Утверждена
Приказом
Государственного комитета
Российской Федерации
по печати
от 15 октября 1997 г. N 108
Согласована
Российский комитет
профсоюза работников культуры
2 июля 1997 г. N 05-12/031
Дата введения -
1 января 1998 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АВТОПОГРУЗЧИКА
1. Общие требования
1.1. К работе водителя автопогрузчика допускаются лица не
моложе 18 лет, которые прошли медосмотр, имеют удостоверение на
право управления автомобилем, обучены и сдали испытания по
устройству и эксплуатации автопогрузчика и получили
соответствующее удостоверение.
Кроме того, водитель автопогрузчика должен пройти обучение и
аттестацию в качестве стропальщика.
1.2. К самостоятельной работе эти лица могут быть допущены
только после стажировки под руководством опытного водителя и после
приобретения необходимых практических навыков по управлению
автопогрузчиком.
1.3. Автопогрузчик периодически (не реже одного раза в год, а
также после ремонта) должен проходить техническое
освидетельствование и испытание нагрузкой, превышающей номинальную
на 10%.
1.4. На рабочем месте необходимо соблюдать требования общей и
настоящей Инструкции по охране труда, правила внутреннего
распорядка и выполнять все указания мастера по безопасному
производству работ.
1.5. Водителю автопогрузчика должна быть выдана спецодежда
согласно отраслевым нормам.
1.6. Водитель автопогрузчика несет ответственность за
нарушение правил безопасности лично им и работающих с ним
стропальщиков и рабочих.
2. Перед началом работы
2.1. Перед началом работы водитель обязан рассмотреть и
проверить:
2.1.1. Состояние двигателя, наличие горючего в баке, масла в
картере и воды в радиаторе, а также рабочей жидкости в баке
гидравлической системы.
2.1.2. Исправность приспособлений, в частности, если грузы
поднимают и перемещают вилами, то их надо устанавливать так, чтобы
концы находились в одной горизонтальной плоскости (при работе же с
ковшом необходимо убедиться в надежности шарнирных соединений и
механизма опрокидывания).
2.1.3. Исправность действия звукового сигнала, фар, стоп -
сигнала.
2.1.4. Состояние шин и внутреннее давление в них. Внутреннее
давление воздуха в сдвоенных шинах должно быть одинаковым и
соответствовать паспортным данным автопогрузчика.
2.1.5. Состояние и исправность грузоподъемника. Следует
очистить от грязи и смазать все подвижные части телескопической
рамы и каретки, а также проверить, не деформированы ли наружные и
внутренние рамы грузоподъемника и нет ли повреждений (трещин) в
местах сварки. Необходимо убедиться, что концы пластинчатых цепей
надежно закреплены на поперечине наружной рамы и на каретке.
2.1.6. Действие гидравлической системы: убедиться, что нет
течи в соединениях гидросистемы и в исправности шлангов высокого и
низкого давления. Шланги со вздутием или течью в соединениях нужно
заменить. При замене шлангов нельзя допускать их скручивания и
перегибов, так как это приводит к преждевременному износу и
разрыву шлангов.
2.2. При работе на автопогрузчике с крановой стрелкой, кроме
выполнения общих указаний, водитель должен проверить надежность
соединения концов стального каната с грузовым крюком, а также
исправность стропов и грузозахватных приспособлений.
2.3. О неисправностях, обнаруженных при осмотре
автопогрузчика, которые водитель не может устранить сам, он должен
сообщить мастеру или лицу, ответственному за эксплуатацию
автопогрузчика. Поднимать или транспортировать груз на неисправном
автопогрузчике запрещается.
3. Во время работы
3.1. При захвате груза вилами автопогрузчиком необходимо
соблюдать следующие требования:
3.1.1. Захватывать груз водителя может только при наклоне
грузоподъемной (телескопической) рамы вперед, а поднимать - только
при наклоне рамы "на себя".
3.1.2. Поднимать груз, вес которого не известен или превышает
предельную грузоподъемность автопогрузчика, запрещается. Нельзя
отрывать автопогрузчиком примерзший или зажатый груз или брать
груз, если под ним нет свободного прохода для вилок.
3.1.3. Водитель должен следить за тем, чтобы центр тяжести
груза на вилочных захватах располагался по центру продольной оси
автопогрузчика, а груз свешивался вперед не более чем на 1/3 длины
вилок.
3.1.4. При подъеме и транспортировании громоздких грузов, не
вписывающихся в габариты вилочных захватов, но по своему весу не
превышающих грузоподъемности автопогрузчика, следует пользоваться
удлинителями вилок, а груз надежно привязывать к каретке.
3.2. При перемещении громоздких грузов, закрывающих обзор
водителю, необходимо перемещать автопогрузчик по сигналу рабочего,
специально выделенного для указания дороги. Подавать автопогрузчик
задним ходом, транспортировать грузы, центр тяжести которых
приходится на концы вилок, запрещается.
3.3. Транспортирование груза можно начинать лишь тогда, когда
он надежно и равномерно расположен на рабочем приспособлении
(ковше, вилках и т.д.) и поднят над землей не более чем на 0,5 м.
Трогаться с места можно только на первой скорости.
3.4. Передвигать автопогрузчик с грузом, поднятым на высоту
более чем на 0,5 м, а также поднимать груз и наклонять
телескопическую раму вперед во время движения запрещается.
3.5. Груз следует поднимать осторожно, без рывков, постепенно
увеличивая число оборотов двигателя и плавно перемещая рычаг
управления гидроцилиндром подъема. Если движение каретки
происходит рывками, работу следует прекратить, выяснить и
устранить причину неисправности.
3.6. Погрузка и транспортирование автопогрузчиком баллонов со
сжатыми газами, а также горючих и обжигающих жидкостей (кислоты,
щелочи и т.д.) в стеклянной таре (даже если она находится в
корзинах или ящиках) запрещается.
Длинномерные грузы разрешается транспортировать только на
открытых территориях с ровной поверхностью, причем захват груза
следует вести таким образом, чтобы исключить возможность его
развала или падения в сторону. Груз необходимо предварительно
надежно увязывать в пакеты.
3.7. Максимальный предельный уклон, по которому разрешается
транспортировать автопогрузчиком, не должен превышать 10 градусов.
3.8. Работать на автопогрузчике на свеженасыпанном грунте или
в пределах обрушения грунта нераскрепленных траншей и котлованов
запрещается. Работать на автопогрузчике у раскрепленных траншей и
котлованов можно только с разрешения производителя работ.
Передвижение, установка и стоянка автопогрузчика разрешается за
пределами призмы обрушения грунта.
3.9. Водителю автопогрузчика запрещается:
перевозить и поднимать людей на грузовой площадке;
становиться на поднимаемый груз и уравновешивать его своим
весом;
перевозить и поднимать по два рулона бумаги и две кипы
картона;
толкать автопогрузчиком застрявшие автомобили и подтаскивать
грузы волоком.
3.10. Если одновременно работают два автопогрузчика при
подъеме и перемещении тяжеловесных и громоздких грузов, то их
работой должен непосредственно руководить производитель работ,
причем груз необходимо распределить на вилках обоих
автопогрузчиков равномерно. Нагрузка, приходящаяся на каждый
автопогрузчик, не должна превышать его грузоподъемность.
3.11. Скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5
км/ч.
3.12. Подъезжать к месту погрузки или разгрузки можно только
на первой скорости. Нельзя резко тормозить во время гололедицы и
на мокрой дороге, т.к. автопогрузчик может опрокинуться.
Преодолевая большой подъем без груза, следует двигаться задним
ходом.
3.13. При работе автопогрузчика, оборудованного ковшом,
необходимо следить, чтобы своевременно было выключено сцепление (в
конце врезания ковша в сыпучий материал), и не трогаться с места
на больших оборотах двигателя от места забора грунта. Заполнять
ковш мелким кусковым материалом (до 10 см) можно с разгона на
первой скорости на расстоянии не более 3 - 4 м. Загружать ковш
крупным кусковым материалом (более 10 см) с разгона запрещается.
3.14. При работе автопогрузчика запрещается выходить из кабины
автопогрузчика, когда груз находится на захватах и поднят на
высоту более 1 м. Если водителю необходимо отлучиться на короткое
время, он обязан опустить груз, заглушить двигатель, затянуть
ручной тормоз и вынуть ключ из замка зажигания, а также принять
меры, чтобы посторонние лица не могли запустить двигатель.
3.15. При подъеме и транспортировании груза автопогрузчиком,
оборудованным крановой стрелой:
необходимо удерживать груз от раскачивания веревочными
оттяжками или специальными баграми;
поднимать груз на высоту более 1 м и одновременно подъезжать к
месту его укладки разрешается только на небольшое расстояние и при
малой скорости;
груз, близкий по весу к предельной грузоподъемности
автопогрузчика, следует сначала поднять на высоту не более 100 -
200 мм для проверки устойчивости автопогрузчика, а затем уже на
требуемую высоту;
если при транспортировании тяжеловесных грузов водитель
заметит, что управляемые колеса отделяются от земли, он должен
немедленно опустить груз и сообщить об этом руководителю работ;
стаскивать груз со штабеля запрещается, сначала его необходимо
поднять над штабелем, а затем уже отвезти в назначенное место;
опускать груз следует на подкладки, что обеспечивает свободное
снимание стропа из-под груза. Освобождать крюком защемленные
грузом стропы запрещается.
3.16. При подъеме и перемещении груза автопогрузчиком,
оборудованным крановой стрелой, запрещается:
допускать к обвязке или зацепке грузов лиц, не имеющих
удостоверения стропальщика;
применять для строповки груза проволоку или обрывки троса
вместо специального металлического стропа;
грузить и разгружать автомобиль, если водитель находится в
кабине, а также переносить груз через кабину;
поднимать и перемещать грузы, если люди находятся в опасной
зоне.
4. В аварийных условиях
4.1. В случае обрыва или падения груза водитель обязан
остановить автопогрузчик, поставить его на ручной тормоз и
выяснить причину падения груза. При опрокидывании автопогрузчика
необходимо его заглушить, выбраться из кабины через двери или
лобовое стекло и отключить электропитание.
4.2. В случае необходимости вызвать пожарную охрану и
приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
4.3. Если при этом пострадали люди, то необходимо оказать им
первую медицинскую помощь и направить их к врачу или вызвать врача
на место происшествия в случае тяжелой травмы.
4.4. Обо всех происшествиях необходимо сообщить руководителю
работ для принятия мер по дальнейшему предупреждению аварий.
5. По окончании работы
5.1. Поставить автопогрузчик на сухое незагрязненное (особенно
нефтепродуктами и другими веществами, разрушающими резину) место
стоянки, затянуть ручной тормоз, перекрыть кран подачи топлива к
двигателю, а в зимнее время слить воду охлаждения.
5.2. Опустить каретку грузовой рамы (ковш, стрелу или другие
рабочие приспособления) в крайнее нижнее положение.
5.3. Тщательно обтереть двигатель, очистить от пыли и грязи
подвижные и неподвижные части грузоподъемника.
5.4. Вынуть ключ из замка зажигания и запереть кабину.
5.5. Снять спецодежду, убрать ее в гардероб или в
индивидуальный шкаф.
5.6. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, при
необходимости принять душ.