ТИ РО-033-2003 Инструкция по охране труда для машинистов скреперов

ТИ РО-033-2003 Инструкция по охране труда для машинистов скреперов

Постановление Госстроя РФ 
от 8 января 2003 г. N 2


Типовая инструкция по охране труда 
для машинистов скреперов


ТИ РО-033-2003


Дата введения 1 июля 2003 г. 
                           

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена для машинистов скреперов при выполнении ими работ (разработке, перемещении и планировке грунтов при устройстве выемок, насыпей, резервов, кавальеров и банкет при строительстве автомобильных и железных дорог, каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения) согласно их профессии и квалификации (далее машинистов).

Общие требования безопасности

1. Лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
шум; 
вибрация; 
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ; 
движущиеся машины, механизмы и их части; 
обрушающиеся горные породы. 
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно полукомбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода. 
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: 
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
поддерживать машину в технически исправном состоянии. Не допуская работу с неисправностями при которых эксплуатации# запрещена; 
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинисты обязаны: 
надеть спецодежду, спецобувь установленного образца; 
предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из специфики выполняемой работы. 
8. После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны: 
осмотреть с руководителем работ место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками, и уточнить последовательность выполнения работы и меры безопасности; 
произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации; 
предупредить о запуске двигателя работников, находящихся вблизи машины, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении; 
произвести запуск двигателя; 
после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов. 
9. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности: 
при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация; 
наличия людей, машин или оборудования в зоне работ; 
при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей; 
наличии на месте работы подземных коммуникаций. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

10. Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал. 
11. При выполнении земляных работ машинист обязан: 
а) начинать разработку грунта только после удаления пней, кустарника и крупных камней; 
б) глубокие выемки разрабатывать уступами; 
в) не допускать движение крайнего колеса скрепера по насыпи ближе одного метра от бровки земляного полотна; 
г) соблюдать дистанцию между движущимися навстречу друг другу или параллельно скреперами, интервал в обоих случаях должен быть не менее 5 м; 
д) производить резание грунта только на прямолинейном участке движения; 
е) осуществлять набор грунта прицепным скрепером только на первой передаче, а разгрузку - на второй-третьей передачах; 
ж) периодически останавливаться и удалять камни и другие предметы, застрявшие между шинами задних спаренных колес самоходного скрепера. 
12. Машинисту в процессе работы не разрешается: 
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста скрепера; 
б) оставлять машину с работающим двигателем; 
в) перевозить в кабине посторонних лиц; 
г) выходить из кабины и входить в нее на ходу; 
д) проводить разработку грунта на косогорах с поперечным уклоном свыше 30°; 
е) проводить разгрузку скрепера, движущегося задним ходом под отскос. 
13. При работе на косогорах запрещается: 
а) делать резкие повороты; 
б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом; 
в) ставить машину поперек склона, угол которого превышая указанный в паспорте машины. 
14. При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них работающих, оборудования, инструмента и строительных материалов. Запрещается передвижение скрепера в пределах призмы обрушения откосов. 
15. Работа скрепера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ скрепером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора. Ковш экскаватора должен быть опущен на землю. 
16. Одновременная работа двух скреперов в колонне допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. 
17. При необходимости очистки ковша скрепера машинист обязан затормозить скрепер, опустить ковш, застраховать упором поднятую заслонку и использовать лопату с длинной ручкой или скребок. 
18. Распасовку и запасовку тросов следует производить в рукавицах при опущенном на землю или подвешенном на замках ковше скрепера. 
19. При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан: 
а) следить за тем, чтобы ковш был поднят в крайнее верхнее сложение и не задевал встречающиеся на пути предметы; 
б) соблюдать правила дорожного движения; 
в) не допускать поворот скрепера радиусом менее 15 м; 
г) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки скрепера на дороге в ночное время. 
20. Прицепной скрепер следует сцеплять с трактором при помощи сцепной серьги, которая должна быть надежно закреплена. 
Передвигать трактор необходимо осторожно на минимальной скорости, а дышло скрепера следует поднять на деревянных подкладках на высоту сцепного устройства трактора. 
21. Перед погрузкой скрепера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер находится в устойчивом положении и заторможен. После погрузки следует опустить ковш и закрепить скрепер растяжками. Во время перевозки скрепера нахождение машиниста в кабине не допускается. 
22. При техническом обслуживании скрепера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме. 
23. Во время заправки скрепера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. 
Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины. 
24. При необходимости ремонта или профилактического осмотра скрепера заслонку ковша следует заблокировать упором в поднятом состоянии или опустить ковш на прочную и устойчивую опору. 
25. При промывке деталей не разрешается пользоваться этилированным бензином.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

26. Обнаружив на участке при выполнении земляных работ подземные коммуникации и сооружения, а также опасные предметы, не указанные при получении задания, машинист обязан немедленно но остановить работу и сообщить руководителю работ. 
27. При неисправности скрепера машинист должен поставить машину на обочину или вне зоны производства работ и сообщить лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии. 
28. В случае потери устойчивости скрепера при перемещении грунта машинисту следует опустить ковш, включить задний ход и устранить крен машины. 
29. При загорании скрепера машинист должен принять меры по тушению очага пожара (при помощи огнетушителя и подручными средствами: кошмой, брезентом, песком), в случае невозможности самому погасить огонь необходимо вызвать пожарную охрану и сообщить руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

30. По окончании работы машинист обязан: 
а) поставить машину на стоянку; 
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз; 
в) выключить двигатель; 
г) закрыть кабину на замок; 
д) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.

 

      Сервис онлайн тестирования