6.1 Для затесненных градостроительных условий или расчетных контингентов образовательных организаций или их отделений до 600 обучаемых (студентов), рекомендуются компактные объемно-планировочные решения с размещением всех подразделений в едином здании.
6.2 Для относительно свободных градостроительных условий и расчетных контингентов образовательных организаций более 600 обучаемых (студентов) рекомендуются объемно-планировочные решения с выделением учебного, учебно-производственного и общественно-бытового блоков.
6.3 Варианты блокировки групп помещений при различных объемно-планировочных решениях зданий образовательных организаций приведены в приложении А.
6.4 При проектировании крупных профессиональных образовательных организаций и их отделений допускается предусматривать отдельные блоки лекционных аудиторий, спортивного зала (залов), актового зала, столовой.
6.5 Помещения административно-хозяйственного назначения рекомендуется размещать в единой зоне здания.
6.6 Учебные корпуса профессиональных образовательных организаций следует проектировать высотой не более девяти этажей в соответствии с требованиями СП 118.13330. Высота помещений классов и кабинетов принимается не менее 3 м в соответствии с требованиями СП 118.13330.
6.7 Высоту лабораторий с крупногабаритным оборудованием, учебно-производственных мастерских, лекционных аудиторий вместимостью более 75 мест, спортивных и актовых залов следует принимать в соответствии с технологическими требованиями - не менее 4 м от пола до потолка. Высота спортивных помещений приведена в [12]*.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
6.8 Учебные помещения следует размещать в надземных этажах.
6.9 Учебные помещения следует изолировать от помещений, являющихся источниками шума (мастерские, учебно-спортивные и актовые залы) и запахов (столовые, виварии и др.) с учетом требований СанПиН 2.4.3.1186.
6.10 Помещения лабораторий специальных дисциплин и учебно-производственные помещения мастерских с тяжелым оборудованием следует размещать на первом или цокольном этажах бесподвальных зданий или в подвале согласно СП 118.13330.
6.11 Лаборатории общетехнических и специальных дисциплин, а также оснащенные тяжелым и крупногабаритным оборудованием рекомендуется размещать в блоке с учебно-производственными мастерскими.
6.12 Спортивные залы рекомендуется размещать на нижних этажах здания.
6.13 Допускается размещать спортивные залы над помещениями, кроме учебных, при условии соблюдения требований защиты от шума, определяемых СП 51.13330.
6.14 В здании спортивные залы рекомендуется размещать со стороны открытых плоскостных спортивных сооружений.
6.15 Столовую рекомендуется размещать на нижних этажах здания поблизости от вестибюля. Допускается размещать столовую на двух смежных этажах: на одном - производственные и складские помещения, на другом - обеденный зал с кухней и моечной.
6.16 Проектное решение учебно-спортивных и зрелищно-клубных помещений должно обеспечивать возможность их автономного использования.
6.17 Перечень помещений, которые допускается размещать в подвальном и цокольном этажах, приведен в СП 118.13330
6.18 Помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов размещать в основном учебном здании не допускается.
6.19 Требования к проектированию помещений, в которых хранятся материалы, содержащие закрытую информацию, приведены в [8] и [9]. Перечень таких помещений определяется заданием на проектирование.
6.20 При проектировании помещений, оснащенных компьютерной техникой, следует руководствоваться СанПиН 2.2.2/2.4.1340.
6.21 Пассажирские лифты следует предусматривать в зданиях профессиональных образовательных организаций при разнице отметок пола вестибюля и верхнего этажа - 9,9 м и более. При меньшей высоте зданий, устройство лифтов не обязательно, за исключением случаев, когда устройство лифта необходимо согласно СП 59.13330. В таких случаях в лифтовых холлах может предусматриваться зона безопасности МГН согласно СП 59.13330.
6.22 Количество входов и выходов из зданий должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и технологическим требованиям СП 59.13330 и СП 118.13330.
6.23 Количество лифтов в зданиях профессиональных образовательных организаций (но не менее двух), их назначение, грузоподъемность и габариты определяются ГОСТ Р 52382, ГОСТ 22011, ГОСТ Р 51631.
6.24 Коридоры в зданиях образовательных организаций следует проектировать по СП 118.13330, СП 59.13330 и СП 1.13130.
6.25 Размеры сквозных проездов в зданиях следует принимать по СП 118.13330 и СП 1.13130.
6.26 Учебные помещения профессиональных образовательных организаций включают:
- кабинеты и лаборатории;
- групповые и лекционные аудитории.
6.27 Состав учебных помещений следует определять в соответствии с учебными планами и программами, исходя из условий проведения занятий в одну смену.
6.28 При учебных кабинетах, лабораториях, кабинетах информатики и вычислительной техники и лекционных аудиториях вместимостью более 75 мест рекомендуется предусматривать препараторские площадью не менее 18 м.
6.29 При учебных лабораториях физики и химии следует предусматривать лаборантские площадью не менее 32 м.
6.30 Залы дипломного и курсового проектирования следует рассчитывать на 30% от численности дипломников. Рекомендуемая вместимость залов составляет от 12 до 50 мест.
6.31 Планировка учебных кабинетов, лабораторий, групповых и полугрупповых аудиторий должна обеспечивать боковое освещение учебных мест естественным светом с левой стороны или смешанное освещение - верхнее с боковым. Освещение только верхним естественным светом допускается в лекционных аудиториях вместимостью более 100 мест, залах курсового и дипломного проектирования.
6.32 При проектировании кабинета информатики и вычислительной техники следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340.
6.33 Препараторские при лекционных аудиториях и кабинета информатики и вычислительной техники должны иметь не менее двух выходов: один - в аудиторию, другой - в коридор (рекреацию).
6.34 В лекционных аудиториях вместимостью до 75 мест включительно допускается устройство горизонтального пола.
6.35 Уровень пола перед доской лекционных аудиторий, лабораторий и учебных кабинетов может быть поднят на высоту до 30 см над уровнем остального горизонтального пола. Ширина повышенной части пола должна составлять не менее 150 см, ширина прохода между повышенной частью и первым рядом - не менее 110 см.
6.36 В аудиториях с амфитеатром при наличии демонстрационного стола пол от меловой доски до второго ряда мест должен быть горизонтальным.
6.37 Лекционные аудитории вместимостью до 75 мест, имеющих меньшую высоту, рекомендуется размещать в блоке (зоне) учебных помещений. Аудитории большей вместимости - в блоке общественно-бытовых помещений.
6.38 Рекомендуемые удельные показатели площади кабинетов, лабораторий и аудиторий приведены в приложении Б.
6.39 Библиотеку следует размещать изолированно от актового и спортивного залов, столовой и учебно-производственных мастерских.
6.40 Библиотека должна иметь отдельный служебный вход.
6.41 Антресоли в читальных залах должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
6.42 В библиотеке следует предусматривать условия для работы студентов с электронными носителями информации и Интернетом (медиатеку) с использованием оснащенных компьютерами индивидуальных кабин. Индивидуальные кабины рекомендуется размещать в специально выделенной зоне читальных залов. Количество оснащенных кабинами читательских мест рекомендуется принимать не более 30% от общего количества читательских мест библиотеки.
6.43 Устройство прохода через помещения библиотеки в другие помещения учебного учреждения не допускается.
6.44 В колледжах - территориально-отраслевых и программно-отраслевых комплексах библиотека может предусматриваться как в каждом отделении колледжа, так и при головном отделении как объединенная библиотека, а также в сочетании этих двух вариантов. Выбор варианта устройства библиотеки определяется заданием на проектирование.
6.45 Общую площадь библиотеки следует определять из расчета не менее 0,8 м на одного студента.
6.46 Библиотеки профессиональных образовательных организаций проектируются из расчета численности читателей, равного сумме 100% расчетного контингента студентов и 100% численности преподавателей.
6.47 Количество читательских мест библиотеки определяется из расчета не менее 9% численности читателей.
6.48 Величина книжного фонда библиотеки укрупнено принимается из расчета 50 единиц на одного читателя.
6.49 При реконструкции и расширении существующих библиотек образовательных организаций площадь книгохранилища следует принимать с учетом реального книжного фонда, но не менее расчетной.
6.50 Площадь читального зала следует принимать из расчета не менее 2,4 м на одно обычное читательное место и не менее 6,0 м на одну индивидуальную кабину. Площадь читательского места инвалида определяется по СП 136.13330.
6.51 Площадь помещений закрытого хранения книжного фонда следует принимать из расчета не менее 2,5 м на 1000 единиц хранения со стационарными стеллажами и не менее 1,5 м на 1000 единиц хранения с передвижными стеллажами.
6.52 Площадь помещения для хранения книжного фонда на электронных носителях рекомендуется принимать не менее 12 м.
6.53 Вспомогательные помещения библиотек профессиональных образовательных организаций следует принимать согласно СП 118.13330.
6.54 Состав спортивных помещений профессиональных образовательных организаций определяется заданием на проектирование в зависимости от величины расчетного контингента и учебной программы физического воспитания. Примерный состав спортивных залов приведен в приложении В.
6.55 Площадь физкультурно-спортивных залов и помещений (без учета вспомогательных помещений при них) следует принимать из расчета не менее 1 м на одного занимающегося согласно СП 118.13330.
6.56 Требования к размерам и устройству спортивных залов и вспомогательных помещений при них приведены в [12].
6.57 В игровых и универсальных спортивных залах следует предусматривать зоны для установки:
- спортивных гимнастических снарядов и тренажеров;
- помоста для занятий тяжелой атлетикой;
- ринга для занятий боксом;
- ковра для занятий борьбой.
6.58 Вход в спортивный зал из раздевальных комнат должен быть организован непосредственно либо через обособленный от других помещений коридор.
6.59 Допускается объединение спортивных залов в единый трансформируемый зал-манеж и объединение вспомогательных помещений.
6.60 В отдельно стоящих корпусах спортивных залов и бассейна следует предусматривать дополнительный вестибюль с гардеробом.
6.61 При спортивных залах допускается предусматривать стационарные или трансформируемые места для зрителей.
6.62 Необходимость строительства бассейна и его параметры определяются заданием на проектирование, исходя из учебных программ. Состав и площади помещений бассейна следует принимать по СанПиН 2.1.2.118* (см. также [13]).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СанПиН 2.1.2.1188-03. - Примечание изготовителя базы данных.
6.63 В спортивных залах рекомендуется предусматривать специальное тренажерное оборудование [12], предназначенное для занятий инвалидов.
6.64 Рекомендации по определению открытых спортивных сооружений профессиональных образовательных организаций приведены в [14].
6.65 Размеры спортивных сооружений, их устройство, конструкция покрытий площадок, состав вспомогательных помещений при открытых площадках приведены в [14].
6.66 К зрелищно-клубным помещениям относятся: актовый зал с эстрадой и вспомогательными помещениями, фойе - танцевальный зал со вспомогательными помещениями, клубно-кружковые комнаты со вспомогательными помещениями.
6.67 Количество мест в актовом зале принимается равным 60% от расчетного контингента обучающихся (студентов) образовательной организации.
6.68 Площадь актового зала без эстрады определяется из расчета 0,65 м на одно место в зале.
6.69 Балконы актовых залов вместимостью более 50 мест должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
6.70 Планировки и оборудование актового зала должны обеспечивать возможность проведения конференций, заседаний, собраний, концертов, самодеятельных спектаклей, просмотра кинофильмов.
6.71 При проектировании клубно-кружковых помещений допускается вынесение комнат для технического творчества из клубного блока и приближение их к учебно-производственным мастерским.
6.72 Состав и площади зрелищно-клубных помещений рекомендуется принимать по приложению Г.
6.73 Состав помещений административно-хозяйственного назначения и общественного назначения определяется заданием на проектирование, исходя из организационной структуры учебного учреждения.
6.74 Помещения административно-хозяйственного назначения рекомендуется размещать на нижних этажах зданий поблизости от вестибюля и общих коммуникаций.
6.75 Примерный состав площади административно-хозяйственных помещений приведен в приложении Д.
6.76 Помещения старшего мастера и мастеров производственного обучения рекомендуется размещать в блоке учебно-производственных мастерских.
6.77 Для кабинета директора и заместителя директора по учебной работе, а также для кабинетов заместителей директора по направлениям деятельности допускается предусматривать общую приемную.
6.78 Примерный состав и площади помещений общественного назначения приведены в приложении Е.
6.79 При проектировании территориально-отраслевых и программно-отраслевых колледжей - комплексов, площади помещений объединенной бухгалтерии, объединенного отдела кадров, объединенного штаба гражданской обороны, психологической службы и других объединяемых подразделений (кроме архива) следует рассчитывать по формуле , где - сумма площадей таких помещений, условно определенных для каждого из отделений комплекса.
6.80 Площадь объединенного архива территориально или программно-отраслевого комплекса следует определять как сумму площадей архивов отделений учебного учреждения.
6.81 Основным видом предприятия общественного питания в профессиональных образовательных организациях является столовая. Состав и площади помещений столовой определяются заданием на проектирование.
6.82 Столовая включает: обеденные залы (для обучающихся студентов и преподавателей), производственные, складские и административные помещения.
6.83 Площадь обеденных залов (без раздаточной) следует определять из расчета 1,3 м на одно место в зале по СП 118.13330.
6.84 Площадь обеденного зала, требуемая для размещения одного инвалида-колясочника, должна составлять не менее 3 м в соответствии с требованиями СП 59.13330.
6.85 Количество мест в обеденных залах следует принимать из расчета - расчетного контингента обучающихся (студентов) согласно СанПиН 2.4.3.1186.
6.86 При обеденных залах должны предусматриваться умывальники из расчета - 1 умывальник на 20 мест в обеденном зале, но не менее одного.
6.87 Столовые, работающие на готовой продукции или полуфабрикатах высокой степени готовности, а также столовые, работающие на сырье, вместимостью не более 50 мест рекомендуется проектировать встроенными в учебный корпус. Столовые, работающие на сырье, вместимостью более 50 мест рекомендуется проектировать пристроенными к учебным корпусам или в отдельно стоящих зданиях, связанных с учебными корпусами отапливаемыми переходами.
6.88 Наибольшее расстояние от отдельно стоящей столовой до учебных и учебно-производственных корпусов не должно превышать 300 м.
6.89 Состав и площади производственных, складских и административных помещений столовых определяются на основании СанПиН 2.3.6.1079 и СанПиН 2.4.3.1186.
6.90 Состав и площади помещений медицинского обслуживания (медицинского пункта) следует принимать по приложению Ж в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186.
6.91 Помещения медицинского обслуживания рекомендуется размещать на нижних этажах, поблизости от спортивных и учебно-производственных помещений.
6.92 В зданиях профессиональных образовательных организаций к вспомогательным и подсобным помещениям относятся:
- вестибюль с гардеробом;
- рекреационные помещения;
- уборные;
- складские помещения, кладовые, помещения уборочного инвентаря;
- помещения для хранения домашней и рабочей одежды;
- душевые;
- помещение серверов;
- помещение учрежденческой автоматической телефонной станции (УАТС);
- помещение охраны.
6.93 Состав и площади вспомогательных и подсобных помещений, а также количество санитарных приборов в уборных и душевых определяются заданием на проектирование в соответствии с СП 59.13330, СП 118.13330, СанПиН 2.4.3.1186 и приложением И.
6.94 Туалеты для преподавателей и персонала следует предусматривать при каждом туалете для студентов и оборудовать писсуаром, унитазом и умывальником.
6.95 При женских туалетах следует предусматривать кабины личной гигиены женщин площадью не менее 3 м, оснащенные гигиеническим душем, унитазом и умывальником.
6.96 Помещения для хранения домашней и рабочей одежды, оснащенные душевыми, рекомендуется размещать при учебно-производственных мастерских.
6.97 В серверной, как правило, следует предусматривать одно рабочее место специалиста, оснащенное компьютером, также размещать шкаф или стеллаж для хранения комплектующих и расходных материалов. Рабочее место в серверной не является основным рабочим местом специалиста, которое должно быть предусмотрено в помещении технического персонала.
6.98 Площадь комнаты охраны рекомендуется принимать из расчета - 6 м на 1 место, но не менее 12 м. Необходимость проектирования комнаты охраны определятся заданием на проектирование.
6.99 В комнате охраны должно предусматриваться выходящее в вестибюль окно.
6.100 Помещение охраны должно оснащаться приемно-контрольными приборами систем охранной, пожарной и тревожной сигнализации, а также мониторами видеоконтроля и другими устройствами, предназначенными для дистанционной охраны помещений и территории.