Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов и дизель-поездов в ОАО "РЖД"

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов и дизель-поездов в ОАО "РЖД"

 

Утверждена 
распоряжением ОАО "РЖД" 
от 29 декабря 2006 г. N 2594р

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗОВ 
И ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ В ОАО "РЖД"

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу. ПОТ РО-32-ЦТ-668-99, утвержденных МПС России 31 мая 1999 года, Типовой инструкции по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов и дизель-поездов. ТОИ Р-32-ЦТ-728-99, утвержденной МПС России 28 декабря 1999 года, и других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для слесаря по ремонту подвижного состава, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике и слесаря по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания локомотивов (далее - слесарь), занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом тепловозов и дизель-поездов в локомотивных депо и на пунктах технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ) железных дорог. 
1.2. В локомотивных депо (далее - депо) и ПТОЛ железных дорог на основе настоящей Инструкции, эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей тепловозов (дизель-поездов) и технологического оборудования, используемого при техническом обслуживании и ремонте тепловозов (дизель-поездов), с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда для конкретного рабочего места слесаря или вида выполняемой им работы. 
1.3. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов и дизель-поездов допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, стажировку и проверку знаний по электробезопасности комиссией депо с присвоением соответствующей группы по электробезопасности. 
Не позднее одного месяца после приема на работу слесарь должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. 
В процессе работы слесарь должен проходить повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, в установленные сроки - периодические медицинские осмотры, не реже одного раза в год - обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и проверку знаний по электробезопасности (слесарь, имеющий группу по электробезопасности II и выше). 
1.4. Слесарь, выполняющий работы, связанные с управлением грузоподъемными механизмами (электрических талей, управляемых с пола), строповкой агрегатов, узлов и деталей тепловозов (дизель-поездов) и подвешиванием их на крюк грузоподъемного крана (далее - слесарь, выполняющий обязанности стропальщика), должен быть обучен смежной профессии стропальщика, иметь удостоверение на право выполнения стропальных работ, работ по управлению грузоподъемными механизмами и не реже одного раза в год проходить повторную проверку знаний. 
1.5. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории станции, территории и цеху депо, ПТОЛ слесарь должен соблюдать следующие требования безопасности: 
переходить железнодорожные пути (далее - пути) по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить пути, соблюдая требования пункта 1.6 настоящей Инструкции; 
соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов; 
следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта. 
1.6. При нахождении на железнодорожных путях слесарь обязан соблюдать следующие требования безопасности: 
проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, мотор-вагонный подвижной состав и вагоны. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, 4 м - при установленных скоростях движения 121 - 160 км/ч и не менее 5 м - при установленных скоростях движения 161 - 200 км/ч; 
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава; 
переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При подъеме на вагон и сходе с вагона руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Перед сходом с вагона предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода следует осветить фонарем. Запрещается спрыгивать со ступенек вагона. Эти требования должны соблюдаться при подъеме на тепловоз, вагон дизель-поезда и сходе с них; 
обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от их автосцепки; 
проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м. 
1.7. При нахождении на путях запрещается: 
переходить или перебегать через железнодорожные пути перед приближающимся поездом, движущимся маневровым составом, локомотивом, мотовозом, дрезиной и другими подвижными единицами, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время их пропуска; 
подлезать под вагоны при переходе через пути; 
находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным путям; 
становиться или садиться на рельс; 
садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения; 
переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал. 
1.8. Выходя на путь из помещения, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава. 
1.9. После выхода из помещений в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов. 
1.10. Слесарь должен знать: 
назначение, устройство и принцип действия дизеля, электрических машин и аппаратов, экипажной части, механического и пневматического оборудования тепловозов (дизель-поездов); 
электрические схемы тепловозов (дизель-поездов), приписанных к депо для проведения технического обслуживания и текущих ремонтов; 
инструкции по охране труда, эксплуатации испытательных стендов, измерительных приборов, приспособлений, пневмо-, электроинструмента и механизмов, используемых им при техническом обслуживании и ремонте тепловозов (дизель-поездов); 
технологический процесс ремонта тепловозов (дизель-поездов) в объеме выполняемых им работ; 
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия; 
правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях; 
место расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами; 
требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. 
Слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, кроме этого должен: 
знать установленный порядок обмена сигналами с крановщиком; 
знать безопасные способы строповки деталей и узлов (далее - груз) тепловозов (дизель-поездов); 
уметь определять пригодность к работе канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары; 
знать правила безопасного перемещения грузов кранами; 
иметь понятие об устройстве обслуживаемого грузоподъемного механизма (крана) и знать его грузоподъемность; 
уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого оборудования; 
знать порядок безопасной работы грузоподъемных кранов вблизи электрифицированных путей и линий электропередач. 
1.11. Слесарь должен: 
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха и трудовую дисциплину; 
выполнять работу, которая входит в его должностные обязанности или поручена мастером (бригадиром); 
соблюдать требования технологических процессов и применять безопасные приемы труда; 
содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приборы, стенды, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ); 
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, водителями транспортных средств и крановщиками грузоподъемных кранов; 
спускаться в смотровую канаву и подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда) только в специально оборудованных местах; 
переходить смотровые канавы по переходным мостикам; 
обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся работы на высоте. 
1.12. Слесарю запрещается: 
приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от мастера (бригадира) целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения; 
пользоваться индивидуальными средствами защиты с истекшим сроком их испытаний; 
находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения; 
работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками; 
снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования; 
снимать ограждения вращающихся частей оборудования до полной их остановки; 
наступать на электрические провода и кабели; 
производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя цехового электрооборудования, электроустановок и электроинструмента; 
прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям; 
включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в его обязанности; 
переходить в неустановленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест; 
находиться на поворотном круге, в смотровой канаве депо, ПТОЛ во время ввода на них (вывода) тепловоза (вагонов дизель-поезда); 
производить какие-либо работы по техническому обслуживанию и ремонту тепловоза и вагонов дизель-поезда, находиться внутри них, под ними, на крыше, подножке или лестнице во время производства маневров, вводе их в депо, ПТОЛ или выводе; 
находиться на территории и в цехах депо, ПТОЛ в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при прохождении около них подвижного состава; 
находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. 
1.13. Во время работы на слесаря могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы: 
движущийся подвижной состав; 
движущиеся транспортные средства (электро- и автокары); 
не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования; 
падающие с высоты предметы и инструмент; 
перемещаемое грузоподъемными кранами и другими грузоподъемными механизмами оборудование и другие грузы; 
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; 
недостаточная освещенность рабочей зоны; 
повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны; 
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; 
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; 
повышенные уровни шума на рабочем месте; 
повышенный уровень вибрации оборудования или инструмента; 
повышенная или пониженная влажность воздуха; 
повышенная или пониженная подвижность воздуха; 
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); 
физические перегрузки; 
патогенные микроорганизмы. 
К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от не огражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов работы должны выполняться работниками с применением предохранительного пояса и страховочного каната. 
1.14. Слесарь должен обеспечиваться следующей спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты: 
костюмом лавсано-вискозным с маслонефтезащитной пропиткой или костюмом хлопчатобумажным; 
рукавицами комбинированными; 
ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве; 
очками защитными; 
на наружных работах и в помещениях с температурой не выше +5 °С зимой дополнительно при техническом обслуживании ТО-2 и ТО-3: 
валенками; 
галошами на валенки. 
При выполнении работ: 
- по периодическому осмотру тепловозов и дизель-поездов и по ремонту электрооборудования тепловозов слесарь должен обеспечиваться дополнительно: 
галошами диэлектрическими (дежурные); 
перчатками диэлектрическими (дежурные); 
ковриком диэлектрическим (дежурный); 
- по ремонту тяговых электродвигателей, дизелей, газогенераторов и топливной аппаратуры тепловозов и дизель-поездов слесарь должен обеспечиваться дополнительно: 
фартуком прорезиненным (дежурный); 
нарукавниками из материала с маслонефтезащитной пропиткой. 
На наружных работах слесарь, занятый осмотром и ремонтом тепловозов на пунктах технического обслуживания локомотивов дополнительно должен обеспечиваться полуплащом из плащ-палатки или полуплащом из прорезиненной ткани. 
Слесарь, занятый ремонтом секций охлаждающих устройств на пунктах технического обслуживания локомотивов должен обеспечиваться: 
костюмом хлопчатобумажным с кислотозащитной пропиткой вместо костюма лавсано-вискозного с маслонефтезащитной пропиткой или костюма хлопчатобумажного и дополнительно - фартуком прорезиненным и сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве. 
При выполнении работ по обдувке электрооборудования тепловозов слесарь дополнительно должен обеспечиваться: 
респиратором; 
костюмом хлопчатобумажным из пыленепроницаемой ткани вместо костюма лавсано-вискозного с маслонефтезащитной пропиткой или костюма хлопчатобумажного. 
При выполнении работ по разборке, промывке и пропитке топливных, масляных и воздушных фильтров тепловозов и дизель-поездов слесарь должен обеспечиваться: 
костюмом лавсано-вискозным с маслонефтезащитной пропиткой или костюмом хлопчатобумажным; 
фартуком прорезиненным; 
сапогами резиновыми; 
нарукавниками прорезиненными (дежурные); 
рукавицами брезентовыми; 
перчатками резиновыми; 
очками защитными. 
Слесарь по ремонту подвижного состава при выполнении работ по гидравлической опрессовке радиаторов, секций охлаждающих устройств и воздушных резервуаров должен обеспечиваться: 
костюмом хлопчатобумажным; 
фартуком прорезиненным; 
сапогами резиновыми; 
рукавицами комбинированными. 
На работах по осмотру и ремонту локомотивов на открытых пунктах технического обслуживания во II, III, IV и особом климатических поясах вместо теплозащитного костюма слесарь должны обеспечиваться: 
полушубком; 
курткой на утепляющей прокладке; 
брюками на утепляющей прокладке. 
При необходимости, по условиям выполнения отдельных работ, слесарь должен обеспечиваться защитной каской, предохранительным поясом и другими средствами индивидуальной защиты. 
1.15. Специальную и личную одежду и обувь необходимо хранить в отдельных шкафах в гардеробной. Выносить спецодежду и другие средства индивидуальной защиты за пределы территории депо, ПТОЛ запрещается. 
1.16. Слесарь обязан следить за исправностью средств индивидуальной защиты, спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке. 
1.17. Слесарь должен выполнять следующие требования пожарной безопасности: 
курить только в установленных и приспособленных для этого местах; 
не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, окрасочным камерам, легковоспламеняющимся материалам, емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями и аккумуляторным батареям; 
не входить с открытым огнем в дизельное помещение тепловоза (дизель-поезда) и аккумуляторное отделение депо, ПТОЛ; 
не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью. 
1.18. Слесарь должен носить инструмент и измерительные приборы в специальных ящиках или сумках. 
1.19. При выполнении работ в зоне движения поездов слесарь должен надеть сигнальный жилет со световозвращающими полосами. 
1.20. Перед приемом пищи необходимо вымыть руки теплой водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке. Пищу следует принимать в специально отведенном для этой цели помещении. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается. 
Для питья следует пользоваться водой установленных для этого в помещениях депо (ПТОЛ) фонтанчиков, соединенных с водопроводной сетью, или из бачков с ежедневно сменяемой кипяченой водой. 
1.21. Запрещается пользоваться водой для питья из не предназначенных для этого емкостей, а также хранить емкости с антинакипином, антифризом и электролитом в местах приема пищи и цехах (вне аккумуляторного отделения). Емкости с электролитом, используемым для обслуживания аккумуляторных батарей в цехах депо и ПТОЛ, а также емкости с антифризом, используемым для добавления в камеры моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей в зимнее время, должны иметь надписи о содержащейся в них жидкости. 
1.22. Слесарь, имеющий контакт с кислотами, щелочами, маслами и другими нефтепродуктами должен применять защитные пасты, кремы и мази, разрешенные к применению в установленном порядке. Пасты, кремы и мази следует наносить на предварительно вымытые и сухие руки дважды в течение рабочей смены (перед работой и после обеденного перерыва) и соответственно дважды смывать с рук (перед обеденным перерывом и после окончания работы). При возникновении раздражения кожи необходимо обратиться в медпункт для оказания помощи. 
1.23. При обнаружении нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств защиты, освещения, отопления, вентиляции, создающих опасность для жизни работников или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, ухудшению состояния здоровья, слесарь обязан немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие вышестоящему руководителю. 
1.24. В случае получения травмы или заболевания слесарь должен прекратить работу, поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт. 
В случае получения травмы другим работником слесарь должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно известить о несчастном случае своего непосредственного руководителя. 
1.25. Слесарь, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы слесарь должен надеть полагающуюся ему исправную спецодежду, спецобувь и привести их в порядок: 
застегнуть на пуговицы обшлага рукавов; 
заправить свободные концы одежды так, чтобы она не свисала. 
Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами. 
Спецодежду и спецобувь слесарь не должен снимать в течение всего рабочего времени. 
2.2. Совместно с руководителем смены (мастером, бригадиром) слесарь внешним осмотром должен проверить состояние инструмента, приспособлений, строп, траверс для перемещения оборудования и деталей тепловозов (дизель-поездов), у грузоподъемных механизмов и переносных лестниц - наличие трафаретов со сроками следующих испытаний, переносных домкратов - наличие клейма или бирки с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности. 
2.3. При получении средств индивидуальной защиты слесарь должен проверить их целость, исправность, на диэлектрических перчатках и предохранительном поясе - дату их испытания, у респиратора - целость и чистоту фильтра, ковра резинового диэлектрического - отсутствие проколов, надрывов, трещин. 
2.4. При предстоящей работе на крыше тепловоза (вагона дизель-поезда), стоящего на пути, не имеющем с обеих сторон эстакад на уровне его крыши слесарь должен осмотреть и надеть предохранительный пояс и каску защитную, а при работе под кузовом тепловоза (вагона дизель-поезда) и выполнении обязанностей стропальщика - каску защитную. 
Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев. 
Карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен иметь предохранительное устройство, исключающее случайное раскрытие карабина, и обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление его одной рукой при надетой утепленной рукавице (перчатке). 
Замок и предохранительное устройство карабина должны закрываться автоматически. 
2.5. Слесарь должен осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать посторонние детали, не используемые в работе приспособления и инструмент, проверить наличие на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов. 
Неисправный инструмент и приспособления должны быть заменены на исправные. 
Инструмент на рабочем месте следует располагать так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения. 
2.6. Подготовленный к работе инструмент должен удовлетворять следующим требованиям. 
Бойки молотков, кувалд и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев. 
Рукоятки молотков, кувалд и другого инструмента ударного действия должны быть изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины, кизила и граба) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки молотков и кувалд должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. 
К свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться (кроме кувалд) во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом. У кувалд рукоятка к свободному концу должна несколько утончаться. Кувалда должна быть насажена на рукоятку в сторону утолщенного конца без клиньев. 
Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши). 
Напильники и шаберы должны иметь исправные, надежно насаженные рукоятки с металлическими бандажными кольцами. 
Зубила, крейцмейсели, бородки и керны должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов. Длина их должна быть не менее 150 мм. На рабочем конце инструментов не должно быть повреждений. 
Средняя часть зубил не должна иметь острых ребер и заусенцев на боковых гранях. 
Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки - заусенцев. 
Инструмент ручной изолирующий (отвертки, пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки и т.п.) должны иметь исправные изолирующие рукоятки. Если изоляционное покрытие рукояток инструмента состоит из двух слоев изоляции, то при появлении другого цвета изоляции из-под верхнего слоя инструмент должен быть изъят из эксплуатации. Если покрытие состоит из трех слоев изоляции, то при повреждении или истирании верхнего слоя инструмент может быть оставлен в эксплуатации. При появлении нижнего слоя изоляции инструмент подлежит изъятию из эксплуатации. 
Воздушные резиновые шланги пневматического инструмента не должны иметь повреждений, должны быть надежно закреплены на штуцерах для присоединения к пневматическому инструменту и воздушной магистрали. Не допускается применение проволоки вместо стяжных хомутиков для закрепления шлангов на штуцерах. Штуцеры должны иметь исправные грани и резьбы, обеспечивающие прочное и плотное присоединение шланга к пневматическому инструменту и воздушной магистрали. Рабочая часть вставного сменного инструмента (сверл, отверток, ключей, зенкеров и т.п.) не должен иметь трещин, выбоин, заусенцев и прочих дефектов, а хвостовики должны быть правильно центрированы и плотно входить в буксу пневматического инструмента. 
Защитный кожух абразивного круга шлифовальной машинки должен быть надежно закреплен. 
Электрифицированный инструмент не должен иметь повреждений кабеля (шнура), его защитной трубки и штепсельной вилки, изоляционных деталей корпуса, рукоятки, крышек щеткодержателей и защитных кожухов. 
2.7. Перед работой необходимо проверить легкость и быстроту открытия и закрытия клапана включения пневматического инструмента, отсутствие пропуска воздуха в закрытом положении, у электроинструмента и ручных электрических машин - четкость выключения и их работу на холостом ходу. У электроинструмента и ручных электрических машин класса I дополнительно необходимо проверить исправность цепи заземления между его корпусом и заземляющим контактом штепсельной вилки. 
2.8. Перед применением средств индивидуальной защиты слесарь должен внешним осмотром убедиться в их целости. Очки защитные, каска защитная, рукавицы, респираторы не должны иметь механических повреждений, перчатки диэлектрические - загрязнения, увлажнения и механических повреждений (в том числе проколов, выявляемых путем скручивания перчаток в сторону пальцев), галоши диэлектрические - отслоения подкладки, посторонних жестких включений и т.п., ковры диэлектрические резиновые - проколов, надрывов, трещин. Кроме этого, на перчатках диэлектрических должна быть проверена дата их испытаний. 
2.9. Перед работой в помещении слесарь должен проверить работу вытяжной вентиляции и местного освещения. 
2.10. Перед началом работы слесарь должен проверить закрепление тепловоза (вагона дизель-поезда) от ухода ручным тормозом и тормозными башмаками, устойчивость площадок, плит настила пола дизельного помещения, отсутствие масла и топлива на их поверхности, отсоединение от тепловоза кабелей постороннего источника питания тяговых электродвигателей и открыть двери и люки в кузове (капоте) тепловоза (вагонов дизель-поезда). 
2.11. При осмотре грузоподъемных механизмов необходимо проверить: 
отсутствие внешних повреждений, трещин и деформаций деталей и узлов; 
наличие и исправность защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного управления; 
состояние стального каната и правильность его намотки на барабане; 
состояние крюка, его крепление в обойме и наличие замыкающего устройства на нем (износ зева крюка грузозахватного приспособления не должен быть более 10% первоначальной высоты вертикального сечения крюка), отсутствие трещин, наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске. 
2.12. После визуальной проверки технического состояния грузоподъемных механизмов слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, должен проверить их работу на холостом ходу, а также действие тормозов и ограничителя подъема груза. При этом голосом или звуковым сигналом он должен предупредить находящихся поблизости работников о предстоящем включении грузоподъемного механизма.

III. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Общие требования

3.1.1. Слесарь обязан: 
содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом. Лишние инструмент и приспособления после выполнения работы сдать в инструментальную кладовую; 
снимаемые с тепловоза (вагонов дизель-поезда) детали и оборудование направлять для ремонта (испытаний) в соответствующие отделения и места, установленные технологическим процессом; 
обтирочный и другие материалы, негодные для дальнейшего использования, складывать в предназначенные для их сбора емкости (тару) для последующей утилизации; 
использовать в работе только исправный инструмент. 
3.1.2. Перед постановкой на ремонтное стойло (путь) депо, ПТОЛ тепловоза и вагонов дизель-поезда для технического обслуживания или текущего ремонта секции охлаждающих устройств, тяговый генератор, коллекторные камеры электрических машин и аппараты обдуть сжатым воздухом, свободным от влаги и масла. При выполнении этой работы слесарь для защиты глаз должен пользоваться защитными очками, а органов дыхания - респиратором. Во время обдувки оборудования производство других работ на тепловозе и вагонах дизель-поезда запрещается. 
3.1.3. Не имеющие бирки (клейма), а также забракованные съемные грузозахватные приспособления не должны находиться в местах производства погрузочно-разгрузочных работ. 
3.1.4. Перед снятием (установкой) оборудования тепловоза (вагона дизель-поезда) с использованием грузоподъемных механизмов (крана) слесарь должен надеть защитную каску и рукавицы. 
3.1.5. Строповку тягового генератора, двухмашинного агрегата и других электрических машин, гидропередачи, компрессора, распределительных редукторов, привода насосов, блока фильтров очистки воздуха и другого вспомогательного оборудования при их снятии и установке производить за все предусмотренные их конструкцией кронштейны с отверстиями для грузозахватных устройств или рым-болты. При отсутствии на корпусах оборудования таких кронштейнов и рым-болтов обвязку и зацепку такого оборудования слесарь должен производить в соответствии с имеющимися в депо (ПТОЛ) схемами строповки грузов. Обвязывать оборудование чалочными канатами и цепями следует таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения исключалась возможность его падения. 
3.1.6. Снятие и установка турбокомпрессора и воздуходувки следует производить грузоподъемным краном с использованием приспособления, представляющего собой металлическую плиту с установленным на ней рым-болтом, или других аналогичных приспособлений. Крепление металлической плиты на шпильках выпускного патрубка турбокомпрессора и шпильках ввернутых во фланец впуска воздуха воздуходувки, должно быть надежно. 
3.1.7. Обдувку и окраску остовов (статоров) и якорей (роторов) тяговых генераторов, тяговых электродвигателей и других электрических машин слесарь должен производить в обдувочных камерах при включенной вытяжной вентиляции. При этом слесарь должен надеть рукавицы и защитные очки (маску).

 

Посмотреть в PDF

      Магазин учебных материалов