Утверждено
Департаментом лесного комплекса
Министерства экономики
Российской Федерации
15 декабря 1997 г.
Согласовано
ЦК профсоюза работников
лесных отраслей
Российской Федерации
17 декабря 1997 г.
Типовая инструкция по охране труда
для машинистов-трактористов колесного тягача
ТОИ Р-15-034-97
Инструкция вводится в действие с 01.01.1998 г.
1. Общие требования безопасности
1.1. К управлению и обслуживанию колесных тракторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления трактором. Машинист-тракторист должен пройти обучение по охране труда и получить соответствующее удостоверение.
1.2. Закрепление лиц за определенной машиной должно оформляться приказом по цеху или предприятию.
1.3. Машинист должен знать Правила внутреннего распорядка предприятия и точно их выполнять.
1.4. Машинист должен работать в спецодежде, спецобуви, которую ему выдает администрация предприятия.
1.5. При движении колесных тракторов по дорогам общего пользования и лесовозным дорогам необходимо руководствоваться "Правилами дорожного движения", утвержденными МВД СССР.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед началом работы машинист-тракторист обязан проверить техническую исправность:
ходовой части трактора и прицепного технологического оборудования;
рулевого управления и тормозного устройства;
приборов освещения и звукового сигнала.
2.2. Полностью заправить трактор ГСМ, специальными и охлаждающими жидкостями.
2.3. Перед запуском двигателя проверить рычаги управления трактором и технологическим оборудованием и убедиться в том, что они находятся в нейтральном положении, а гидросистема отключена.
2.4. После запуска двигателя проверить работу машины и технологического оборудования на холостом ходу и убедиться в их исправности. Работа на неисправном тракторе не разрешается.
2.5. Перед началом движения машинист должен убедиться в отсутствии людей вблизи машины и на пути движения, подать предупредительный сигнал и только после этого начинать движение.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Подавая трактор задним ходом к прицепному оборудованию, необходимо двигаться на первой передаче заднего хода на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, держа правую ногу на педали подачи топлива, а левую -у педали слива в готовности остановить трактор в любой момент.
3.2. Если тракторист не видит сближающиеся прицепные устройства, то его действиями должен руководить другой работник, находящийся вне пути движения трактора.
3.3. Перед каждым входом в кабину трактора машинист должен тщательно очистить обувь от грязи во избежание падения с подножки и соскальзывания ног с педалей управления.
3.4. Запрещается при движении трактора сходить и входить в кабину, стоять и сидеть на подножках, лестницах, крыльях, навесном технологическом оборудовании.
3.5. При работающем двигателе запрещается выполнять ремонтные работы под трактором.
3.6. Очищать технологическое оборудование от земли, снега, грязи, коры, щепы и т. д. следует при полной остановке трактора.
3.7. При работе с навесным технологическим оборудованием следует выполнять следующие правила безопасности:
при развороте трактора следить за тем, чтобы технологическое оборудование вписывалось в габариты дороги;
не выполнять крутых поворотов на высших транспортных скоростях (под действием центробежных сил происходит опрокидывание);
не проводить регулировочные, очистные и другие работы под поднятым технологическим оборудованием (не исключен самопроизвольный переход гидросистемы в режим опускания);
при длительных переездах учитывать, что техническими условиями на изготовление трактора допускается усадка штоков гидроцилиндров до 30 мм за 30 минут. (Поэтому периодически контролировать и корректировать высоту подъема);
запрещается эксплуатировать прицепное технологическое оборудование с неисправными тормозами.
3.8. Во время работы машинист обязан выполнять команду "стоп" независимо от того, кем она подана.
3.9. Оставлять трактор без наблюдения при работающем двигателе запрещается.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей:
после охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты;
открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость.
При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания тракторист-машинист обязан выключить двигатель машины.
4.2. При вынужденной остановке тягача на дороге (по причине неисправности) тракторист-машинист обязан выставить сзади трактора знак аварийной остановки и принять меры к устранению неисправности, а в необходимых случаях прибегнуть к помощи других водителей, и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза, поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае съезда трактора с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно выехать тракторист-машинист должен довести об этом до сведения механика или руководителя работ.
4.3. Тракторист-машинист обязан выполнять принятое решение механика (руководителя работ) относительно разгрузки трактора и дальнейшей его буксировки или его буксировки в груженом состоянии на небольшое расстояние до момента выхода трактора на лесовозную дорогу.
Запрещается использовать в качестве буксира груженый лесовозный автопоезд, а также буксировать неисправный груженый трактор.
4.4. Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки,
4.5. При дорожно-транспортном происшествии тракторист-машинист, причастный к нему, обязан:
без промедления остановиться и не трогать с места трактор, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
если невозможно движение транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение трактора и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов;
при необходимости оказать доврачебную помощь.
4.6. Тракторист-машинист должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста, машины и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану, при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани).
После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.
4.7. Сообщить о случившемся в милицию и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортных происшествий, работников ГАИ и следственных органов.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. По окончании работы машинист должен поставить трактор на стоянку, опустить технологическое оборудование на землю.
5.2. Выключить насосы, остановить двигатель.
5.3. Очистить трактор и технологическое оборудование от грязи и мусора.
5.4. Осмотреть трактор и при обнаружении неисправностей, не подлежащих устранению своими силами, доложить механику или другому ответственному лицу.