ТОИ Р-200-03-95. Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобиля

ТОИ Р-200-03-95. Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобиля

Утверждена 
Приказом Департамента 
автомобильного транспорта 
Министерства транспорта 
Российской Федерации 
от 27 февраля 1996 г. N 16

Согласовано 
с ЦК профсоюза работников 
автомобильного транспорта 
и дорожного хозяйства 
7 августа 1995 года

Вводится в действие - 
с 27 февраля 1996 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 3 
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ 
ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМОБИЛЯ

ТОИ Р-200-03-95

Разработана Государственным научно - исследовательским институтом автомобильного транспорта. 
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16. 
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г. 
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г. 
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95. 
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников. 
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. Введение

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении ремонтных и регулировочных работ с топливной аппаратурой двигателей автомобилей. 
1.2. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры (далее по тексту - слесарь) должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда: 
для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей (Инструкция N 2); 
при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция N 20); 
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N 23). 
Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения. 
Слесарь должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета. 
Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях. 
Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми его обязанностями по специальности, для получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. Для ремонта газобаллонной аппаратуры дополнительно необходимо иметь соответствующее удостоверение. 
2.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе. 
2.3. При поступлении на работу слесарь должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России. 
2.4. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятого на предприятии. 
2.5. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю. 
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. 
2.6. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него в процессе выполнения работ, являются: 
легковоспламеняющиеся жидкости, их пары, газы; 
этилированный бензин; 
оборудование, инструмент, приспособления. 
2.6.1. Легковоспламеняющиеся жидкости, пары и газы при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма. 
2.6.2. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой. 
2.6.3. Оборудование, инструмент, приспособления при неисправности и неправильном их применении могут привести к травмам. 
2.7. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты. 
2.8. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются: 
костюм хлопчатобумажный; 
фартук хлорвиниловый; 
сапоги резиновые; 
нарукавники хлорвиниловые; 
рукавицы комбинированные. 
При работе с этилированным бензином дополнительно: 
фартук резиновый; 
перчатки резиновые. 
2.9. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры. 
Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми слесарь не обучен и не проинструктирован. 
2.10. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. 
Курить разрешается только в специально отведенных местах. 
2.11. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей. 
2.12. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ и перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином. 
Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.). 
2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работы

3.1. Перед началом работы слесарь должен: 
3.1.1. Подготовить и одеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды. 
3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов. 
3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому. 
3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. 
3.1.5. Проверить наличие пожарного инвентаря в цехе (на участке) и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему непосредственному руководителю. 
3.1.6. Включить общую приточно - вытяжную, а при наличии и в случае необходимости местную вентиляцию.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Во время работы слесарь должен: 
4.1.1. При техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания. 
4.1.2. При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы. 
4.1.3. При ремонте газовой аппаратуры на автомобиле дополнительно закрыть расходный и магистральный вентили. 
4.1.4. Перед разборкой обезвредить поверхность карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, а также их детали керосином. 
4.1.5. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели. 
4.1.6. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками. 
4.1.7. Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах. 
4.1.8. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями. 
4.1.9. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом. 
4.1.10. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя. 
4.1.11. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом отработавших газов (если посты расположены в помещении ТО). 
4.1.12. Перед пуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные противооткатные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг переключателя передач (контроллера) в нейтральное положение. 
4.1.13. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами. 
4.1.14. При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу. 
Если специальная одежда облита бензином, обратиться к своему непосредственному руководителю для ее замены. 
4.1.15. Пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши и т.п., а этилированный бензин - предварительно обезвредить раствором хлорной извести и удалить тем же способом. 
4.2. Запрещается: 
приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах на газобаллонном автомобиле; 
пользоваться открытым огнем в помещении, где проводится ремонт и регулировка топливной аппаратуры; 
засасывать бензин ртом через шланг; 
для мытья деталей пользоваться бензином; 
продувать жиклеры, трубки и т.п. ртом; 
во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю; 
применять для обезвреживания мест, облитых этилированным бензином, сухую хлорную известь.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение. 
Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы слесарь обязан: 
6.1.1. Выключить вентиляцию и оборудование. 
6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их в отведенное для них место. 
Сливать остатки керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается. 
6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт. 
6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином. 
6.1.5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

      Магазин учебных материалов