Инструкция по охране труда
для спасателя при эксплуатации аэробота.
Ведение.
Аэробот – это совершенный мощный вездеход, который способен перемещаться по различным поверхностям: вода, мелководье, заболоченные участки, тростник и камыш, снежный покров, лед, в том числе тонкий, битый, тающий и пр., участки открытого грунта, в том числе с подъемами и т.п. Управление аэроботом требует от оператора постоянной осторожности, точной оценки быстроменяющейся ситуации и выверенным действиям.
1.Общие требования охраны труда.
1.1. К управлению аэроботом допускаются спасатели не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, имеющие общую судоводительскую подготовку, обученные по соответствующей программе, имеющие навыки по вождению аэробота.
1.2. Спасатели, допущенные к вождению аэробота должны знать:
-правила судовождения;
-требования безопасности при ведении аварийно-спасательных работ в различных чрезвычайных ситуациях (ЧС), безопасные методы и приемы работы с применяемыми техническими средствами и инструментами;
-порядок и способы оказания первой медицинской помощи, владеть навыками ее оказания.
1.3. Основными опасными и вредными факторами при вождении аэробота являются:
-движущиеся части механизмов;
-повышенная или пониженная температура воздуха;
-повышенная подвижность воздуха;
-разлетающиеся при движении аэробота твердые частицы поверхности;
-встречающиеся на пути препятствия;
-нервно-психические перегрузки.
1.4. Спасатель, управляющий аэроботом должен быть обеспечен следующей спецодеждой и СИЗ: верхней одеждой и обувью в зависимости от времени года, защитными очками с прямой вентиляцией, защитной каской и оснасткой, защитными перчатками, приработе на воде спасательным жилетом.
1.5. В случае получения травмы или возникновении ситуации, которая может послужить причиной аварии или несчастного случая, необходимо сообщить руководителю работ в зоне ЧС или своему непосредственному руководителю.
1.6. Работая в зоне ЧС необходимо соблюдать "Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденные зам. Министра МЧС.
1.7. За нарушения требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, если последствия этого нарушения не требуют иного наказания в соответствии с действующим законодательством о труде.
2. Требования охраны труда перед началом работ.
2.1. Одеть полагающуюся спецодежду, средства индивидуальной защиты.
2.2. Осмотреть корпус аэробота, палубу, пропеллер, двигательную и топливную системы, рулевую систему.
2.3. При осмотре пропеллера проверить угол атаки лопастей и их крепление в ступице.
2.4. Проверить освещение (ходовые огни, освещение).
2.5. Убедиться в исправности обогревателя ветрового стекла и его очистителя, проверить работу помпы на холостом ходу.
2.6. Проверить наличие в аэроботе огнетушителя и аптечки.
2.7. Перед тем, как залить бензин в бензобак, убедиться , что в пределах 5 метров вокруг нет открытого огня и горящих сигарет.
2.8. Убедиться, что позади аэробота нет людей и препятствий.
2.9. Перед пуском двигателя в зимних условиях покачать судно из стороны в сторону, чтобы исключить его примерзание.
3. Требования охраны труда во время работы.
3.1. Следить за показаниями контрольно-измерительных приборов.
3.2. При вождении аэробота необходимо помнить, что определенные изменения в управлении накладывают ветер, волнение, скорость течения, наличие кабины, загруженность аэробота.
3.3. Аэроботы являются потопляемыми судами. Решение по безопасности использования его при определенной степени волнения и силе ветра спасатель должен принимать самостоятельно.
3.4. Не следует совершать наезд на выступающие над водой камни, особенно в режиме глиссирования – это может привести к серьезным повреждениям корпуса и возможным травмам экипажа и пассажиров.
3.5. При движении аэробота следует соблюдать особую осторожность,особенно при достаточно сильном волнении и ветре, так как они могут затруднять управление.
3.6. При сильной ряби и движении на глиссировании возможны достаточно сильные удары волн о корпус, чтобы этого избежать , необходимо выбрать правильный курс по отношению к волне и снизить скорость до разумных пределов. 3.7. При сильном волнении следить за тем, чтобы волны не перехлестывали через борта аэробота, а если происходит заливание корпуса, немедленно воспользоваться водоотливной помпой.
3.8. Быть предельно внимательным при резком сбросе газа во время поворота аэробота, особенно совершая поворот при ветре и волнении воды.
3.9. При движении аэробота по гладкому льду необходимо сбрасывать скорость движения., так как он подвержен ветровой нагрузке.
3.10. Аэробот не может быть мгновенно остановлен ( особенно при использовании его на льду или мелководье), так как он не имеет заднего хода.
3.11. При прохождении участков мокрого песка, ила, грязи и т.п. избегать длительной работы двигателя на оборотах более 5000 об/мин, таккак это может привести к выходу из строя двигателя.
3.12. Остерегаться ожогов при работе двигателя, так как выхлопная система сильно нагревается и остается долго горячей после выключения двигателя.
3.13. Перед прохождением грунтовых участков, особенно расположенных значительно выше уровня воды, необходимо быть готовым к появлению различных препятствий.
3.14. Соблюдать осторожность при прохождении тростниковых зарослей или высокой травы в виду ограниченной видимости и возможности нахождения в них препятствий или людей.
4. Требования охраны труда в аварийной ситуации.
4.1. В случае угрозы опрокидывания аэробота следует заглушить двигатель и немедленно покинуть аэробот и отплыть на безопасное расстояние, чтобы не быть накрытым переворачивающимся корпусом. Все действия по спасению судна должны быть приняты после того как экипаж и пассажиры будут в безопасности.
4.2. Если аэробот перевернулся, но остался на плаву, переворачивать его следует с помощью других плавсредств, или же при возможности, учитывая глубину воды, отбуксировать его к берегу.
4.3. Если резкий сброс оборотов и нечеткие действия спасателя привели к попаданию большого количества воды внутрь корпуса через транец, необходимо немедленно откачать воду с помощью помпы и выровнять крен судна.
4.4. При резком сбросе газа во время поворота аэробота, особенно при ветре и волнении, не исключено попадание судна в резонанс с собственной спутной волной и, если произошло зачерпывание бортом воды внутрь судна, немедленно увеличить газ и выровнять курс судна (вывести аэробот из поворота).
5. Требования охраны труда по окончании работы.
5.1. Перед выключением двигателя, дать ему поработать минуту-другую на холостых оборотах .
5.2. Покинуть аэробот после остановки пропеллера.
5.3. Доложить руководителю о замеченных неисправностях аэробота.