ТИ РМ-043-2002Инструкция по охране труда для официанта

ТИ РМ-043-2002Инструкция по охране труда для официанта

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ 
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОФИЦИАНТА

ТИ РМ-043-2002

Вводится в действие 
с 1 сентября 2002 года


Утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от "24" мая 2002 г. № 36

согласована с ФНПР письмом от 3 апреля 2002 года № 109/56


1. Общие требования безопасности

1.1. На основании настоящей типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для официанта с учетом условий его работы в конкретной организации. 
1.2. На официанта могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей инструмента, инвентаря, посуды, приборов; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки). 
1.3. Официант извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания. 
1.4. Официанту следует: 
оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной; 
перед началом работы мыть руки с мылом, надевать чистую форменную одежду; 
работать в чистой форменной одежде, менять ее по мере загрязнения; 
после посещения туалета мыть руки с мылом; 
не принимать пищу на рабочем месте.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом. 
2.2. Подготовить рабочее место для безопасной работы: 
осмотреть рабочую зону и обеспечить наличие свободных проходов в обеденном зале и возле раздачи; 
проверить устойчивость контрольно-кассовой машины; 
проверить исправность тележки для официантов, подносов; 
удобно и устойчиво разместить запасы посуды, инструмент, приспособления на рабочем столе, подставке, передвижной тележке в соответствии с частотой использования и расходования. 
2.3. Проверить внешним осмотром: 
достаточность освещения рабочей зоны; 
отсутствие слепящего действия света возле контрольно-кассовой машины; 
исправность розетки, кабеля (шнура) электропитания, вилки, надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования; 
отсутствие внешних повреждений льдогенератора; 
состояние поверхности пола на всем рабочем маршруте (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости). При наличии скользкости пола потребовать его уборки; 
целостность фарфорофаянсовой и стеклянной посуды; 
наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между корпусом контрольно-кассовой машины и заземляющим проводом). Не приступать к работе при отсутствии или ненадежности заземления; 
отсутствие посторонних предметов вокруг оборудования. 
2.4. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения. 
2.5. При эксплуатации контрольно-кассовой машины соблюдать требования безопасности, изложенные в типовой инструкции по охране труда для кассира зала.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ. 
3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам. 
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправные оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. 
3.4. Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами. 
3.5. Требовать своевременной уборки пола на всем рабочем маршруте. 
3.6. Не загромождать проходы между столами, пути эвакуации и другие проходы инвентарем, излишними запасами готовых блюд, кулинарной продукции. 
3.7. Пользоваться при откупоривании бутылок специально предназначенным инструментом (пробочником, штопором, консервным ножом и т.п.). Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами. Открывая бутылки с газированными винами, накрывать салфеткой горлышко бутылки. 
3.8. Устанавливать блюда на поднос или в тележку в один ряд. Подавать десерт, мелкие (штучные) заказы и т.п. на облегченных подносах. 
3.9. Не переносить в руках ножи и вилки. 
3.10. Соблюдать осторожность при получении и подаче блюд, движении с ними в дверях и проходах. 
3.11. Содержать свое рабочее место в чистоте, не загромождать его посудой и готовыми блюдами, при обнаружении столовой и стеклянной посуды со сколами и трещинами немедленно изымать ее из пользования. 
3.12. Передвигать тележку для официантов в направлении «от себя». 
3.13. При эксплуатации контрольно-кассового оборудования соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении поломки оборудования: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями. 
4.2. Если в процессе работы произошло загрязнение пола на рабочем маршруте жирами или просыпанными порошкообразными веществами, работу прекратить до удаления загрязняющих веществ. 
4.3. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Выключить и надежно обесточить применяемое оборудование. 
5.2. Произвести уборку рабочего места. 
5.3. Не производить уборку мусора, отходов непосредственно руками, использовать для этих целей щетки, совки и другие приспособления. 
5.4. Отсортировать битую посуду и сдать ее в инвентарную. 
5.5. Установить тележку для официанта (поднос) на специально отведенное место.

      Магазин учебных материалов