Инструкция по охране труда при выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом

Инструкция по охране труда при выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом

 

Инструкция по охране труда  при выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА.
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует мероприятия по охране труда при подготовке, организации и выполнении прыжков с парашютом, а также техническую эксплуатацию средств парашютного десантирования людей. 1.2. Настоящая Инструкция предназначена для: -штатных и нештатных спасателей спасательных парашютно-десантных групп (СПДГ), участвующих в проведении поисковых, аварийно-спасательных, эвакуационных и специальных работ и подготовке к их проведению; -инструкторов-парашютистов, проводящих воздушно-десантную подготовку и тренировку; 1.3. Для учета прыжков с парашютом и спусков на спусковых устройствах на каждого десантника заводится книжка учета прыжков с парашютом.  1.4. К совершению прыжков с парашютом допускаются лица, отвечающие специальным медицинским требованиям, изучившие полный курс теоретической и наземной подготовки, сдавшие зачёты с оценкой не ниже  “хорошо”. 1.5. К прыжкам с задержкой раскрытия ранца основного парашюта допускаются лица, освоившие прыжки с ручным раскрытием ранца основного парашюта. 1.6. К прыжкам ночью допускаются парашютисты, овладевшие техникой прыжка с парашютом днем. Ночные прыжки с парашютом отличаются от дневных сложностью определения направления сноса и момента приземления. 1.7. К прыжкам с парашютом на воду допускаются опытные парашютисты, умеющие плавать, изучившие правила применения спасательных плавательных средств и отработавшие порядок их подготовки и применения при приводнении. 1.8. Прыжки начинающих парашютистов должны проводиться под руководством инструктора-парашютиста, находящегося в момент выполнения прыжков на борту воздушного судна (ВС), с которого выполняются эти прыжки. 1.9. Допуск лиц к выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом оформляется приказом по отряду, после прохождения данными лицами теоретического курса по программам обучения и медицинской комиссии. 1.10. Количество прыжков с парашютом в один день (ночь) на каждого парашютиста определено в Руководстве по воздушному десантированию в гражданской авиации (РВД ГА-99), утверждённому приказом ФСВТ России от 12 августа 1999 г. № 32:

 

Днем

Ночью

-  начинающим парашютистам

2

-

- парашютистам, совершившим от    10 до 100 прыжков с парашютом

4

2

- парашютистам,        совершившим более 100 прыжков с парашютом

6

4

- инструкторам-парашютистам

8

6


1.11. В случае перевода парашютиста на парашюты, к работе с которыми он допускается впервые, необходимо провести теоретическую подготовку в полном объеме и воздушную тренировку, позволяющую отработать особенности использования данной системы. 1.12. При длительных перерывах в прыжках или спусках парашютистам предоставляются 1-2 контрольно-проверочных прыжка  -парашютистам, имеющим менее 100 прыжков, при перерывах более 30 дней; -парашютистам, имеющим свыше 100 прыжков, при перерывах более 60 дней. 1.13. В период проведения парашютных прыжков на неуправляемых парашютных системах при скорости десантирования 250 км/час и более для обеспечения контроля выполнения упражнений и соблюдения техники безопасности на день воздушной тренировки из числа инструкторского состава назначаются: -руководитель воздушной тренировки; -выпускающие, из числа лиц, допущенных приказом руководителя предприятия; -дежурный по старту; -дежурный по площадке приземления. В период проведения парашютных прыжков на управляемых парашютных системах при скорости десантирования менее 250 км/час для обеспечения контроля выполнения упражнений и соблюдения техники безопасности на день воздушной тренировки из числа инструкторского состава назначаются: -руководитель воздушной тренировки; -выпускающие, из числа лиц, допущенных приказом руководителя предприятия; -дежурный инструктор парашютно-десантной подготовки. В этом случае дежурный инструктор парашютно-десантной подготовки выполняет обязанности как дежурного по старту, так и дежурного по площадке приземления. 1.14. В распоряжение руководителя воздушной тренировки выделяются транспортные средства, техническое имущество и дежурный врач (фельдшер). 1.15. Тренировочные прыжки с парашютом разрешается выполнять при температуре не ниже -35°С, а с личным составом СПДГ в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока  - не ниже - 40° С, но не ниже допустимой для данного типа парашютной системы . 1.16. На парашютиста, совершающего прыжки с парашютом, действуют следующие вредные и опасные производственные факторы: -падение с высоты; -метеорологические условия; -стрессовая нагрузка. 1.17. Каждый парашютист при выполнении учебно-тренировочного прыжка должен иметь: -основной и запасной парашюты, страхующий прибор; -одежду, подогнанную по росту и не стесняющую движения в воздухе; -защитный шлем; -обувь с не стоптанными каблуками, исправную и хорошо пригнанную по размеру ноги; -нож, расположенный в легкодоступном месте и привязанный к ранцу запасного парашюта прочным шнуром; шнур должен иметь длину, достаточную для удобного пользования ножом; В особых условиях выполнения парашютных прыжков:  -при прыжках на лес – хлопчатобумажный комбинезон, жёсткий шлем и ботинки (сапоги) кожаные с фиксацией голеностопного сустава; -при прыжках с неуправляемыми парашютными системами – жёсткий шлем и ботинки (сапоги) кожаные с фиксацией голеностопного сустава,  в остальных случаях разрешается выполнять учебно-тренировочные прыжки с парашютом в спортивной обуви кроссового типа; -электрический фонарь при прыжках в ночное время; -высотомер при прыжках с задержкой в раскрытии и с парашютом типа «крыло»; -при прыжках на воду – спасательный жилет (пояс); -в зимнее время – утеплённую куртку (комбинезон), утеплённый шлем (шапку-ушанку), зимние ботинки (сапоги), пятипалые утеплённые перчатки. Выполнять учебно-тренировочные парашютные прыжки на парашютных системах типа «крыло» в летнее время разрешается в спортивной трикотажной одежде и спортивной обуви кроссового типа (кроссовки, кеды) 1.18. В случае получения парашютистом травм  дежурный  врач должен  оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, и в случае тяжёлой травмы организовать эвакуацию пострадавшего в ближайшее лечебное заведение. 1.19. За нарушение требований данной инструкции, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка в отряде. 
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ. 2.1. Тренировочные прыжки с парашютом разрешается проводить на аэродромах и на специально выбранных площадках, отвечающих требованиям безопасности приземления парашютистов: -при выполнении прыжков по программе первоначального обучения – не менее 600х600м; -во всех других случаях - не менее 400х200м. 2.2. Площадка приземления должна отвечать следующим требованиям: -находиться в стороне от воздушных трасс, по которым производятся полеты (допускается выполнять воздушные тренировки вблизи аэродромных узлов при условии непосредственного руководства со стороны руководителя полётов аэродромного узла; -не иметь препятствий (если это не предусмотрено программой подготовки (тренировки); -иметь за пределами ее границ (не менее 250 - 300м.) зону безопасности, свободную от строений, железных дорог, линий электропередач, крупных водоемов и других опасных для приземления препятствий; -иметь подъездные пути для автотранспорта. Пригодность площадок для приземления определяется руководителем парашютных прыжков. 2.3. На постоянно используемых площадках для приземления парашютистов для обозначения центра места приземления необходимо выложить крест из двух полотнищ размером 9х2 м белого (оранжевого) цвета. В других случаях площадка приземления может обозначаться сигнальными шашками. 2.4. Для определения силы и направления ветра у земли на специальной подставке установить матерчатый конус. 2.5. Прыжки с парашютом днем разрешается выполнять при скорости ветра у земли: -не более 5 м/с для начинающих парашютистов; -не более 10 м/с для опытных  парашютистов; -для инструкторов-парашютистов не ниже 2-го класса – не более 15 м/с с учетом тактико-технических данных  (ТТД)  основных и запасных парашютов. 2.6. Прыжки с парашютом ночью, а также днем на мерзлый грунт и малоснежный покров разрешается выполнять при скорости ветра у земли: -не более 4 м/с для начинающих парашютистов; -не более 8 м/с для инструкторов-парашютистов и опытных парашютистов. 2.7. Прыжки с парашютом на воду выполнять при волнении воды не превышающем 3-х баллов и при скорости ветра у поверхности воды: -не более 8 м/с для начинающих парашютистов; -не более 10 м/с для опытных парашютистов и инструкторов-парашютистов. 2.8. Минимальная высота прыжка без задержки раскрытия основного парашюта:

Типа “крыло”

Круглой формы

- 1000 м.

 -  800 м.

 

 

Минимальная высота раскрытия ранца основного парашюта, считая от поверхности земли, над которой производятся эти прыжки:


Тандем

Начинающие парашютисты, выполняющие прыжки с задержкой в раскрытии основного парашюта

Парашютисты, выполняющие прыжки с парашютами типа “крыло”

Парашютисты, выполняющие прыжки с парашютами круглой формы

 

- 1200 м.

 

- 1100 м.

 

- 1000 м.

 

-  800 м.


2.9. При необходимости, по решению руководителя воздушной тренировки подготовленным парашютистам разрешается выполнение прыжков и раскрытие ранца основного парашюта на высотах ниже указанных, но не ниже минимальной высоты раскрытия основного парашюта по ТТД. Во всех случаях нижняя граница облаков должна быть не ниже 300 м. 2.10. Перед началом прыжков с парашютом руководитель воздушной тренировки проводит специальный целевой инструктаж по охране труда и безопасным приёмам при прыжках с парашютом.  2.11. После проведения целевого инструктажа руководителем воздушной тренировки,  парашютисты должны подготовить и осмотреть свои парашюты, обращая особое внимание на исправность вытяжной веревки парашюта, вытяжного кольца с тросиком и шпильками или вытяжного устройства со шпилькой, замка стабилизирующего парашюта, замков отсоединения свободных концов, правильность монтажа и установки параметров страхующего прибора. 2.12. При  обнаружении  каких-либо  неисправностей  у  основного  или запасного парашютов парашютист к прыжку не допускается, а парашют подлежит переукладке. 2.13. Для парашютистов выполняющих прыжки на десантных системах устанавливается очередность выполнения прыжков в группе в зависимости от веса парашютистов: первыми выполняют прыжки парашютисты с большим весом. 2.14. После надевания парашютов должностные лица инструкторского состава должны проверить парашютистов на линии стартового контроля в соответствии с установленным порядком.  2.15. После проверки на контрольной линии выпускающему разместить парашютистов в ВС в порядке очередности прыжков на местах, определенных руководством по лётной эксплуатации (РЛЭ)  данного ВС. 2.16. Во время первого полета на десантирование с помощью пристрелочного приспособления провести расчет прыжка. По результатам выброски пристрелочного парашюта вносятся соответствующие коррективы в расчет прыжка. 2.17. В одном заходе воздушного судна разрешается выполнять групповые прыжки только с однотипными парашютами. 2.18. Тренировочные прыжки с задержкой раскрытия ранца основного парашюта должны выполняться с обязательным наличием страхующего прибора, высотомера или секундомера. 2.19. При проведении прыжков ночью на площадке приземления выкложить световые знаки, обозначающие направление ветра и место приземления. 2.20. Прыжки с парашютом на воду выполнять только при наличии у парашютистов готовых к применению индивидуальных авиационных спасательных плавательных средств. 2.21. Прыжки с парашютом на воду разрешается выполнять только днем при температуре воды не ниже 17С и глубине зоны приводнения не менее 1,5 м. В случае применения морских спасательных костюмов (комплектов) прыжки с парашютом на воду можно выполняться при любой температуре воды и воздуха. 2.22. Центр района приводнения должен быть оборудован не ближе 500 м от скалистых берегов, трасс движения рейсовых судов, яхт, катеров и обозначен плотом или надувной лодкой, окрашенными в белый или оранжевый цвет. Плавательные средства, предназначенные для подбора парашютистов и отцепленных парашютов, должны быть, как правило, моторными. 2.23. Лица, назначенные в состав команды обслуживания и подбора парашютистов, должны уметь хорошо плавать и знать основные правила оказания помощи людям при несчастных случаях на воде. 2.24. Тренировочные прыжки на воду проводить с одиночных воздушных судов с интервалами, обеспечивающими подбор ранее приводнившихся парашютистов. 2.25. При первоначальной подготовке к выполнению производственных прыжков на лес каждый обучаемый должен совершить три тренировочных прыжка с парашютом в защитном снаряжении, из которых:  -один прыжок (первый) на аэродром - при силе ветра у земли не более 5 м/сек; -два прыжка на лес при ветре над пологом не более 7 м/сек. При первых двух прыжках защитное снаряжение надевается на земле перед посадкой в ВС, а при третьем прыжке - в воздушном судне. 2.26. Для выполнения тренировочных прыжков на лес выбирается участок хвойного или смешанного насаждения размеров не менее 75х75 м, не имеющий захламления и сухостойных деревьев, с высотой древостоя в пределах 14-18 м. 2.27. Тренировочные  прыжки  с  парашютом  на  лес  проводятся  на облиственные и хвойные насаждения при температуре воздуха не ниже +5°С.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ПРЫЖКА С ПАРАШЮТОМ. 3.1. После достижения ВС высоты 200 м выпускающему зацепить карабины вытяжных веревок начинающих парашютистов за троса, закрепленные в грузовой кабине. После зацепления карабинов парашютистам запрещается брать в руки вытяжную веревку своего или чужого парашюта. Парашютист, который отделяется от воздушного судна последним, контролирует зацепление карабина у выпускающего (если это необходимо). 3.2. При полете на воздушном судне каждый парашютист обязан: -выполнять команды выпускающего; -соблюдать установленные меры безопасности в обращении с парашютом и страхующими приборами; -следить за правильностью положения своей вытяжной веревки и веревки соседнего парашютиста; -при обнаружении какой-либо неисправности или плохом самочувствии немедленно доложить об этом выпускающему. 3.3. Парашютисты должны знать и соблюдать команды, подаваемые выпускающим,  а также команды световой и звуковой сигнализации: “Приготовиться” - загорание желтого светосигнализатора и два коротких звуковых сигнала; “Пошел” - загорание зеленого светосигнализатора и продолжительный звуковой сигнал; “Отставить” - загорание красного светосигнализатора и прекращение звукового сигнала. 3.4.  В случае отсутствия на площадке приземления выложенного из полотнищ креста (зажженных сигнальных шашек) выброска парашютистов запрещается. 3.5. По команде “Приготовиться” начинающим парашютистам, сидящим по левому борту, встать с сидений, подойти к двери и принять положение полной готовности к отделению от воздушного судна согласно их задания. Если выброска всех парашютистов производится в один заход, то встать и занять положение для отделения также и парашютистам, сидящим по правому борту. Опытным парашютистам занять положение в дверном проеме или с внешней стороны воздушного судна (если позволяет конструкция и ТТД ВС) согласно задания. 3.6. По команде “Пошел” парашютисту отделиться от воздушного судна и в зависимости от задания, но не раньше чем через 2 - 3 с после отделения, выдернуть вытяжное кольцо или выполнить задержку (стабилизацию) на заданное время. 3.7. При выполнении прыжков по программе групповой акробатики перед раскрытием парашюта необходимо выполнить разбежку во избежание столкновений во время и после раскрытия. 3.8. После раскрытия купола парашюта и его осмотра, убедиться в исправности парашюта и отсутствии в опасной близости других парашютистов, занять в подвесной системе удобное для обзора и приземления положение, определить направление снижения и примерное место своего приземления. 3.9. Направление снижения определить по опознавательным знакам, выложенным на площадке приземления, и по местным ориентирам. 3.10. Перед приземлением на высоте 100-150 м парашютисту необходимо: -с помощью строп управления установить купол против ветра, при необходимости развернуться в подвесной системе лицом навстречу набеганию земли; -соединить ступни и голени вместе, слегка согнуть ноги в коленях и в зависимости от скорости горизонтального перемещения вытянуть их вперед; -перенести взгляд вперед в предполагаемую точку приземления; -удерживать cтупни ног перед приземлением параллельно плоскости земли. -При подготовке к приземлению (на высоте не ниже 100м) и приземлении независимо от типа парашютной системы всё внимание сосредоточить на правильность заблаговременной изготовки для приземления. Парашютисту запрещается отвлекать внимание на высотомер, т.к. данный прибор имеет достаточно большую степень погрешности в определении высоты. Определение высоты осуществлять исключительно визуальным способом. -Данные требования являются безопасными приёмами охраны труда при изготовке к приземлению парашютиста независимо от различных погодных условий (ветер, дождь, снег и т.д.). 3.11. При выполнении парашютных прыжков на парашютах типа “крыло”, при приземлении в группах от двух и более человек, сохранять общее направление захода на посадку. В случае пересекающихся курсов приоритет имеет парашютист, находящийся ниже. При пересечении курсов на одной высоте приоритет имеет парашютист находящийся справа относительно направления полёта воздушного судна в момент выброски.  Приземление необходимо выполнять на ступни обеих ног, при этом не следует стремиться устоять на ногах, необходимо упасть вперед или на бок. Приземление опытных парашютистов, выполняющих парашютные прыжки на парашютах типа “крыло”, может выполняться специально отработанными способами. Данные требования являются  безопасными приёмами охраны труда при приземлении парашютиста независимо от различных погодных условий (ветер, дождь, снег и т.д.). 3.12. В ночное время перед отделением от воздушного судна и в течение спуска на парашюте во избежание временного ослепления не следует смотреть на сильные источники света. 3.13. В ночное время контроль высоты осуществлять с помощью парашютного высотомера с подсветкой циферблата. 3.14. Во время ночных прыжков, необходимо ноги, слегка согнутые в коленях, свести вместе и быть постоянно готовым к приземлению. Для осмотра купола парашюта после его раскрытия и обозначения своего места приземления нужно иметь электрический фонарь, или какой либо источник света, закрепляемый на теле парашютиста и включаемый в момент отделения. Освещать воздушное судно и снижающихся парашютистов с земли прожектором запрещается. 3.15. При спуске под куполом парашюта ночью парашютист должен выбрать хорошо видимый ориентир, определить по нему направление ветра, развернуться с учётом ветра (на нейтральных парашютах – по сносу, на парашютах  типа «крыло» против ветра). 3.16. При подготовке к приводнению парашютисту: 3.16.1. выполняющему прыжок на парашютной системе с расположением запасного парашюта на груди до высоты не ниже 200 м необходимо: -заправить под бедра круговую лямку подвесной системы парашюта; -отстегнуть со стороны, противоположной кольцу, ранец запасного парашюта от главной круговой лямки и отвести его в сторону; -отстегнуть карабины ножных обхватов, а затем карабин грудной перемычки подвесной системы парашюта; -вывести правую руку из плечевого обхвата, держась левой рукой за лямку; -при прыжке со спасательным парашютом и с индивидуальной спасательной лодкой ввести в действие систему газонаполнения лодки, а затем раскрыть замок подвесной системы и вывести ножные обхваты из скоб круговой лямки; -включить систему газонаполнения жилета; -при касании воды ногами выпрямить корпус тела и быстро освободиться от подвесной системы; 3.16.2. выполняющему прыжок на парашютной системе с расположением основного и запасного парашютов за спиной необходимо: приводнится в непосредственной близости от плота, отмечающего центр района приводнения; при касании воды ногами осуществить отцепку основного парашюта и вплавь добраться до плота. 3.16.3. После приводнения парашютист обязан: поддуть камеры жилета воздухом через клапаны поддува, при наличии индивидуальной спасательной лодки влезть в нее; при подходе катера подать вершину купола парашюта на катер и подняться в него самому.

 

      Система тестирования для предприятий