5.1 Направление действия вибрации
5.1.1 Поступательную общую вибрацию, воздействующую на тело человека, задают соответствующим направлением в ортогональной системе координат (см. рисунок 1).
1 - опорная поверхность
Рисунок 1 - Направления осей базицентрической системы координат
Обычно при оценке воздействия вибрации на человека координатную систему связывают с его опорно-двигательным аппаратом в нормальном анатомическом положении. Для такой системы координат характерны следующие направления осей:
- ось - от спины к груди;
- ось - от правого бока к левому;
- ось - от ног (или ягодиц) к голове.
5.1.2 Поступательную локальную вибрацию от рулевого колеса определяют в системе координат, связанной с этим колесом:
- ось - в радиальном направлении;
- ось - в тангенциальном направлении к ободу рулевого колеса;
- ось - в направлении, перпендикулярном к осям и .
Направления координатных осей показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Направления измерений на рулевом колесе
В машинах некоторых видов вместо рулевого колеса используют другие устройства управления. В этом случае направления координатных осей должны быть определены в соответствующем испытательном коде.
Если помимо рулевого колеса измерения должны быть выполнены на других органах управления (например, рычагах), направления координатных осей также должны быть определены в соответствующем испытательном коде.
5.2 Точки измерений
5.2.1 При измерениях общей вибрации точки измерений должны быть расположены как можно ближе к той области, где вибрация передается на тело человека.
а) При измерении вибрации, передающейся через сиденье, датчик вибрации устанавливают на полужестком диске (см. 6.2), который размещают на поверхности сиденья таким образом, чтобы датчик находился посередине между седалищными буграми сидящего человека. Из соображений комфорта допускается, чтобы центр диска находился немного впереди (до 5 см) седалищных бугров.
b) При измерении вибрации, воздействующей на ноги человека, датчик вибрации размещают на опорной поверхности посередине между сводами его ступней (см. рисунок 1 для положения стоя).
5.2.2 При измерениях локальной вибрации точки измерений должны быть расположены как можно ближе к той области, где вибрация передается на руки человека.
Измерения на рулевом колесе должны быть проведены в точках около кистей рук, которые держат руль таким образом, как это обычно имеет место при управлении машиной.
Если испытательный код требует проведения измерений на других органах управления (например, рычагах), такие измерения должны быть выполнены в точках, как можно более близких к кистям рук при их обычном положении в процессе управления этими органами.
5.3 Измеряемые параметры
Основным параметром, измеряемым в целях описания виброактивности машины, является среднеквадратичное значение корректированного виброускорения , м/с:
, (1)
где - сигнал виброускорения, измеренный на интервале времени [0, 7].
Требования к значению времени интегрирования указаны в 6.4. Если в испытательном коде не указано иное, при проведении измерений должны быть использованы следующие функции частотной коррекции:
- и для общей вибрации по ГОСТ 31191.1;
- для локальной вибрации по ГОСТ 31192.1.
Диапазон частот измерений определяется видом частотной коррекции.
В приложении В приведены функции частотной коррекции для общей и и локальной вибрации.
Параметр может быть также получен на основе результатов измерения виброускорений в третьоктавных или узких полосах частот в соответствии с ГОСТ 31191.1 для общей и ГОСТ 31192.1 для локальной вибрации.
Анализ в узких полосах частот рекомендуется проводить, кроме того, для проверки правильности измерений, а также для получения дополнительной информации с целью улучшить конструкцию машины.
При измерениях локальной вибрации следует контролировать, не оказывают ли влияние на измеряемую вибрацию собственные движения оператора (например, при управлении им машиной посредством рулевого колеса). Если такое влияние имеет место, следует либо ограничить движения оператора, либо использовать для анализа только те участки записи сигнала, где этого влияния нет (например, прямолинейные участки пути).
5.4 Измерения трехкомпонентной вибрации
Как правило, измерения необходимо выполнять в трех направлениях действия вибрации. При этом должны быть определены следующие параметры вибрации:
- для общей вибрации: , , , ;
- для локальной вибрации: , , , ,
где , и (для локальной вибрации соответственно , и ) - среднеквадратичные значения корректированного виброускорения в направлениях , и соответственно;
- , и - коэффициенты, соответствующие данному виду частотной коррекции, по ГОСТ 31191.1. В случае применения функций частотной коррекции и значения этих коэффициентов равны соответственно 1,4; 1,4 и 1.
Если известно, что для данной машины имеется доминирующее направление вибрации, в испытательном коде по вибрации может быть установлено, что вибрацию измеряют только в одном направлении с указанием этого направления. При этом для локальной вибрации под значением понимают среднеквадратичное значение вибрации в указанном направлении.
Направление действия вибрации можно считать доминирующим, если среднеквадратичное значение корректированного виброускорения в каждом из двух других направлений будет составлять менее 66% данного значения в доминирующем направлении. При измерении вибрации в каждом направлении следует использовать соответствующие весовые коэффициенты , и .