Макет инструкции по охране труда
для трактористов
МИ-2-13-2009
Макет инструкции по охране труда для трактористов МИ-2-13-2009 подготовлен на основе Типовой инструкции по охране труда для трактористов на трелевке и вывозке леса ТОИ Р 218-41-95 (утвержденной Федеральным дорожным департаментом Минтранса России 1 декабря 1994 г.) с учетом требований отраслевой типовой инструкции по охране труда ТИ РО 020-2003, представленной в СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", а также требований действующих законодательных и иных нормативных правовых актов.
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для трактористов при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.
Общие требования безопасности
1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие документ на право управления трактором, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
2. Трактористы обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий трактористы обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей;
сапоги резиновые или ботинки кожаные;
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные;
жилеты сигнальные 2-го класса защиты.
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно:
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани;
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами;
жилеты сигнальные 2-го класса защиты.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
4. Находясь на территории строительной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, трактористы обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации. Работа трактора на строительных площадках, территории промышленных предприятий и т.п. допускается только с разрешения ответственных работников этих объектов.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5. В процессе повседневной деятельности трактористы должны:
применять в процессе работы трактор по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать трактор в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация трактора запрещена;
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
6. Трактористы обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
7. Перед началом работы трактористы обязаны:
а) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца, застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами;
б) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работы;
в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.
8. После получения задания у бригадира или руководителя работ трактористы обязаны:
а) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;
б) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации трактора и убедиться в его исправности;
в) предупредить о запуске двигателя работников, находящихся вблизи трактора, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении;
г) произвести запуск двигателя;
д) после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу - работу тормозов;
е) проверить состояние общего и местного освещения рабочего места.
9. Приступая к работе, трактористы обязаны убедиться в исправности всех механизмов и узлов трактора, предварительно ознакомиться с местом работ, маршрутом, а также с правилами и условиями производства работ в зависимости от конкретных условий. При наличии больших камней, пней и других предметов необходимо принять меры к их устранению.
10. Перед запуском двигателя трактора трактористы должны:
убедиться в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
осмотреть все механизмы и узлы трактора и тяговый трос;
проверить надежность крепления узлов ходовой части и других частей;
проверить исправность и работу фар, звукового сигнала, тормозов бортовых фрикционов;
осмотреть аккумуляторную батарею, остерегаясь при этом попадания электролита на кожу;
убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях в двигателе, коробке передач, бортовых передачах и заднем мосту, а также в защитных кожухах;
вытереть насухо все наружные части машины, на которые попали бензин или масло, во избежание возможности воспламенения.
11. Трактористы обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:
неисправности или дефекта, указанных в инструкции завода - изготовителя машины, при которых не допускается ее эксплуатация;
наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;
при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя;
наличия на месте работ подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ.
Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
Требования безопасности во время работы
12. До запуска двигателя трактора необходимо убедиться, что трактор заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.
13. При запуске пускового двигателя запрещается наматывать на руку пусковой шнур. Заводная рукоятка должна быть снабжена вращающейся втулкой. Пуск двигателя производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается в исключительных случаях.
14. При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
не брать рукоятку в обхват;
при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
15. При запуске двигателя в холодное время года запрещается подогревать его паяльными лампами, горячей паклей и т.д.
Для подогрева дизеля и радиатора нужно налить горячую воду, а в картер - подогретое масло.
Запрещается во время работы смазывать и крепить детали, заправлять, регулировать и очищать от грязи трактор и прицепные машины.
16. Для определения уровня горючего в баках нужно пользоваться мерной линейкой. Не разрешается для освещения подносить к баку огонь. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и масла, а замасленную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик.
17. Открывать пробки бочек с горюче-смазочными материалами разрешается только с помощью ключей. Запрещается открывать пробки ударами молотка, лома, зубила и другими металлическими предметами, так как от возникшей искры может произойти взрыв.
18. До начала движения трактористы обязаны:
проверить работу двигателя на холостом ходу;
убедиться в отсутствии на гусеницах и под трактором посторонних предметов;
убедиться в отсутствии людей в зоне движения, а также помех для движения;
осмотреть путь движения и дать предупредительный звуковой сигнал;
в темное время суток включить освещение трактора (габаритные огни и ближний свет фар).
19. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) трактористы должны:
убедиться, что на пути движения нет людей, что машину никто не объезжает и нет других помех, при этом подать звуковой сигнал;
при наличии помех следует обратиться к бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха) с просьбой назначить помощника (регулировщика), который руководил бы выездом (въездом).
20. При работе на пересеченной местности трактористы обязаны:
выключить первую скорость при движении машины под уклон;
при остановке на уклоне затормозить машину.
21. При работе на косогорах трактористам не следует:
а) делать резких поворотов;
б) передвигать трактор поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте машины.
22. При прохождении трактора по насыпи необходимо следить за тем, чтобы наружный край гусеницы трактора, обращенный к откосу насыпи, находился от бровки плотного грунта на расстоянии не менее 0,5 м, на свеженасыпанном грунте - на расстоянии не менее 1 м.
23. При передвижении трактора по льду водоема трактористам следует:
а) трогать машину с места плавно, на пониженной скорости, без буксировки;
б) осуществлять повороты осторожно, на пониженной скорости;
в) держать двери кабины открытыми;
г) при обнаружении трещин на ледовой дороге немедленно сообщить об этом работникам дороги и администрации своего предприятия.
24. На ледовой дороге запрещается:
заправлять трактор топливом и смазочными материалами во избежание ее разрушения;
сливать горячую воду из системы охлаждения на лед; при необходимости воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову;
осуществлять стоянку транспортных средств на ледовой дороге;
менять самовольно маршрут движения;
перемещать трактор в туман или пургу;
допускать остановки, рывки, развороты, обгоны других АТС.
25. В неустойчивых грунтах (болотистых) следует применять специальные болотные тракторы.
Удельное давление на грунт не должно превышать 20 кПа. Перед тем как начать работу в болотистых местах, нужно внимательно осмотреть место работы во избежание проваливания в топь.
26. Переезжать топкие места на трассе и водные преграды вброд и по ледовым переправам необходимо только в присутствии руководителя работ (мастера, механика, прораба).
27. Брод необходимо обозначить вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы брода. Проверенная ширина брода должна быть не менее трех метров. Место брода, при регулярном пользовании им, должно быть помечено указателем "Брод" с двух сторон.
Запрещаются:
встречное движение при переправе вброд;
переправа через водные преграды любой ширины в паводки, во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода и при скорости ветра более 12 м/с.
28. Перед въездом на мосты и другие искусственные сооружения тракторист должен проверить по указателям и дорожным знакам, не превышает ли вес трактора допустимой нагрузки на сооружение.
Запрещается проезд трактора через железнодорожные пути в неустановленных местах без разрешения железнодорожной администрации. Переезжать через рельсовую колею можно только по сплошному настилу и на первой скорости, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося поезда.
29. Буксировать или вытаскивать трактором застрявшую машину следует с применением жесткого буксира, без резких рывков. Применение для этих целей стального каната допускается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной сеткой.
30. В момент выполнения работы по сцепке трактора с прицепом рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении. Запрещается для отключения коробки передач пользоваться педалью сцепления.
31. Сцепка и расцепка трактора должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси трактора-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться по одной прямой.
32. Борта полуприцепов должны быть при сцепке закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.
33. Соединительные шланги и электропровода трактора и прицепов должны быть подвешены при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке.
Запрещается сцепщику при подаче автомобиля к прицепу находиться между ними.
34. Перед началом движения задним ходом нужно зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
35. При выполнении сцепки трактористы обязаны:
а) осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником, выполняющим сцепку;
б) в процессе маневрирования избегать резких рывков;
в) быть готовыми по первому сигналу затормозить трактор;
г) для осуществления сцепки остановить трактор.
36. При остановке машины трактористы, покидая кабину, должны обезопасить трактор от самопроизвольного движения: выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.
37. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на тракторе должны быть включены габаритные или стояночные огни.
Если трактор стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить (при работе на колесных тракторах) под колеса специальные упоры (башмаки). По окончании работ не допускается устанавливать трактор вблизи деревянных строений.
38. Выходя из кабины трактора на проезжую часть дороги, трактористы должны предварительно убедиться:
в отсутствии движущегося транспорта в попутном и во встречном направлениях;
в установке стояночного тормоза.
39. Для предотвращения возникновения пожара на тракторе запрещается:
применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.);
допускать скопление на двигателе грязи и масла;
курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков);
пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов или для разогрева узлов трактора.
40. Трактористам в процессе работы не разрешается:
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста;
б) оставлять машину с работающим двигателем;
в) перевозить в кабине посторонних лиц;
г) выходить из кабины и входить в нее при движении;
д) производить чистку и смазку механизмов при работающем двигателе трактора, а также стоять на гусенице или колесе;
е) при перерывах в работе оставлять двигатель трактора включенным;
ж) перевозить в кабине посторонних лиц;
з) переключать скорости при движении трактора под уклон;
и) устанавливать трактор у края рва, кювета, обрыва и т.п., где возможно сползание грунта;
к) устанавливать трактор и производить работы в охранной зоне ЛЭП без наряда-допуска;
л) хранить в кабине трактора бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества;
м) во время движения трактора по лесу открывать дверь кабины и высовываться в боковое окно;
н) производить работы в темное время суток без достаточного освещения;
о) использовать в качестве подкладок под колеса (при работе на колесных тракторах) случайные предметы вместо специальных упоров (башмаков).
Требования безопасности в аварийных ситуациях
41. При обнаружении в процессе работы неисправностей трактора, при которых согласно инструкции завода-изготовителя не допускается его эксплуатация, работу следует остановить и сообщить лицу, ответственному за технически исправное состояние машины.
42. При возникновении аварийной ситуации или ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям, тракторист обязан немедленно подать аварийный сигнал, прекратить работу и доложить об обстановке мастеру.
43. При большом крене и пробуксовывании, что может привести к опрокидыванию машины, работы прекращаются, машинист должен выйти из кабины. Работы по устранению крена и пробуксовывания выполняются при заторможенном тракторе.
44. В случае остановки трактора на склоне тракторист должен затянуть рычаги управления фрикционов до отказа и застопорить их защелками.
45. В случае нарушения звуковой сигнализации во время работы трактористы должны прекратить работу и не продолжать ее до устранения неисправности.
46. При возникновении пожара трактористы должны принять меры для его тушения подручными средствами и сообщить через членов бригады в пожарную охрану. В случае воспламенения горюче-смазочных материалов тушить их нужно пенным огнетушителем, песком или землей. Запрещается заливать пламя водой, так как горючее всплывает наверх и при разливе воды возникает еще больший очаг пожара.
Требования безопасности после окончания работы
47. По окончании работы трактористы обязаны:
поставить трактор на специально отведенное место, а при его отсутствии - установить трактор на горизонтальной площадке;
затормозить машину (при этом нужно выключить муфту сцепления, а рычаг переключения скорости поставить в нейтральное положение и включить тормоз);
выключить двигатель;
очистить механизмы трактора от грязи и пыли;
произвести профилактический осмотр трактора и устранить обнаруженные неисправности;
смазать согласно инструкции механизмы трактора, надежно закрыть и убрать смазочные материалы на хранение, а обтирочный материал - в специальный ящик;
закрыть кабину трактора на замок.
О всех неисправностях, обнаруженных при работе и осмотре трактора, несоблюдении требований охраны труда, экологии, возможности возникновения аварийной ситуации, нарушении требований противопожарной безопасности тракторист обязан доложить мастеру или механику для принятия соответствующих мер по их устранению.