7.1 Общие положения
В испытательном коде по вибрации должны быть четко определены вид машины, ее оборудование, а также количественные характеристики рабочих условий, при которых проводят измерения вибрации. Значения рабочих характеристик и условия испытаний, указанные в испытательном коде, должны обеспечить воспроизведение такой вибрации, чтобы значение определяемого параметра вибрационной характеристики машины соответствовало квантилю порядка 0,75 его распределения в реальных условиях применения машины в режиме работы, когда ее виброактивность максимальна.
Примечание - Рабочие условия, обеспечивающие высокую вибрацию на сиденье оператора, могут отличаться от тех, что обеспечивают высокую вибрацию на рулевом колесе.
7.2 Машина и оборудование
7.2.1 Общие положения
Измерения проводят на новой машине, обеспеченной соответствующим техническим обслуживанием. Если измерения проводят на одной машине с целью распространить результаты измерений на весь класс машин, ее оборудование должно быть типичным для машин этого класса. Если измерения проводят для оценки виброактивности машины специфической конструкции или уникальной машины, эта конструкция должна быть подробно описана.
7.2.2 Нагрузка
Как правило, максимальная вибрация наблюдается в случае, когда машина работает без нагрузки. Поэтому при проведении испытаний обычно используют режим работы без нагрузки.
Если, тем не менее, испытательный код предписывает применение нагрузки, в нем должны быть установлены верхний предел нагрузки и отрицательный допуск на нее. Кроме того, должно быть указано место приложения нагрузки.
7.2.3 Шины
Если колеса машины снабжены шинами, эти шины должны быть новыми, а их тип должен соответствовать указаниям изготовителя машины. В случае применения пневматических шин давление воздуха в них должно соответствовать инструкции изготовителя. Это давление следует проверять до и после проведения испытаний, а результаты измерений вносить в протокол испытаний. Если разность в измерениях, проведенных до и после испытаний, превысит 10%, испытания следует повторить.
Если для данной машины изготовителем допускается применение шин различного типа (например, пневматических, эластичных, подушечных), это может оказать влияние на производимую машиной вибрацию. По возможности в испытательный код не следует включать требование проведения испытаний для шин каждого типа. Однако если влияние типа шин на вибрацию существенно, тогда, помимо испытаний для шин основного типа, для каждого альтернативного типа должно быть проведено по одной серии измерений.
7.2.4 Рельсы и колеса
Если машина передвигается по рельсам, необходимо использовать новые колеса и рельсы, геометрию которых следует контролировать.
7.2.5 Рабочее место оператора
Если машина допускает два способа установки рабочего места оператора (например, кабины) - подрессоренное и неподрессоренное, - измерения должны быть проведены для каждого способа.
Положение рабочего места оператора может оказать влияние на виброактивность машины. Если рабочее место оператора может перемещаться, тогда в испытательном коде может быть установлено требование проведения измерений для различных положений рабочего места, чтобы определить то, при котором виброактивность машины максимальна.
7.2.6 Сиденья
Сиденье (или сиденья) должно быть отрегулировано таким образом, чтобы оператору удобно было работать с органами управления. Если машина оборудована сиденьем с подвеской, подвеска должна быть так отрегулирована по массе оператора, чтобы риск ударов о верхний и нижний ограничители хода подвески был минимален. Если на машину могут быть установлены сиденья разных видов, измерения вибрации следует проводить для сидений каждого вида.
В случае преобладания вибрации в направлении z наиболее экономически выгодным является измерение вибрации методом в соответствии с приложением D. Однако прежде чем обратиться к этому методу, следует провести предварительные испытания с целью убедиться, что данный альтернативный метод и прямые измерения, выполненные для машины, оборудованной креслами разных моделей, дают одинаковые результаты.
7.2.7 Орудия (включая устройства сцепки)
Орудие, навешиваемое на машину, может оказать влияние на ее виброактивность. Поэтому машину, снабженную орудиями, испытывают вместе с ними. В испытательном коде следует избегать требования испытывать машину с применяемыми орудиями всех возможных типов. Однако там, где выбор орудия оказывает существенное влияние на виброактивность машины, испытания проводят для орудий различных типов.
7.2.8 Рулевое колесо (органы управления)
Лицо, управляющее машиной с помощью рулевого колеса (органов управления), должно обхватывать его с силой, обеспечивающей надежное управление машиной. В процессе измерений оператор должен постоянно сохранять управление машиной.
Важно, чтобы управление машиной было безопасным, без каких-либо затруднений (например, связанных с неплотной посадкой рулевого колеса).
7.3 Рабочие условия и испытательный участок
В испытательном коде могут быть определены искусственные или упрощенные рабочие условия для проведения испытаний, если предварительными исследованиями установлено, что данные условия представительны с точки зрения виброактивности машины.
Если рабочими условиями, при которых наблюдается максимальная вибрация, является передвижение машины по участку пути, поверхность такого участка должна быть представительной с точки зрения реальных условий работы машины. Это может быть достигнуто использованием естественного или искусственно созданного испытательного участка. Рекомендации по разработке методов испытаний с использованием естественных или искусственно созданных участков передвижения даны в приложениях Е и F. Если для машин конкретной категории (например, путеукладчика) ни один из этих методов не подходит, в испытательном коде может быть установлен другой метод при условии, что он удовлетворяет требованиям представительности и воспроизводимости.
При использовании искусственно созданного пути его характеристики (длина, неровность поверхности, число, размер и жесткость препятствий) должны быть точно определены в испытательном коде.
При использовании естественного участка в соответствии с приложением F в испытательном коде должны быть установлены требования к выбору этого участка и месту нахождения контрольной точки.
Если максимальная вибрация возникает не при движении машины, а при выполнении ею другого рабочего процесса, в испытательном коде должен быть установлен рабочий цикл этого процесса. В испытательном коде должно быть указано, что характеристику виброактивности необходимо определять для полного рабочего цикла машины, и приведено число рабочих циклов, по которому должны быть усреднены результаты измерений.
7.4 Операторы
Машина может быть оснащена сиденьем, для которого определен коэффициент передачи (см. ГОСТ ИСО 10326-1). В этом случае испытания могут быть проведены с одним оператором массой 80 кг (см. приложение D).
Испытательный код может допускать, чтобы машина была оборудована сиденьем, коэффициент для которого неизвестен. Если такое сиденье имеет подвеску с пружинами и демпферами, испытания проводят с двумя операторами массой 55 и 98 кг, после чего находят среднеарифметическое результатов измерений, которое и вносят в протокол испытаний. Чтобы удовлетворить требованиям по массе оператора, допускается использование дополнительных масс (например, ремней с утяжелениями) - до 5 кг для легкого оператора и до 8 кг для тяжелого. Если сиденье не снабжено механизмом подвески с пружинами и демпферами, испытание может быть проведено с одним оператором массой 80 кг.
7.5 Условия внешней среды
Испытания проводят в условиях, наиболее типичных для предполагаемого применения машины. Экстремальных условий, таких как жара, холод, дождь, грязь, следует избегать. Измерения проводят в диапазоне температур окружающей среды от 5 °С до 30 °С. Преобладающие условия испытаний описывают в протоколе испытаний.
Примечание - При испытании машин с большими пневматическими шинами может потребоваться введение более жестких ограничений по диапазону температур.