ТОИ Р-01-003-97. Инструкция по охране труда при использовании внутризаводского электротранспорта

ТОИ Р-01-003-97. Инструкция по охране труда при использовании внутризаводского электротранспорта

Утверждена 
Приказом 
Государственного комитета 
Российской Федерации 
по печати 
от 15 октября 1997 г. N 108

Согласована 
Российский комитет 
профсоюза работников культуры 
2 июля 1997 г. N 05-12/031 
    
Дата введения - 
1 января 1998 года 
   

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА


     
                           1. Общие требования 
    
        1.1. Водители   внутризаводского   транспорта   должны  пройти 
    специальное  обучение  и  соблюдать требования  общей  и настоящей 
    Инструкции по охране труда. 
        1.2. Водитель  должен  иметь  при  себе удостоверение на право 
    управления электрокаром или электропогрузчиком. 
        1.3. К  работе  на электрокаре,  электропогрузчике допускаются 
    люди не моложе 18 лет,  прошедшие медицинское освидетельствование, 
    обучение и инструктаж по охране труда. 
        1.4. На каждом электрокаре  и  электропогрузчике  должны  быть 
    специальные  запорные  устройства  (замок)  и  инвентарный  номер, 
    поставленный на обратной стороне стойки управления  и  на  стенках 
    батарейного ящика, и обозначена грузоподъемность. 
        1.5. Не реже одного раза в год необходимо проводить  испытание 
    электропогрузчика   на   подъем   груза   с  составлением  акта  о 
    результатах испытания. 
        1.6. Запрещается: 
        передавать управление  электрокаром   или   электропогрузчиком 
    другому лицу,  не имеющему соответствующего права и без разрешения 
    администрации; 
        перевозить на электрокаре и электропогрузчике людей; 
        работать на неисправном электрокаре или электропогрузчике; 
        прикасаться к    оголенным    токоведущим    частям   (клеммам 
    аккумуляторной батареи, щитку и др.); 
        класть провода  аккумулятора  на  корпус электропогрузчика или 
    электрокара; 
        эксплуатировать электропогрузчики  или электрокары на неровных 
    и не имеющих твердого покрытия (бетон,  асфальтобетон, дощатый пол 
    и т.д.) проездах. 
    
                         2. Перед началом работы 
    
        2.1. Получить  под расписку транспортные средства и задание на 
    выполнение работы. Одеть спецодежду и привести ее в порядок. 
        2.2. Тщательно   осмотреть  электрокар  или  электропогрузчик, 
    проверять   правильность   переключения   скоростей,   исправность 
    звукового сигнала,  электрозамка,  рулевого управления,  тормозов, 
    напряжение  (переносным  вольтметром)   и   надежность   контактов 
    аккумуляторной батареи. 
        2.3. Проверить: 
        нет ли течи из аккумуляторной батареи, из гидросистемы наклона 
    и подъема,  из картера ведущего моста,  из гидравлического привода 
    тормозной системы; 
        наличие диэлектрического  коврика  на  площадке  водителя,  не 
    повреждена  ли  изоляция  рукояток  рычага управления,  имеются ли 
    предохранительные скобы на рычагах и ограждениях для защиты ног; 
        работу механизма    подъема   и   наклона.   При   обнаружении 
    недостаточного количества жидкости в тормозном  цилиндре  добавить 
    тормозную жидкость того же состава.  Следует помнить,  что добавка 
    малейшего  количества  минерального  масла  в  тормозную   систему 
    выведет из строя все резиновые детали; 
        исправность действия тормозов. Электропогрузчик или электрокар 
    с рабочей нагрузкой должны останавливаться на следующем расстоянии 
    от начала торможения при скорости: 
        до 5 км/ч - 1,5 м; 
        до 3,5 км/ч - 1 м; 
        до 1,5 км/ч - 0,5 м; 
        чтобы при   снятии   ноги   с   педали   электрокар,    педаль 
    механического   тормоза  автоматически  опускалась,  и  электрокар 
    затормаживался с одновременным выключением электротока. Контроллер 
    в этом случае не может быть приведен в действие. 
        2.4. После проверки закрыть плотно все  ограждения,  пробки  и 
    крышки.  Сообщить  администрации  о  неправильной  работе  тормоза 
    (неполное  торможение  или   бездействие),   искрении   двигателя, 
    контроллера,   отсутствии   сигнала,   о   неисправности  рулевого 
    управления и любых других  систем  и  до  устранения  неполадок  к 
    работе не приступать. 
    
                            3. Во время работы 
    
        3.1. Во время работы следует соблюдать следующие правила: 
        для пуска электродвигателя следует вначале  нажать  на  педаль 
    подножки и затем плавно повернуть рукоятку контроллера; 
        начинать движение только на первой скорости; 
        быть внимательным,   не   отвлекаться,  не  курить,  соблюдать 
    установленные правила движения для внутрицехового транспорта; 
        не допускать   резкого   торможения  (за  исключением  случаев 
    возникновения опасных ситуаций).  Для  остановки  электрокара  или 
    электропогрузчика  с  ручным  включением скоростей сначала следует 
    поставить контроллер  в  нулевое  положение  и  лишь  после  этого 
    освободить педаль тормоза; 
        перед переключением на задний ход  затормозить  электрокар  до 
    полной остановки; 
        при переключениях   и   выключениях   скорости   зафиксировать 
    рукоятку  в  соответствующем скорости углублении (фиксаторе) и при 
    остановке установить переключатель в нейтральное положение; 
        при наличии  на транспортных путях переносных лестниц или иных 
    устройств,  на которых находятся люди, делать объезд на расстоянии 
    не ближе 1 м от них; 
        следить за тем,  чтобы расстояние между двумя движущимися друг 
    за другом транспортными средствами не было меньше 10 м; 
        при движении и разъездах со  встречным  транспортом  держаться 
    правой стороны,  уступить путь автомобилям, пожарному транспорту и 
    т.п.; 
        при движении в складах, узких местах, на поворотах, при выезде 
    из-за углов зданий,  при заезде в лифты,  переезде  через  дверные 
    проемы,  в  местах  скопления людей и т.п.  следить за тем,  чтобы 
    скорость не превышала 3 км/ч; 
        прекратить работу и сообщить администрации о плохом освещении, 
    загромождении проездов,  неисправности подъездных путей, а также в 
    случае, если ширина проезда менее 2 м; 
        при движении с места проверить,  нет  ли  на  пути  следования 
    электрокара  людей;  при  резком  изменении  направления движения, 
    подъеме и опускании  платформы  или  грузозахватных  устройств  (в 
    присутствии людей) дать звуковой сигнал; 
        при загрузке   электротранспортных   средств   не    допускать 
    превышения грузоподъемности и неправильной укладки груза; 
        следить за тем,  чтобы груз находился  в  центре  платформы  в 
    устойчивом  положении,  был  надежно  закреплен  и  не выступал за 
    габариты платформы более чем на 30 см; 
        при работе   на   электрокаре   с   подъемной  платформой  или 
    электропогрузчике брать  груз  осторожно  и  на  тихом  ходу,  без 
    ударов, подводя захватное устройство под тару до упора; 
        подъем и   складирование   грузов   производить   на    ровной 
    горизонтальной плоскости; 
        для транспортировки  груза  поднимать   его   на   высоту   от 
    поверхности  пола  не  более  20  -  30  см,  а  наклон подъемника 
    производить "на себя" полностью; 
        перед опусканием (подъемом) груза осмотреть место,  на которое 
    опускается (поднимается) груз,  чтобы не задеть работающих людей и 
    расположенные рядом стеллажи, штабели продукции; 
        надежно держать  рычаги  управления  или  рулевой  штурвал  во 
    избежание потери управления; 
        перевозить груз на электрокаре "за собой".  При управлении  же 
    электропогрузчиком - "впереди себя"; 
        следить за состоянием аккумуляторов,  не  допуская  их  полной 
    разрядки, и закрывать крышки ящика батарей. 
        3.2. Запрещается: 
        делать резкие  движения и повороты,  повороты на месте (радиус 
    поворота должен быть не менее 2,5 м); 
        открывать двери    или    ворота    ударом   электрокара   или 
    электропогрузчика; 
        тормозить при включенном контроллере; 
        выезжать на подъем круче 14°,  ездить по покрытиям с выбоинами 
    и наезжать на какие-либо предметы; 
        обгонять все  виды  механизированного  транспорта,   людей   с 
    ручными  тележками  и  пешеходов  (обгонять  можно только на малой 
    скорости,  подав не менее чем за 5 м до обгона сигнал. Если дорогу 
    не уступают, обгон запрещается); 
        загружать платформу электрокара выше глаз водителя; 
        перевозить груз в неисправной или перегруженной таре; 
        при подъеме,  опускании или перемещении груза поддерживать его 
    руками,  а  также  допускать нахождение людей в опасной зоне около 
    груза; 
        поднимать груз  за  один  край  (угол)  электропогрузчиком для 
    укладки под него подкладок (высота стеллажа должна быть не менее 5 
    см от пола); 
        поднимать или опускать груз во время движения погрузчика; 
        укладывать груз  на электрокабели,  трубопроводы,  на края или 
    перекрытия  траншей,  а  также   на   пожарные,   канализационные, 
    телефонные или другие колодцы на проезжей части; 
        отрывать примерзший,  заваленный или прикрепленный к чему-либо 
    груз; 
        оставлять электропогрузчик  или  электрокар   в   проездах   и 
    проходах; 
        оставлять электротранспорт без предварительного  выключения  и 
    опускания  грузозахватного механизма и передавать ключ от главного 
    выключателя посторонним лицам.  Ключ электрического замка на время 
    перерывов в работе должен быть у водителя; 
        перевозить и поднимать одновременно электропогрузчиком по  два 
    рулона бумаги или две кипы картона. 
    
                         4. В аварийных ситуациях 
    
        4.1. При  столкновении  с  другими  транспортными  средствами, 
    падении   груза   необходимо   остановить   электропогрузчик   или 
    электрокар. Оценить обстановку и принять правильное решение. 
        4.2. При травмировании работников им необходимо оказать первую 
    медицинскую помощь. 
        4.3. При обнаружении утечки электротока  необходимо  отключить 
    электротранспорт. 
        4.4. При    задымлении    и    пожаре    следует     отключить 
    электротранспорт  (по возможности удалить работающих из помещения) 
    и сообщить об этом администрации. 
    
                          5. По окончании работы 
    
        5.1. Поставить электротранспорт в отведенное место,  отключить 
    его и сдать под расписку. 
        5.2. В журнале указать его техническое состояние. 
        5.3. Снять спецодежду, поместить в отведенное место. 
        5.4. Вымыть  лицо  и  руки   теплой   водой   с   мылом,   при 
    необходимости принять душ.


 

      Магазин учебных материалов