МИ-1-33-2009. МДС 12-49.2009. Инструкция по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых

МИ-1-33-2009. МДС 12-49.2009. Инструкция по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых

Макет инструкции по охране труда 
для машинистов экскаваторов одноковшовых

МИ-1-33-2009

Макет инструкции по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых МИ-1-33-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 038-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. 
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых (далее - машинистов) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки для работы машинистами, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
обрушающиеся горные породы (грунты); 
падающие предметы (куски породы); 
движущиеся машины и их рабочие органы; 
опрокидывание машин, падение их частей. 
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: 
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей; 
сапоги резиновые или ботинки кожаные; 
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; 
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно: 
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани; 
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; 
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: 
применять в процессе работы средства малой механизации, по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ; 
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций; 
осуществлять контроль состояния безопасности труда. 
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинисты обязаны: 
а) предъявить руководителю удостоверение на право управления экскаватором и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца; 
в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и вместе с ним осмотреть место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками. 
8. После получения задания машинисты обязаны: 
а) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации экскаватора; 
б) перед запуском двигателя убрать все посторонние предметы на платформе машины и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя; 
в) после запуска двигателя опробовать работу механизмов на холостом ходу; 
г) перед установкой экскаватора на место работы убедиться, что грунт спланирован, экскаватор расположен за пределами призмы обрушения, имеется достаточное место для маневрирования, уклон местности не превышает допустимый по паспорту экскаватора. 
9. Машинисты не должны приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) неисправностях механизмов, а также дефектах металлоконструкций, канатов гидросистемы экскаватора, при которых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация; 
б) несоответствии места работы экскаватора требованиям безопасности; 
в) наличии в зоне работы экскаватора посторонних людей. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за техническое состояние экскаватора, и руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

10. Перед началом маневрирования в процессе работы экскаватора машинисты обязаны убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора, определяемой длиной стрелы и вытянутой рукояти (длиной стрелы и подвеской ковша экскаватора-драглайна). 
11. Во время работы машинистам экскаватора запрещается: 
а) производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта; 
б) планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукояти; 
в) очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше; 
г) производить какие-либо работы при нахождении людей между забоем и экскаватором; 
д) покидать рабочее место при поднятом ковше. 
12. Выполнять работы экскаватором в охранной зоне подземных коммуникаций допускается только при наличии письменного разрешения владельца этих коммуникаций и под непосредственным надзором руководителя работ, а в охранной зоне газопроводов или кабелей, находящихся под электрическим напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового или электрического хозяйства. 
Выполнять работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ. 
13. Работы на участках с патогенным заражением почвы (свалках, скотомогильниках, кладбищах) допускается выполнять при наличии разрешения органов государственного санитарного надзора. 
14. При рыхлении грунта взрывным способом на время выполнения взрывных работ машинисты обязаны удалить экскаватор от места взрывных работ на расстояние, указанное руководителем работ, но не менее чем на 50 м. 
15. При рыхлении грунта ударными приспособлениями (клин-молотом, шар-молотом) лобовое стекло кабины экскаватора должно быть оборудовано защитной сеткой. 
16. Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует погружать в транспортные средства или размещать за пределами призмы обрушения. Не допускается разработка грунта методом "подкопа". При разработке грунта экскаватором с прямой лопатой высоту забоя следует определять с таким расчетом, чтобы в процессе работы не образовались "козырьки" из грунта. 
17. Погрузку грунта в автосамосвалы следует осуществлять со стороны заднего бокового борта. Не допускается перемещение ковша экскаватора над кабиной водителя. Погрузка грунта в автосамосвал допускается только при отсутствии в кабине шофера или других людей. 
18. При необходимости очистки ковша машинисты экскаватора обязаны опустить его на землю и выключить двигатель. 
19. При транспортировании экскаватора с одного объекта на другой на трейлере или платформе нахождение машиниста в кабине экскаватора не допускается. 
При транспортировании экскаватора своим ходом или на буксире машинист обязан находиться в кабине экскаватора и выполнять при этом Правила дорожного движения. 
20. Машинистам экскаватора запрещается: 
а) передавать управление лицам, не имеющим соответствующего удостоверения; 
б) оставлять экскаватор с работающим двигателем; 
в) перевозить в кабине экскаватора посторонних лиц. При необходимости выхода из кабины экскаватора машинист обязан поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и затормозить движение. 
21. При техническом обслуживании экскаватора машинисты обязаны остановить двигатель и снять давление в гидросистеме. 
22. Во время заправки экскаватора горючим машинистам и другим лицам, находящимся вблизи экскаватора, запрещается курить и пользоваться огнем. Разведение огня ближе 50 м от места работы или стоянки экскаватора не допускается.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

23. При обнаружении в забое не указанных руководителем кабелей электропередачи, трубопроводов, взрывоопасных или других неизвестных предметов работу экскаватора следует незамедлительно остановить до получения разрешения от соответствующих органов надзора. 
24. При просадке или сползании грунта машинисту следует прекратить работу, отъехать от этого места на безопасное расстояние и доложить о случившемся руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

25. По окончании работы машинисты обязаны: 
а) поставить экскаватор на стоянку; 
б) опустить ковш на землю; 
в) выключить двигатель; 
г) закрыть кабину на замок; 
д) сообщить руководителю работ и ответственному о состоянии экскаватора, всех неисправностях, возникших во время работы.

      Система тестирования для предприятий