ТИ РО-024-2003 Инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай

ТИ РО-024-2003 Инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай

Постановление Госстроя РФ от 8 января 2003 г. N 2 Типовая инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай ТИ РО-024-2003 Дата введения 1 июля 2003 г. Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена для машиниста машин для забивки и погружения свай при выполнении работ по ее управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее машиниста). Общие требования безопасности 1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: движущиеся машины, механизмы и их подвижные части; передвигающиеся изделия, конструкции; разрушающиеся конструкции; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; эмоциональные перегрузки. 3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода. При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций; быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления). Требования безопасности перед началом работы 7. Перед началом работы машинист обязан: а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца. 5.24.8. После получения задания машинист обязан: а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками; б) уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности; в) провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины; г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении; д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов - вне кабины); е) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов; ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ. 9. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: а) неисправности механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов, при которых запрещается эксплуатация машины; б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ; в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы; г) отсутствии или неисправности сигнального устройства; д) наличии видимых повреждений железобетонных свай; е) недостаточной освещенности места производства работ. Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии. Требования безопасности во время работы 10. Передвигать машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке. 11. Подтаскивать сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста. 12. При подъеме сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок. 13. Поднимать свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и сваи не допускается. 14. Перед пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал. 15. При поднятии и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами-амортизаторами. 16. При запуске и работе молота машинист обязан следить, чтобы работники находились не ближе 4 м от молота. 17. Изменять наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота в нижнем положении. 18. Машинисту запрещается: а) допускать к строповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных за данной машиной; б) поднимать сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата; в) поднимать базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования; г) поднимать сваю и молот одновременно; д) подтаскивать сваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а также уложенные в штабель свыше двух рядов; е) поднимать железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями; ж) оставлять сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы; з) передавать управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения; и) ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота; к) опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на тормоз в конце спуска; л) снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины; м) оставлять без присмотра машину во время работы молота; н) работать неисправным молотом; о) обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и не застопоренном цилиндре или поршне; п) принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска. 19. При перемещении и установке машины вблизи выемок машинист должен соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее указанных ниже в таблице. Таблица Минимальные расстояния приближения машины к выемкам —————————————————————————————————— | Глубина | Расстояние по горизонтали от подошвы откоса до ближайшей | | выемки, м | опоры машины, м, при грунте | | |————————————————————————————| | | песчаном | супесчаном | суглинистом | глинистом | |——————|———————|——————|———————|———————| | 1 | 1,5 | 1,15 | 1,00 | 1,00 | |——————|———————|——————|———————|———————| | 2 | 3,0 | 2,40 | 2,00 | 1,50 | |——————|———————|——————|———————|———————| | 3 | 4,0 | 3,60 | 3,25 | 1,75 | |——————|———————|——————|———————|———————| | 4 | 5,0 | 4,40 | 4,00 | 3,00 | |——————|———————|——————|———————|———————| | 5 | 6,0 | 5,30 | 4,75 | 3,50 | —————————————————————————————————— Требования безопасности в аварийных ситуациях 20. При изменении погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более, работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ. 21. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а также признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей. 22. В случае отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом. Требования безопасности по окончании работы 23. По окончании работы машинист обязан: а) опустить молот в нижнее положение и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена под копер, то дизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней; б) поставить машину на стоянку; в) выключить и запереть все пусковые приспособления машины; г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место; д) очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место; е) привести в порядок рабочее место; ж) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.
      Система тестирования для предприятий