МИ-1-34-2009. МДС 12-49.2009. Инструкция по охране труда для машинистов электростанций передвижных

МИ-1-34-2009. МДС 12-49.2009. Инструкция по охране труда для машинистов электростанций передвижных

Макет инструкции по охране труда 
для машинистов электростанций передвижных

МИ-1-34-2009

Макет инструкции по охране труда для машинистов электростанций передвижных МИ-1-34-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 039-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. 
-------------------------------- 
<*> Дополнительно - ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (в ред. от 20.02.2003). Утверждены Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 N 3, Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 N 163.

Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов электростанций передвижных (далее - машинистов) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие III группу по электробезопасности и профессиональные навыки для данной профессии, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
шум; 
вибрация; 
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ; 
движущиеся машины, механизмы и их части; 
повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека. 
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: 
костюмы хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей; 
ботинки кожаные; 
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; 
перчатки диэлектрические; 
галоши диэлектрические; 
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно: 
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани; 
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; 
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: 
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
поддерживать машину в технически исправном состоянии. Не допускать работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена; 
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ; 
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинисты обязаны: 
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца; 
в) произвести осмотр и прием электростанции от машиниста предшествующей смены и получить задание у руководителя работ. 
8. После получения задания машинисты обязаны: 
а) проверить наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений, а также надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;
б) проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты: контрольной лампы или указателя напряжения, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с изолированными рукоятками; 
в) удостовериться в наличии средств пожаротушения. 
9. Машинистам запрещается начинать работу в случае: 
а) неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений; 
б) наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или проводов; 
в) отсутствия или неисправности защитного заземления; 
г) обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем; 
д) отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения; 
е) нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов или строящихся зданий. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание электростанции в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

10. При осмотре топливной системы, узлов и механизмов электростанции, а также при заправке горючим в темное время суток следует пользоваться переносной электрической лампой. 
11. При пуске электростанции машинисты обязаны: 
а) проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении; 
б) производить пуск двигателя стартером (или рукояткой); 
в) после прогрева двигателя следует поворотом рукоятки реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети; 
г) после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры электротока в сети; 
д) при появлении стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить неисправность. 
12. Во время работы электростанции машинисты обязаны: 
а) вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за показаниями приборов на пульте управления: контролировать изменения давления и температуры масла, температуры генератора; 
б) следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов; 
в) не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления; 
г) производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции; 
д) пользоваться при включении или отключении внешних электросетей электрорубильником, диэлектрическими перчатками, диэлектрической подставкой или ковриком; 
е) открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного патрубка. 
13. Машинистам запрещается: 
а) заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя; 
б) брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого двигателя; 
в) использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота; 
г) пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов; 
д) ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании; 
е) измерять уровень масла случайными предметами; 
ж) превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора. 
14. При каждом включении электростанции после отключения напряжения во внешней сети машинисты обязаны дать предупреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии. 
15. При необходимости установки электростанции в помещении машинисты обязаны не допускать установки электростанции для работы в помещении объемом менее 20-кратного объема электростанции. 
16. При перебазировании электростанции на другой объект машинистам следует: 
а) слить горючее из баков в бочки; 
б) отсоединить электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики; 
в) закрыть электрические разъемы крышками; 
г) демонтировать заземляющий контур; 
д) произвести закрепление узлов, агрегатов и инструмента; 
е) осмотреть ходовую часть электростанции; 
ж) проверить исправность прицепного устройства.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

17. В случае воспламенения топлива на электростанции машинисты обязаны прекратить допуск топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв войлоком, брезентом. 
Запрещается заливать водой горящее топливо, электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением. 
18. В случае появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность. 
19. При сообщении об аварии на электролинии или электростанции машинисты обязаны немедленно отключить электрогенератор.

Требования безопасности по окончании работы

20. По окончании работы машинисты обязаны: 
а) отключить внешние линии электропередачи; 
б) остановить двигатель; 
в) провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи; 
г) проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора, подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска; 
д) привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный металлический ящик; 
е) привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления; 
ж) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

      Система тестирования для предприятий