Инструкция по охране труда для спасателя при эксплуатации аэробота

Инструкция по охране труда для спасателя при эксплуатации аэробота

Инструкция по охране труда  для спасателя при эксплуатации аэробота.

Ведение. Аэробот – это совершенный мощный вездеход, который способен перемещаться по различным поверхностям: вода, мелководье, заболоченные участки, тростник и камыш, снежный покров, лед, в том числе тонкий, битый, тающий и пр., участки открытого грунта, в том числе с подъемами и т.п. Управление аэроботом требует от оператора постоянной осторожности, точной оценки быстроменяющейся ситуации и выверенным действиям.                       1.Общие требования охраны труда.
1.1. К управлению аэроботом  допускаются  спасатели  не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, имеющие общую судоводительскую подготовку, обученные по соответствующей программе, имеющие навыки по вождению аэробота. 1.2. Спасатели, допущенные к вождению аэробота должны знать: -правила судовождения; -требования безопасности при ведении аварийно-спасательных работ в различных чрезвычайных ситуациях (ЧС), безопасные методы и приемы работы с применяемыми техническими средствами и инструментами; -порядок и способы оказания первой медицинской помощи, владеть навыками ее оказания. 1.3. Основными опасными и вредными факторами при вождении аэробота являются: -движущиеся части механизмов; -повышенная или пониженная температура воздуха; -повышенная подвижность воздуха; -разлетающиеся при движении аэробота твердые частицы поверхности; -встречающиеся на пути препятствия; -нервно-психические перегрузки. 1.4. Спасатель, управляющий аэроботом должен  быть обеспечен следующей спецодеждой и СИЗ: верхней одеждой и обувью  в зависимости от времени года, защитными очками с прямой вентиляцией, защитной каской и оснасткой, защитными перчатками, приработе на воде спасательным жилетом. 1.5. В случае получения травмы или возникновении ситуации, которая может послужить причиной аварии или несчастного случая, необходимо сообщить руководителю работ в зоне ЧС или своему непосредственному руководителю. 1.6. Работая в зоне ЧС необходимо соблюдать "Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденные зам. Министра МЧС.   1.7. За нарушения требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, если последствия этого нарушения не требуют иного наказания в соответствии с действующим законодательством о труде.
2. Требования охраны труда перед началом работ.         2.1. Одеть полагающуюся спецодежду, средства индивидуальной защиты. 2.2. Осмотреть корпус аэробота, палубу, пропеллер, двигательную и топливную системы, рулевую систему. 2.3. При осмотре пропеллера проверить угол атаки лопастей и их крепление в ступице. 2.4. Проверить освещение (ходовые огни, освещение). 2.5. Убедиться в исправности обогревателя ветрового стекла и его очистителя, проверить работу помпы на холостом ходу. 2.6. Проверить наличие в аэроботе  огнетушителя и аптечки. 2.7. Перед тем, как залить  бензин в бензобак, убедиться , что в пределах 5 метров  вокруг нет открытого огня и горящих сигарет. 2.8. Убедиться, что  позади аэробота нет людей и препятствий. 2.9. Перед пуском двигателя в зимних условиях  покачать судно из стороны в сторону, чтобы исключить его примерзание.
3. Требования охраны труда во время работы.
3.1. Следить за показаниями контрольно-измерительных приборов. 3.2. При вождении аэробота необходимо помнить, что определенные изменения в управлении накладывают ветер, волнение, скорость течения, наличие кабины, загруженность аэробота. 3.3. Аэроботы являются потопляемыми судами. Решение по безопасности использования его при определенной степени волнения и силе ветра спасатель должен принимать самостоятельно. 3.4. Не следует совершать наезд на выступающие над водой камни, особенно в режиме глиссирования – это может привести к серьезным повреждениям корпуса и возможным травмам экипажа и пассажиров. 3.5. При движении аэробота следует соблюдать особую осторожность,особенно при достаточно сильном  волнении и ветре, так как они могут затруднять управление. 3.6. При сильной ряби и движении на глиссировании возможны достаточно сильные удары волн о корпус, чтобы этого избежать , необходимо  выбрать правильный курс по отношению к волне и снизить скорость до разумных пределов.                                      3.7. При сильном  волнении следить за тем, чтобы волны не перехлестывали через борта аэробота, а если происходит заливание  корпуса,  немедленно воспользоваться водоотливной помпой. 3.8. Быть предельно внимательным при резком сбросе газа во время поворота аэробота, особенно совершая поворот при ветре и волнении воды.    3.9. При движении аэробота по гладкому льду  необходимо  сбрасывать  скорость движения., так как он  подвержен ветровой нагрузке.  3.10. Аэробот не может быть мгновенно остановлен ( особенно при использовании его на льду или мелководье), так как он не имеет заднего хода. 3.11. При прохождении участков мокрого песка, ила, грязи и т.п. избегать длительной работы двигателя на оборотах более 5000 об/мин,  таккак это может привести к выходу из строя двигателя. 3.12. Остерегаться ожогов  при работе двигателя, так как выхлопная система сильно нагревается и остается долго горячей после выключения двигателя. 3.13. Перед прохождением грунтовых участков, особенно  расположенных значительно выше уровня воды, необходимо быть готовым к появлению  различных  препятствий. 3.14. Соблюдать осторожность при прохождении  тростниковых зарослей или высокой травы в виду ограниченной видимости и возможности нахождения в них препятствий или людей.
4. Требования охраны труда в аварийной ситуации.  
4.1. В случае угрозы опрокидывания  аэробота следует заглушить двигатель и  немедленно покинуть аэробот и отплыть на безопасное расстояние, чтобы не быть накрытым переворачивающимся корпусом. Все действия по спасению судна должны быть приняты после того как экипаж и пассажиры будут в безопасности. 4.2. Если аэробот перевернулся, но остался на плаву, переворачивать его  следует с помощью других плавсредств, или же при возможности, учитывая глубину  воды, отбуксировать его к берегу.  4.3. Если резкий сброс оборотов и нечеткие действия спасателя привели к попаданию большого количества воды внутрь корпуса через транец, необходимо немедленно откачать воду с помощью помпы и выровнять крен судна. 4.4. При резком сбросе газа во время поворота аэробота, особенно при ветре и волнении, не исключено попадание судна в резонанс с собственной спутной волной и, если произошло зачерпывание бортом воды внутрь судна, немедленно увеличить газ и выровнять курс судна  (вывести аэробот из поворота).
5. Требования охраны труда  по окончании работы. 
5.1. Перед выключением двигателя, дать  ему поработать минуту-другую на холостых оборотах .       5.2. Покинуть аэробот после остановки пропеллера. 5.3. Доложить руководителю о замеченных неисправностях аэробота.

      Магазин учебных материалов