8.1 Пары масла
Требования к контролю паров масла зависят от вида масла и температуры сжатого воздуха. Для исключения конденсации паров масла в системе сжатого воздуха отбор проб следует проводить при изотермических условиях, т. е. должна быть предусмотрена изоляция патрона мембраны и трубопроводов, а температура сжатого воздуха должна измеряться как в основном потоке, так и в потоке, из которого отбирается проба.
Оценка количества паров масла имеет особое значение при температурах выше 40 °С и для масла с температурой воспламенения ниже 250 °С.
8.2 Максимальная скорость воздуха
Скорость воздуха, проходящего через мембрану, при стандартном давлении не должна превышать 1 м/с.
Как правило, патрон мембраны должен иметь конусообразную форму для равномерного распределения скоростей на мембране.
8.3 Эксплуатация
До контроля чистые (неиспользованные) мембраны следует хранить в месте, защищенном от пыли и атмосферных загрязнений. Установка и удаление мембраны из патрона проводятся при помощи двух пинцетов. После отбора проб и до получения результатов анализа рабочую мембрану также следует хранить в месте, защищенном от пыли.
Не допускается хранить мембраны в контейнерах из органических или углеводородных материалов. Как правило, мембраны хранятся в чистых стеклянных чашках Петри. Мембраны следует хранить в холодном месте при длительном (несколько часов) перерыве между отбором проб и получением результатов анализа.
8.4 Нулевая проба
Для проверки чистоты следует случайным образом выбрать новую мембрану и проверить ее на содержание масла.
8.5 Подготовка к работе
Патрон мембраны проверяется на отсутствие углеводородных загрязнений или компонентов, оставшихся после обезжиривания. Очистку патрона и последующие операции следует проводить в полиэтиленовых перчатках, чтобы исключить жировые загрязнения от рук. Трехслойная мембрана устанавливается в патрон при помощи пинцетов. Для обеспечения надежного уплотнения с входной стороны трехслойной мембраны (снаружи) вставляется политетрафторэтиленовое (ПТФЭ) кольцо.
Затем камера закрывается (например, зажимается в конструкцию типа "клеверного листа") и герметизируется под давлением от 0 до 10 бар. Патрон мембраны соединяется с трубкой пробоотборника (рисунок 3).
До соединения с системой сжатого воздуха оборудование следует полностью очистить от масла, углеводородов и других загрязняющих веществ. Чистота является особо критичной для частей, расположенных между местами соединений и патроном мембраны. Не допускается наличие изгибов трубопровода на расстоянии менее 10 диаметров трубы вверх по потоку воздуха от места установки контрольного оборудования.
8.6 Метод контроля В1
Содержание частиц масла в виде аэрозолей определяется с помощью мембраны (6.2.1.2.1), расположенной в патроне (рисунок 3). Перед установкой мембраны воздух пропускается через обводную трубу следующим образом.
При закрытых запорных клапанах 1 и 5 открывается запорный клапан 4 и из патрона мембраны при помощи клапана сброса 3 удаляется воздух, который проходит через обводную трубу 8. Патрон мембраны открывается, в него последовательно помещаются трехслойная мембрана (8.5) и держатель. Патрон мембраны и клапан сброса 3 закрываются, после чего оборудование готово к работе.
Осторожно открывается запорный клапан 1, чтобы в патрон под давлением поступал воздух. Открывается запорный клапан 5 и осторожно закрывается клапан 4. Вентиль регулирования потока 6 следует установить в положение, обеспечивающее требуемый поток через мембрану. На мембране может собраться от 0,2 до 2,0 мг масла.
Время сбора масла должно быть не менее 2 мин. Отбор пробы прекращается после открытия запорного клапана 4 и закрытия клапана 5. Запорный клапан 1 закрывается и при помощи клапана сброса 3 воздух удаляется из патрона мембраны. Мембрану извлекают и помещают в контейнер, не содержащий углеводородов. Следует следить за чистотой мембраны.
Анализ результатов и расчет количественного содержания масла проводятся по разделу 9.
8.7 Метод контроля В2
Отбор проб и анализ проводятся по 6.2.2.1.
Определяется расход , л/с, через основную трубу (при САУ), после чего вычисляется расход воздуха , л/с, через пробоотборник (при САУ) по формуле
.
Примечание - Обозначения - по 6.2.2.5
В таблице 4 приведены рекомендации по максимальному расходу сжатого воздуха в трубах при давлении 6,3 бар.
Таблица 4 - Рекомендуемые значения максимального расхода воздуха в трубах при давлении 6,3 бар
Размер трубы (ИСО 65, средние серии, номинальный диаметр), мм |
Расход воздуха, л/с (при САУ) при максимальной рекомендуемой скорости |
|
6 м/с |
15 м/с |
|
6 |
1 |
2,5 |
8 |
3 |
7,5 |
10 |
5 |
12,5 |
15 |
10 |
25 |
20 |
17 |
43 |
25 |
25 |
63 |
32 |
50 |
125 |
40 |
65 |
163 |
50 |
100 |
250 |
65 |
180 |
450 |
80 |
240 |
600 |
100 |
410 |
1025 |
125 |
610 |
1525 |
150 |
900 |
2250 |
Примечание - Максимальная рекомендуемая скорость 6 м/с относится к магистралям длиной свыше 15 м, скорость 15 м/с - к магистралям длиной до 15 м. |