МИ-2-9-2009. МДС 12-49.2009. Инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

МИ-2-9-2009. МДС 12-49.2009. Инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

Макет инструкции по охране труда 
для машинистов погрузчиков автомобильных

МИ-2-9-2009

Макет инструкции по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных МИ-2-9-2009 разработан на основе отраслевой типовой инструкции по охране труда ТИ РО 029-2003, представленной в СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", с учетом требований действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, введенных в действие после принятия СП 12-135-2003. 
-------------------------------- 
<*> Дополнительно - ПОТ РМ-027-2003. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утверждены Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 28.

Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных (далее - машинистов) при выполнении работ согласно их профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части; 
передвигающиеся грузы; 
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; 
эмоциональные перегрузки. 
3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: 
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей; 
сапоги резиновые или ботинки кожаные; 
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; 
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно: 
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани; 
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; 
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: 
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций; 
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ; 
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинисты обязаны: 
а) предъявить руководителю работ удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца; 
в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале. 
8. После получения задания машинисты обязаны: 
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин; 
б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.; 
в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении; 
г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования; 
д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала; 
е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил); 
ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия; 
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений; 
и) проверить работу концевых выключателей механизма подъема. 
9. Машинисты не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика; 
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе; 
в) падении давления в шинах; 
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя; 
д) неисправности стояночного или рабочего тормоза; 
е) неисправности кранового гуська (износе грузового каната, дефекте механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений; 
ж) недостаточной освещенности или загроможденности зоны работ; 
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций; 
и) несоответствии характера поднимаемого груза рабочему органу и грузозахватным приспособлениям. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинисты обязаны сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

10. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинисты обязаны: 
а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал; 
б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходах, выходах из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал; 
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия; 
г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе; 
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде. 
11. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинисты обязаны: 
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость; 
б) транспортировать груз на высоте не более 500 мм от уровня дороги; 
в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя; 
г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость машинисту, только в сопровождении специально выделенного лица; 
д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы. 
12. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинисты обязаны: 
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля, по одному следу; 
б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком; 
в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1 м от бровки откоса. 
Машинистам запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше 20°. 
13. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинисты обязаны: 
а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата; 
б) размещать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10 - 15°. 
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате, в неустойчивом положении. 
14. При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинисты обязаны: 
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ; 
б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки; 
в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100 - 200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту; 
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения. 
15. Машинистам запрещается: 
а) резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке; 
б) подтаскивать груз крюком; 
в) освобождать крюком защемленные грузом стропы. 
16. При необходимости перевозки погрузчика машинистам следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками. 
17. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю, или установленном на надежные подставки рабочем органе, при затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач. 
18. При проведении технического обслуживания машинисты обязаны: 
а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте; 
б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной; 
в) пользоваться насосом для продувки топливопровода; 
г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях. 
При выполнении указанных работ машинистам запрещается: 
открывать водяной краник радиатора при работе двигателя; 
заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе; 
засасывать топливо ртом через шланг. 
19. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинисты обязаны: 
а) привести рабочий орган в транспортное положение; 
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений; 
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон; 
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах, по сплошному настилу; 
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз; 
е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях; 
ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку; 
з) выполнять Правила дорожного движения. 
20. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинисты обязаны под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. 
21. В зимнее время машинистам запрещается: 
а) подогревать двигатель открытым пламенем; 
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины; 
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком, без применения утепленного мата. 
22. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света. 
23. Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми. 
24. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом, на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

25. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности. 
26. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

Требования безопасности по окончании работы

27. По окончании работы машинисты обязаны: 
а) отвести погрузчик на стоянку; 
б) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку; 
в) привести рычаги управления в нейтральное положение; 
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель; 
д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование; 
е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

      Система тестирования для предприятий