотка необходимо выполнять следующие требования:
а) перед началом работы проверить исправность молотка, исправность шлангов, подающих к нему сжатый воздух, а также узлов их соединения;
б) подключать шланги к воздуховодам сжатого воздуха следует только через вентили, установленные на воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Подключать или отсоединять шланги допускается только после выключения подачи воздуха;
в) работать в небьющихся защитных очках или защитном щитке.
7. При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии необходимо следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие.
8. При приемке доставленной автосамосвалом асфальтобетонной смеси в бункер асфальтобетоноукладчика или на подготовленное основание асфальтобетонщики обязаны выполнять следующие требования:
а) находиться во время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя;
б) подходить к автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова;
в) очищать кузов автосамосвала от асфальтобетонной смеси следует скребком или лопатой с удлиненной рукояткой в положении стоя на земле;
г) загружать смесь в бункер асфальтобетоноукладчика, выпавшую при разгрузке автосамосвала, следует после полной разгрузки автосамосвала.
9. При укладке асфальтобетонной смеси не допускается:
а) становиться на свежеуложенное горячее дорожное покрытие;
б) прикасаться к кожуху выравнивающей плиты асфальтобетоноукладчика;
в) находиться перед движущимся катком.
10. При укладке асфальтобетонной смеси вручную следует выполнять следующие требования:
а) подносить горячую смесь совковыми лопатами допускается на расстояние не более 8 м;
б) перемещать горячую смесь на расстояние свыше 8 м следует на носилках, огражденных бортами с трех сторон, или тачками с разгрузкой опрокидыванием вперед;
в) подавать горячую смесь к месту укладки переброской не допускается.
11. При устройстве дорожного полотна из материалов, обрабатываемых черными вяжущими веществами, следует выполнять следующие требования:
а) проверять уровень уложенного дорожного покрытия, отсыпать или снимать лишний объем материалов после окончания механизированной укладки материалов на данном участке или после остановки работы машины;
б) при заливке дорожного покрытия черными вяжущими веществами не допускается нахождение посторонних лиц на расстоянии ближе 10 м от места заливки. Площадки заливки должны быть ограждены.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
12. Работы должны быть приостановлены:
а) при грозе, дожде, а также тумане и снегопаде, исключающих видимость в пределах фронта работ;
б) при неисправности асфальтобетоноукладчика или ручного инструмента;
в) при утечке битума из автогудронатора;
г) при опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков и ограждений места производства работ;
д) при дорожно - транспортном происшествии, связанном с заездом транспортных средств на место работ.
Требования безопасности по окончании работы
13. По окончании работы асфальтобетонщики обязаны:
а) отключить от сети механизированный инструмент;
б) инструмент и технологическую оснастку, применяемые во время работы, перенести в места, отведенные для их хранения;
в) навести порядок на рабочем месте;
г) сообщить бригадиру или руководителю работ о всех неполадках, возникших во время работы.