ТОИ Р-66-43-95. Инструкция по охране труда для машинистов скреперов

ТОИ Р-66-43-95. Инструкция по охране труда для машинистов скреперов

Утверждена 
Постановлением Минстроя России 
от 13 марта 1995 г. N 18-22

Согласована 
Постановлением Президиума 
ЦК профсоюза работников 
строительства и промышленности 
строительных материалов России 
от 15 декабря 1994 г. N 19-70

Дата введения 1 июля 1995 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ДЛЯ МАШИНИСТОВ СКРЕПЕРОВ

ТОИ Р-66-43-95

Разработана АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК "Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений. 
Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. 
Типовая инструкция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда. 
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства. 
Подготовлена к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин). 
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.

Машинисты скреперов (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, Правил дорожного движения Российской Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации управляемых ими машин.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан: 
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца. 
2. После получения задания машинист обязан: 
а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками; 
б) уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности, наличие ограждений и знаков безопасности; 
в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации скрепера; 
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении; 
д) произвести запуск двигателя, проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов. 
3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) неисправностях механизмов или дефектах, указанных в инструкции завода - изготовителя, при которых не допускается эксплуатация скрепера; 
б) наличии подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ, в местах срезки или планировки грунта; 
в) уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода - изготовителя; 
г) отсутствии ограждений места производства работ и знаков безопасности. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и лицу, ответственному за содержание скрепера в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

4. Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал. 
5. При выполнении земляных работ машинист обязан: 
а) начинать разработку грунта только после удаления пней, кустарника и крупных камней; 
б) глубокие выемки разрабатывать уступами; 
в) не допускать движение крайнего колеса скрепера по насыпи ближе одного метра от бровки земляного полотна; 
г) соблюдать дистанцию между движущимися навстречу друг другу или параллельно скреперами, интервал в обоих случаях должен быть не менее 5 м; 
д) производить резание грунта только на прямолинейном участке движения; 
е) осуществлять набор грунта прицепным скрепером только на первой передаче, а разгрузку - на второй - третьей передачах; 
ж) периодически останавливаться и удалять камни и другие предметы, застрявшие между шинами задних спаренных колес самоходного скрепера. 
6. При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них работающих, оборудования, инструмента и строительных материалов. Запрещается передвижение скрепера в пределах призмы обрушения откосов. 
7. Работа скрепера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ скрепером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора. Ковш экскаватора должен быть опущен на землю. 
8. Одновременная работа двух скреперов в колонне допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. 
9. При необходимости очистки ковша скрепера машинист обязан затормозить скрепер, опустить ковш, застраховать упором поднятую заслонку и использовать лопату с длинной ручкой или скребок. 
10. Распасовку и запасовку тросов следует производить в рукавицах при опущенном на землю или подвешенном на замках ковше скрепера. 
11. Разработка грунта на косогорах с поперечным уклоном свыше 30°, а также разгрузка скрепера, движущегося задним ходом под откос, запрещаются. 
12. При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан: 
а) следить за тем, чтобы ковш был поднят в крайнее верхнее положение и не задевал встречающиеся на пути предметы; 
б) соблюдать правила дорожного движения; 
в) не допускать поворот скрепера радиусом менее 15 м; 
г) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки скрепера на дороге в ночное время. 
13. Прицепной скрепер следует сцеплять с трактором при помощи сцепной серьги, которая должна быть надежно закреплена. Передвигать трактор необходимо осторожно на минимальной скорости, а дышло скрепера следует поднять на деревянных подкладках на высоту сцепного устройства трактора. 
14. Перед погрузкой скрепера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер находится в устойчивом положении и заторможен. После погрузки следует опустить ковш и закрепить скрепер растяжками. Во время перевозки скрепера нахождение машиниста в кабине не допускается. 
15. Машинисту в процессе работы не разрешается: 
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста скрепера; 
б) оставлять машину с работающим двигателем; 
в) перевозить в кабине посторонних лиц; 
г) выходить из кабины и входить в нее на ходу. 
16. При техническом обслуживании скрепера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме. 
17. Во время заправки скрепера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины. 
18. При необходимости ремонта или профилактического осмотра скрепера заслонку ковша следует заблокировать упором в поднятом состоянии или опустить ковш на прочную и устойчивую опору. 
19. При промывке деталей не разрешается пользоваться этилированным бензином. 
20. При работе на косогорах запрещается: 
а) делать резкие повороты; 
б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом; 
в) ставить машину поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте машины.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

21. Обнаружив на участке при выполнении земляных работ подземные коммуникации и сооружения, а также опасные предметы, не указанные при получении задания, машинист обязан немедленно остановить работу и сообщить руководителю работ. 
22. При неисправности скрепера машинист должен поставить машину на обочину или вне зоны производства работ и сообщить лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии. 
23. В случае потери устойчивости скрепера при перемещении грунта машинисту следует опустить ковш, включить задний ход и устранить крен машины. 
24. При загорании скрепера машинист должен принять меры по тушению очага пожара (при помощи огнетушителя и подручными средствами: кошмой, брезентом, песком), в случае невозможности самому погасить огонь необходимо вызвать пожарную охрану и сообщить руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

25. По окончании работы машинист обязан: 
а) поставить машину на стоянку; 
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз; 
в) выключить двигатель; 
г) закрыть кабину на замок; 
д) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.

      Магазин учебных материалов