8.1 Правила расчета реактивной тяги струйного вентилятора с учетом влияния монтажных размеров, режима работы и особенностей конструкции струйного вентилятора
8.1.1 Реактивную тягу струйного вентилятора , Н, установленного на потолочном перекрытии автостоянки, вычисляют по формуле
, (8.1)
где - номинальная реактивная тяга вентилятора, полученная при заводских стендовых испытаниях, Н;
- коэффициент, учитывающий снижение реактивной тяги вентилятора от номинального значения, возникающее при передаче импульса от струи вследствие отличия средней скорости воздуха в помещении от нулевого значения, имевшего место при заводских испытаниях;
- коэффициент, учитывающий снижение реактивной тяги вентилятора от номинального значения вследствие эффекта трения от настилающейся на потолочное перекрытие вентиляционной струи;
- коэффициент, учитывающий изменения реактивной тяги вентилятора от номинального значения вследствие снижения потерь на трение при отклонении вентиляционной струи от ограждающих конструкций.
8.1.2 Коэффициент вычисляют по формуле
, (8.2)
где - в соответствии с 7.1; при отсутствии данных и при поперечной системе противодымной вентиляции принимается равной 0,8 м/с;
- средняя скорость воздуха в выходном сечении струйного вентилятора, определяемая по паспортным данным или протоколу результатов заводских испытаний, м/с.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
8.1.3 Для расчета коэффициента при помощи графика, изображенного на рисунке 8.1, при размещении вентилятора на потолочном перекрытии, удаленном от боковых стен, и на сопряжении потолочной панели и боковой стены (в углу) следует определять значение монтажного параметра характеризующего влияние ограждающих конструкций на потери от трения настилающейся воздушной струи вентилятора по формуле
. (8.3)
Рисунок 8.1 - График зависимости поправочного коэффициента от монтажного параметра
8.1.4 Если развитие настилающейся струи вентилятора затруднено выступающими балками (см. рисунок 5.6), необходима установка направляющего аппарата, отклоняющего воздушную струю от потолочного перекрытия на угол не более 10 град. Коэффициент в зависимости от угла наклона струи относительно оси вентилятора при различных значениях монтажного параметра определяют при помощи графика на рисунке 8.2.
Рисунок 8.2 - График зависимости коэффициента от угла наклона струи относительно оси струйного вентилятора
8.2 Правила расположения струйных вентиляторов в помещении автостоянки
8.2.1 Схема взаимного расположения струйных вентиляторов в помещении автостоянки, представлена на рисунке 8.3. Выбранные расстояния между вентиляторами должны обеспечивать:
- минимальное значение осевой скорости воздушной струи при помощи подбора продольного расстояния между вентиляторами , обеспечивающего выполнение условия:
; (8.4)
- смыкание воздушных струй параллельных вентиляторов на расстоянии для создания равномерного (без разрывов) подпотолочного потока воздуха за счет подбора расстояния между параллельно установленными вентиляторами.
а) Соосная установка струйных вентиляторов
б) Параллельная установка струйных вентиляторов
Рисунок 8.3 - Схема взаимного расположения струйных вентиляторов в пожарном отсеке
8.2.2 Выбранное значение 0,8 м/с.
8.2.3 При отсутствии точных данных расстановка струйных вентиляторов осуществляется из условия, что 1 м/с.
8.2.4 Для автостоянок с поперечной схемой противодымной вентиляции (струйные вентиляторы работают только в штатном режиме) допускается увеличение площади, проветриваемой одним вентилятором, до значения, соответствующего 0,8 м/с.
8.2.5 Выбранные расстояния между струйными вентиляторами не должны превышать значений и , представленных на рисунках И.1-И.3 приложения И. Искомые значения представлены в виде зависимостей от значения расчетной реактивной тяги вентилятора по формуле (8.1), при различных расчетных значениях , но не менее 0,5 м/с.
8.2.6 При отсутствии данных, необходимых для расчета значения , допускается приближенная оценка параметров, определяющих взаимное расположение вентиляторов, по результатам заводских испытаний или численного моделирования.
8.2.7 Площадь, проветриваемую одним вентилятором с расчетной реактивной тягой при различных значениях , определяют по следующей формуле или по приложению И в зависимости от расчетной реактивной тяги вентилятора :
. (8.5)
8.2.8 Количество струйных вентиляторов , необходимое для автостоянки с вентилируемой площадью в соответствии с 5.4.4, вычисляют по формуле
, (8.6)
где =1,1 - коэффициент резервирования.
Результат вычисления округляется до целого значения, в резерве должно быть не менее одного струйного вентилятора.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
8.2.9 Допускается осуществлять проверку проектных решений по вентиляционной системе автостоянки с учетом результатов численного моделирования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
8.2.10 Программные продукты, используемые для численного моделирования работы систем струйной вентиляции, должны иметь сертификат, подтверждающий их соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119.
8.2.11 Допускается корректировка параметров вентиляционной системы автостоянки с использованием данных, полученных при численном моделировании и заводских испытаниях струйных вентиляторов.
Пример расчета системы струйной вентиляции подземной автостоянки представлен в приложении Ж.
(Измененная редакция, Изм. N 1).