ТОИ Р-66-40-95. Инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

ТОИ Р-66-40-95. Инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

Утверждена 
Постановлением Минстроя России 
от 13 марта 1995 г. N 18-22

Согласована 
Постановлением Президиума 
ЦК профсоюза работников 
строительства и промышленности 
строительных материалов России 
от 15 декабря 1994 г. N 19-70

Дата введения 1 июля 1995 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОГРУЗЧИКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ТОИ Р-66-40-95

Разработана АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК "Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений. 
Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. 
Типовая инструкция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда. 
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства. 
Подготовлена к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин). 
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.

Машинисты погрузчиков автомобильных (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил дорожного движения Российской Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации погрузчиков автомобильных.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан: 
а) предъявить руководителю удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца; 
в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале. 
2. После получения задания машинист обязан: 
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин; 
б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.; 
в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении; 
г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования; 
д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала; 
е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил); 
ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия; 
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений. 
3. Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика; 
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе; 
в) падении давления в шинах; 
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя; 
д) неисправности стояночного или рабочего тормоза; 
е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений; 
ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ; 
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций; 
и) несоответствии груза грузоподъемности машины, установленным рабочим органам и грузозахватным приспособлениям. 
Указанные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

4. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан: 
а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал; 
б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал; 
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия; 
г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе; 
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде. 
5. При выполнении погрузочно - разгрузочных и транспортных работ машинист обязан: 
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость; 
б) транспортировать груз на высоте не менее 300 - 400 мм от уровня дороги; 
в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно - разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в сопровождении специально выделенного лица; 
д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы. 
6. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан: 
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу; 
б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком; 
в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса. 
Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше 20°. 
7. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан: 
а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата; 
б) размещать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10 - 15°. 
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате в неустойчивом положении. 
8. При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан: 
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ; 
б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки; 
в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100 - 200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту; 
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения. 
Машинисту запрещается: 
резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке; 
подтаскивать груз крюком; 
освобождать крюком защемленные грузом стропы. 
9. При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками. 
10. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач. 
11. При проведении технического обслуживания машинист обязан: 
а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками - фиксаторами, находящимися на капоте; 
б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной; 
в) пользоваться насосом для продувки топливопровода; 
г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях. 
При выполнении указанных работ машинисту запрещается: 
открывать водяной краник радиатора при работе двигателя; 
заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе; 
засасывать топливо ртом через шланг. 
12. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан: 
а) привести рабочий орган в транспортное положение; 
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений; 
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон; 
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу; 
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз; 
е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях; 
ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку; 
з) выполнять требования Правил дорожного движения Российской Федерации. 
13. Производить погрузочно - разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно - технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда - допуска, определяющего безопасные условия работ. 
14. Машинистам в зимнее время запрещается: 
а) подогревать двигатель открытым пламенем; 
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины; 
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата. 
15. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света. 
16. Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми. 
17. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

18. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности. 
19. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

Требования безопасности по окончании работы

20. По окончании работы машинист обязан: 
а) отвести погрузчик на стоянку; 
б) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку; 
в) привести рычаги управления в нейтральное положение; 
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель; 
д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование; 
е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

      Система тестирования для предприятий