ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

5 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1 Общие требования

5.1.1 Машины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий, конструкторских документов на конкретные машины.

5.1.2 Машины следует изготовлять в климатическом исполнении У, категории размещения 1.1 по ГОСТ 15150, но для работы при температурах от минус 25 °С до плюс 40 °С.

5.1.3 Машины должны преодолевать подъем с номинальным грузом. Преодолеваемый подъем должен быть указан в технических условиях на конкретные машины.

5.1.4 Уровень допускаемых индустриальных радиопомех, создаваемых машиной, не должен превышать значений, указанных в "Нормах 8" [1].

5.1.5 Машины должны иметь места для строповки и буксировки. Места строповки должны быть обозначены.

5.1.6 Электротягачи должны иметь устройство, предупреждающее саморасцепление.

5.1.7 Показатели надежности и ресурса машин должны быть установлены в технических условиях на конкретные машины.

5.1.8 Машины должны быть окрашены. Внешний вид лакокрасочных покрытий наружных поверхностей машины должен соответствовать V классу по ГОСТ 9.032. Лакокрасочные покрытия должны соответствовать условиям эксплуатации У1 по ГОСТ 9.104.

5.1.9 На корпусе машин с пневматическими шинами должно быть указано давление в шинах.

5.1.10 Разборка дисков должна быть невозможна без снятия колес с машины.

5.1.11 Колеса машин, выступающие за внешний контур шасси, должны быть ограждены, чтобы защитить водителя от брызг или предметов, вылетающих из-под них.

5.2 Требования к электрооборудованию

5.2.1 Требования к электрическим аппаратам - по ГОСТ 11868.

5.2.2 Электрической схемой должно быть предусмотрено штепсельное соединение для заряда аккумуляторной батареи и отключения ее от остальных элементов электрического устройства машины.

5.2.3 В электрической схеме должны быть предусмотрены предохранители.

В местах установки предохранителей должно быть указано значение номинального тока, на которое они рассчитаны.

5.2.4 Соединения элементов электрической цепи должны быть выполнены по двухпроводной схеме проводами или кабелями с медными жилами.

Изоляция проводов должна быть стойкой к воздействию электролита и масел.

Все провода должны иметь четкую и стойкую маркировку в соответствии с электрической схемой.

5.2.5 Провода электрических цепей должны иметь наконечники.

Допускается присоединять провода цепей управления, освещения и сигнализации сечением не более 2,5 ммЧисло без наконечников, при этом концы многожильных проводов должны быть опаяны.

5.2.6 Провода в местах прохода через отверстия металлоконструкций должны быть защищены от механических повреждений.

5.2.7 Изоляция токоведущих частей электрооборудования при отключенных аккумуляторной батарее, электронном блоке управления, цепях сигнализации и освещения должна выдерживать в течение 1 мин испытательное напряжение переменного тока частотой от 25 до 100 Гц, указанное в таблице 1.


Таблица 1

Напряжение, В

номинальное постоянное

испытательное переменного тока

Число48

500

Число48

1000



При повторном испытании переменным током применяется 0,8 значения испытательного напряжения.

Допускается уменьшать длительность приложения напряжения до 1 с при условии повышения испытательного напряжения на 25%.

5.2.8 Сопротивление изоляции токоведущих частей электрооборудования относительно корпуса машины в холодном состоянии при отключенной аккумуляторной батарее должно быть не менее 500 кОм.

5.2.9 Сопротивление изоляции токоведущих частей электрооборудования относительно корпуса машины после испытаний на влагоустойчивость должно быть указано в технических условиях на конкретные машины.

5.2.10 Сопротивление изоляции аккумуляторной батареи без электролита относительно батарейного ящика должно быть не менее 20 кОм, а с электролитом в заряженном состоянии относительно корпуса машины - не менее 1 кОм.

5.2.11 Тепловой режим электродвигателей должен быть проверен в условных циклах работы машины.

Предельные превышения температур коллекторов электродвигателей над температурой окружающего воздуха не должны быть более значений, установленных ГОСТ 12049.

5.3 Требования к тормозной системе

5.3.1 Машины должны иметь два независимых привода тормозов: рабочий и стояночный. Оба привода могут воздействовать на один и тот же элемент торможения.

Машины со стоящим водителем могут иметь один общий привод, который должен автоматически затормаживать и отключать цепь электродвигателей передвижения при уходе водителя с площадки управления.

5.3.2 Рабочая тормозная система должна обеспечивать эффективное торможение при однократном нажатии на педаль тормоза. Педаль ножного тормоза после снятия давления ноги водителя должна автоматически возвращаться в исходное положение.

5.3.3 Рабочая тормозная система должна удерживать машину с номинальным грузом на наибольшем преодолеваемом подъеме, установленном в технических условиях на конкретную машину, не менее 0,2 мин, а стояночная тормозная система - не менее 5 мин.

5.3.4 Тормоза, которые приводятся в действие нажатием на тормозную педаль, должны обеспечивать коэффициент торможения или тормозной путь (5.3.8) при усилии нажатия на педаль не более 60 даН (61 кгс) и выдерживать без повреждения составных элементов усилие, равное 110 даН (112 кгс).

5.3.5 Тормоза, которые приводятся в действие движением педали вверх (освобождение педали), должны обеспечивать коэффициент торможения или тормозной путь при усилии, перемещающем педаль вверх, не более 30 даН (30 кгс) и выдерживать без повреждения составных элементов усилие, составляющее 200% максимального усилия пружины.

5.3.6 Тормоза, которые приводятся в действие рукояткой, должны обеспечивать коэффициент торможения или тормозной путь при усилии не более 15 даН (15 кгс) и выдерживать без повреждения составных элементов усилие, равное 30 даН (30 кгс).

5.3.7 Тормоза, которые приводятся в действие рычагом, должны обеспечивать коэффициент торможения или тормозной путь при усилии не более 25 даН (25 кгс) и выдерживать без повреждения составных элементов усилие 45 даН (45 кгс).

5.3.8 Рабочий тормоз машины с номинальным грузом (тягач без прицепа) должен обеспечивать на ровном горизонтальном, сухом и чистом цементированном покрытии коэффициент торможения, указанный в таблице 2 и на рисунке 1, или тормозной путь, не превышающий значения, определяемого по формуле

ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия,


где Число - путь торможения, м;

Число - скорость, км/ч;

Число - коэффициент торможения, %, рассчитанный в зависимости от Число по таблице 2.


Таблица 2

Тип машины

Значение Число, %, не менее, для скорости, км/ч


до 5

от 5 до 13,4

св. 13,4

1 Все типы машин, кроме тягачей*

9,3

1,86Число

25

2 Тягачи с одним или двумя тормозными колесами

13

2,6Число

35

3 Тягачи со всеми тормозными колесами

18,6

3,72Число

50

* Для электроштабелеров - во вдвинутом положении грузоподъемника или вил.


ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия


1, 2, 3 - типы машин по таблице 2

Рисунок 1


5.3.9 Угол заноса машины при торможении рабочим тормозом не должен быть более 8°.

5.4 Требования к грузоподъемному устройству и гидроприводу

5.4.1 Конструкцией электропогрузчиков должна быть предусмотрена возможность установки вместо вил других грузозахватных приспособлений.

Присоединительные размеры грузовых плит и вил должны соответствовать указанным в ГОСТ 30013.

5.4.2 Несущие цепи грузоподъемника должны иметь статический коэффициент запаса прочности по разрывному усилию не менее пяти.

При использовании однорядной втулочно-роликовой цепи или в один ряд пластинчатой цепи с числом несущих пластин менее четырех коэффициент запаса прочности должен быть не менее восьми.

При определении запаса прочности сопротивление сил трения в грузоподъемнике не учитывают.

5.4.3 Устройства, выполняющие подъем, опускание, наклон, смещение, выдвижение, поворот и другие рабочие операции, должны иметь ограничители хода.

5.4.4 Машины должны быть оборудованы устройством, предохраняющим механизм подъема от перегрузки.

Значение перегрузки, при котором срабатывает устройство, должно быть указано в технических условиях на конкретные машины.

Устройство должно быть опломбировано.

5.4.5 Самопроизвольное опускание груза из-за утечки в гидравлической системе в течение первых 10 мин не должно превышать 100 мм при вертикальном положении грузоподъемника.

5.4.6 Скорость опускания номинального груза в случае разрыва трубопровода не должна превышать 50 см/с (при разрушении системы вне цилиндра подъема).

5.4.7 Самопроизвольный наклон грузоподъемника вперед с номинальным грузом не должен быть более 5° за 10 мин при вертикальном положении грузоподъемника и при высоте подъема номинального груза 2500 мм, для машин с низким подъемом - при максимальной высоте подъема.

Средняя скорость самопроизвольного наклона грузоподъемника вперед не должна превышать 1/2° в минуту.

5.4.8 Элементы гидравлической системы должны быть герметичны и выдерживать без повреждений в течение 10 с статическое давление, в 1,5 раза превышающее давление настройки предохранительного устройства.

Требования герметичности гидроцилиндров - по ГОСТ 16514.

Класс герметичности гидроцилиндров должен быть установлен в технических условиях на конкретные машины.

5.4.9 Конструкция гидравлической системы должна обеспечивать фильтрацию циркулирующего масла.

5.4.10 Рукава, жесткие трубки и элементы соединений должны иметь не менее чем трехкратный запас прочности от номинального рабочего давления в гидравлической системе.

5.5 Требования к органам управления и месту водителя

5.5.1 Эргономические требования к рабочему месту водителя и органам управления - по нормативной документации*.
_______________
* На территории Российской Федерации - по ГОСТ Р 50570-93.

5.5.2 Поверхность площадки машин, управляемых водителем стоя, должна быть шероховатой, с возвышением у краев или иметь защитный борт высотой не менее 25 мм для предотвращения соскальзывания ноги водителя.

5.5.3 Рабочая площадка водителя, которая выступает за внешний контур машины, должна иметь защитное ограждение.

5.5.4 Рабочая площадка водителя, которая складывается или вращается, должна быть снабжена устройством, препятствующим самопроизвольному складыванию или вращению площадки, когда водитель находится на ней.

5.5.5 Водитель должен быть защищен от перемещающихся относительно него частей машины или между ними должны соблюдаться следующие минимальные расстояния: для мест, к которым могут быть прижаты пальцы водителя, - 25 мм; для мест, к которым могут быть прижаты кисти рук или ступни ног водителя, - 50 мм; для мест, к которым могут быть прижаты руки или ноги водителя, - 100 мм.

5.5.6 Каждый рычаг управления грузоподъемным устройством после снятия с него усилия должен автоматически возвращаться в нейтральное положение, а рабочая операция должна прекращаться.

5.5.7 Рычаги управления грузоподъемным устройством должны быть удобно расположены для пользования ими правой рукой.

5.5.8 Вращение рулевого колеса по часовой стрелке должно соответствовать повороту машины вправо при движении передним ходом.

5.5.9 Угол свободного поворота рулевого колеса должен быть не более 20° от положения рулевого колеса, соответствующего положению управляемых колес при движении машины по прямой, если он не указан в технических условиях на конкретные машины.

5.5.10 Педали рабочего тормоза и управления скоростью передвижения должны быть расположены под правой ногой водителя.

5.5.11 Рычаги, перемещающиеся в вертикальной плоскости, должны размещаться по назначению в порядке, указанном на рисунке 2.

ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия


1 - (наиболее близкий к водителю) - управление подъемом и опусканием рабочего органа;
2 - управление наклоном грузоподъемника (вил); 3, 4 - управление грузозахватными
приспособлениями и другим вспомогательным оборудованием

Рисунок 2


5.5.12 На электропогрузчиках со смещающимся и поворотным грузоподъемником (вилами) рычаги должны размещаться в следующем порядке:

1 -

управление

подъемом и опусканием рабочего органа;

2

"

смещением грузоподъемника (вил);

3 -

управление

наклоном грузоподъемника (вил);

4

"

поворотом " "

5.5.13 На электроштабелерах со смещающимся и поворотно-выдвижным грузоподъемником (вилами) рычаги должны размещаться в следующем порядке:

1 -

управление

подъемом и опусканием рабочего органа;

2

"

выдвижением грузоподъемника (вил);

3

"

наклоном " "

4

"

поворотом " "

5

"

смещением " "

5.5.14 Допускается выполнять несколько операций одним рычагом в соответствии с рисунком 3.

ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия


1 - подъем и опускание рабочего органа; 2 - наклон грузоподъемника (вил);
3 - управление грузозахватными приспособлениями

Рисунок 3


5.5.15 Если рычаги перемещаются в других плоскостях, назначение рычагов должно быть указано в технических условиях на конкретные машины.

5.5.16 Перемещением рычагов назад (к водителю) должны осуществляться следующие операции:

- подъем рабочего органа;

- наклон грузоподъемника (вил) назад;

- движение грузоподъемника назад;

- сжатие груза боковым захватом;

- закрытие грейфера;

- смещение рабочего органа вправо от водителя;

- вращение поворотной каретки по часовой стрелке,

а перемещением рычагов вперед (от водителя) должны осуществляться операции, противоположные вышеперечисленным.

(Поправка).

5.5.17 Если машина управляется при помощи кнопок, расположенных вертикально одна над другой, то нажатие на верхнюю кнопку должно приводить машину в движение вперед, а нажатие на нижнюю - назад.

Назначение кнопок управления, расположенных горизонтально, должно быть обозначено.

Все кнопки управления должны возвращаться в исходное положение после снятия с них усилия.

5.6 Маркировка

5.6.1 На каждой машине должна быть прикреплена табличка, выполненная в соответствии с ГОСТ 12971, содержащая следующие данные:

- товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

- наименование машины;

- условное обозначение машины;

- порядковый номер машины по системе нумерации предприятия-изготовителя, месяц и год изготовителя;

- номинальную грузоподъемность в килограммах (или номинальное тяговое усилие в килоньютонах);

- массу готовой к эксплуатации машины (для электропогрузчиков и электроштабелеров с вилами), но без тяговой аккумуляторной батареи, в килограммах;

- номинальное напряжение тяговой аккумуляторной батареи в вольтах;

- массу аккумуляторной батареи в килограммах;

- надпись "Сделано в ..." (страна-изготовитель).

5.6.2 На электропогрузчиках и электроштабелерах на видном для водителя месте должны быть прикреплены таблички с диаграммами:

- изменения грузоподъемности в зависимости от положения центра тяжести груза;

- изменения грузоподъемности в зависимости от высоты подъема груза (3300 мм и более).

5.6.3 Маркировка транспортной тары - по ГОСТ 14192.

5.7 Упаковка

5.7.1 Вариант внутренней упаковки - ВУ-0 по ГОСТ 9.014.

Для машин, поставляемых за пределы СНГ, вариант внутренней упаковки - ВУ-1 по ГОСТ 9.014 для районов с умеренным климатом и ВУ-5 по ГОСТ 9.014 для районов с тропическим климатом и при морском транспортировании.

5.7.2 Комплект инструментов и запасных частей (ЗИП) должен быть упакован в отдельный ящик или размещен на машине.

Эксплуатационная документация должна быть упакована в водонепроницаемый пакет и вложена в ящик с ЗИП или другое место, предусмотренное техническими условиями на конкретные машины.

5.7.3 Консервация машин и запасных частей - по ГОСТ 9.014 для условий транспортирования, сроков и условий хранения в соответствии с разделом 10 настоящего стандарта.

      Система тестирования для предприятий