Утверждена
Приказом
Государственного комитета
Российской Федерации
по печати
от 15 октября 1997 г. N 108
Согласована
Российский комитет
профсоюза работников культуры
2 июля 1997 г. N 05-12/031
Дата введения -
1 января 1998 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
1. Общие требования
1.1. Водители внутризаводского транспорта должны пройти
специальное обучение и соблюдать требования общей и настоящей
Инструкции по охране труда.
1.2. Водитель должен иметь при себе удостоверение на право
управления электрокаром или электропогрузчиком.
1.3. К работе на электрокаре, электропогрузчике допускаются
люди не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование,
обучение и инструктаж по охране труда.
1.4. На каждом электрокаре и электропогрузчике должны быть
специальные запорные устройства (замок) и инвентарный номер,
поставленный на обратной стороне стойки управления и на стенках
батарейного ящика, и обозначена грузоподъемность.
1.5. Не реже одного раза в год необходимо проводить испытание
электропогрузчика на подъем груза с составлением акта о
результатах испытания.
1.6. Запрещается:
передавать управление электрокаром или электропогрузчиком
другому лицу, не имеющему соответствующего права и без разрешения
администрации;
перевозить на электрокаре и электропогрузчике людей;
работать на неисправном электрокаре или электропогрузчике;
прикасаться к оголенным токоведущим частям (клеммам
аккумуляторной батареи, щитку и др.);
класть провода аккумулятора на корпус электропогрузчика или
электрокара;
эксплуатировать электропогрузчики или электрокары на неровных
и не имеющих твердого покрытия (бетон, асфальтобетон, дощатый пол
и т.д.) проездах.
2. Перед началом работы
2.1. Получить под расписку транспортные средства и задание на
выполнение работы. Одеть спецодежду и привести ее в порядок.
2.2. Тщательно осмотреть электрокар или электропогрузчик,
проверять правильность переключения скоростей, исправность
звукового сигнала, электрозамка, рулевого управления, тормозов,
напряжение (переносным вольтметром) и надежность контактов
аккумуляторной батареи.
2.3. Проверить:
нет ли течи из аккумуляторной батареи, из гидросистемы наклона
и подъема, из картера ведущего моста, из гидравлического привода
тормозной системы;
наличие диэлектрического коврика на площадке водителя, не
повреждена ли изоляция рукояток рычага управления, имеются ли
предохранительные скобы на рычагах и ограждениях для защиты ног;
работу механизма подъема и наклона. При обнаружении
недостаточного количества жидкости в тормозном цилиндре добавить
тормозную жидкость того же состава. Следует помнить, что добавка
малейшего количества минерального масла в тормозную систему
выведет из строя все резиновые детали;
исправность действия тормозов. Электропогрузчик или электрокар
с рабочей нагрузкой должны останавливаться на следующем расстоянии
от начала торможения при скорости:
до 5 км/ч - 1,5 м;
до 3,5 км/ч - 1 м;
до 1,5 км/ч - 0,5 м;
чтобы при снятии ноги с педали электрокар, педаль
механического тормоза автоматически опускалась, и электрокар
затормаживался с одновременным выключением электротока. Контроллер
в этом случае не может быть приведен в действие.
2.4. После проверки закрыть плотно все ограждения, пробки и
крышки. Сообщить администрации о неправильной работе тормоза
(неполное торможение или бездействие), искрении двигателя,
контроллера, отсутствии сигнала, о неисправности рулевого
управления и любых других систем и до устранения неполадок к
работе не приступать.
3. Во время работы
3.1. Во время работы следует соблюдать следующие правила:
для пуска электродвигателя следует вначале нажать на педаль
подножки и затем плавно повернуть рукоятку контроллера;
начинать движение только на первой скорости;
быть внимательным, не отвлекаться, не курить, соблюдать
установленные правила движения для внутрицехового транспорта;
не допускать резкого торможения (за исключением случаев
возникновения опасных ситуаций). Для остановки электрокара или
электропогрузчика с ручным включением скоростей сначала следует
поставить контроллер в нулевое положение и лишь после этого
освободить педаль тормоза;
перед переключением на задний ход затормозить электрокар до
полной остановки;
при переключениях и выключениях скорости зафиксировать
рукоятку в соответствующем скорости углублении (фиксаторе) и при
остановке установить переключатель в нейтральное положение;
при наличии на транспортных путях переносных лестниц или иных
устройств, на которых находятся люди, делать объезд на расстоянии
не ближе 1 м от них;
следить за тем, чтобы расстояние между двумя движущимися друг
за другом транспортными средствами не было меньше 10 м;
при движении и разъездах со встречным транспортом держаться
правой стороны, уступить путь автомобилям, пожарному транспорту и
т.п.;
при движении в складах, узких местах, на поворотах, при выезде
из-за углов зданий, при заезде в лифты, переезде через дверные
проемы, в местах скопления людей и т.п. следить за тем, чтобы
скорость не превышала 3 км/ч;
прекратить работу и сообщить администрации о плохом освещении,
загромождении проездов, неисправности подъездных путей, а также в
случае, если ширина проезда менее 2 м;
при движении с места проверить, нет ли на пути следования
электрокара людей; при резком изменении направления движения,
подъеме и опускании платформы или грузозахватных устройств (в
присутствии людей) дать звуковой сигнал;
при загрузке электротранспортных средств не допускать
превышения грузоподъемности и неправильной укладки груза;
следить за тем, чтобы груз находился в центре платформы в
устойчивом положении, был надежно закреплен и не выступал за
габариты платформы более чем на 30 см;
при работе на электрокаре с подъемной платформой или
электропогрузчике брать груз осторожно и на тихом ходу, без
ударов, подводя захватное устройство под тару до упора;
подъем и складирование грузов производить на ровной
горизонтальной плоскости;
для транспортировки груза поднимать его на высоту от
поверхности пола не более 20 - 30 см, а наклон подъемника
производить "на себя" полностью;
перед опусканием (подъемом) груза осмотреть место, на которое
опускается (поднимается) груз, чтобы не задеть работающих людей и
расположенные рядом стеллажи, штабели продукции;
надежно держать рычаги управления или рулевой штурвал во
избежание потери управления;
перевозить груз на электрокаре "за собой". При управлении же
электропогрузчиком - "впереди себя";
следить за состоянием аккумуляторов, не допуская их полной
разрядки, и закрывать крышки ящика батарей.
3.2. Запрещается:
делать резкие движения и повороты, повороты на месте (радиус
поворота должен быть не менее 2,5 м);
открывать двери или ворота ударом электрокара или
электропогрузчика;
тормозить при включенном контроллере;
выезжать на подъем круче 14°, ездить по покрытиям с выбоинами
и наезжать на какие-либо предметы;
обгонять все виды механизированного транспорта, людей с
ручными тележками и пешеходов (обгонять можно только на малой
скорости, подав не менее чем за 5 м до обгона сигнал. Если дорогу
не уступают, обгон запрещается);
загружать платформу электрокара выше глаз водителя;
перевозить груз в неисправной или перегруженной таре;
при подъеме, опускании или перемещении груза поддерживать его
руками, а также допускать нахождение людей в опасной зоне около
груза;
поднимать груз за один край (угол) электропогрузчиком для
укладки под него подкладок (высота стеллажа должна быть не менее 5
см от пола);
поднимать или опускать груз во время движения погрузчика;
укладывать груз на электрокабели, трубопроводы, на края или
перекрытия траншей, а также на пожарные, канализационные,
телефонные или другие колодцы на проезжей части;
отрывать примерзший, заваленный или прикрепленный к чему-либо
груз;
оставлять электропогрузчик или электрокар в проездах и
проходах;
оставлять электротранспорт без предварительного выключения и
опускания грузозахватного механизма и передавать ключ от главного
выключателя посторонним лицам. Ключ электрического замка на время
перерывов в работе должен быть у водителя;
перевозить и поднимать одновременно электропогрузчиком по два
рулона бумаги или две кипы картона.
4. В аварийных ситуациях
4.1. При столкновении с другими транспортными средствами,
падении груза необходимо остановить электропогрузчик или
электрокар. Оценить обстановку и принять правильное решение.
4.2. При травмировании работников им необходимо оказать первую
медицинскую помощь.
4.3. При обнаружении утечки электротока необходимо отключить
электротранспорт.
4.4. При задымлении и пожаре следует отключить
электротранспорт (по возможности удалить работающих из помещения)
и сообщить об этом администрации.
5. По окончании работы
5.1. Поставить электротранспорт в отведенное место, отключить
его и сдать под расписку.
5.2. В журнале указать его техническое состояние.
5.3. Снять спецодежду, поместить в отведенное место.
5.4. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, при
необходимости принять душ.