МИ-1-20-2009. МДС 12-49.2009.Инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай

МИ-1-20-2009. МДС 12-49.2009.Инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай

Макет инструкции по охране труда 
для машинистов машин для забивки и погружения свай

МИ-1-20-2009

Макет инструкции по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай МИ-1-20-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 024-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 4. 
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай (далее - машинистов) при выполнении ими работ по их управлению и обслуживанию согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части; 
передвигающиеся изделия, конструкции; 
разрушающиеся конструкции; 
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; 
эмоциональные перегрузки. 
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: 
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей; 
сапоги резиновые или ботинки кожаные; 
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; 
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
На наружных работах зимой дополнительно: 
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани; 
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; 
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: 
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ; 
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций; 
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинисты обязаны: 
а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца. 
8. После получения задания машинисты обязаны: 
а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками; 
б) уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности; 
в) провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины; 
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении; 
д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов, - вне кабины); 
е) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу - работу тормозов; 
ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ. 
9. Машинисты не должны приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) неисправностях механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов, при которых запрещается эксплуатация машины; 
б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ; 
в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы; 
г) отсутствии или неисправности сигнального устройства; 
д) наличии видимых повреждений железобетонных свай; 
е) недостаточной освещенности места производства работ. 
Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

10. Передвигать машину необходимо при опущенном молоте, по спланированной площадке. 
11. Подтаскивать сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста. 
12. При подъеме сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок. 
13. Поднимать свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и сваи не допускается. 
14. Перед пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал. 
15. При поднятии и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами-амортизаторами. 
16. При запуске и работе молота машинисты обязаны следить, чтобы работники находились не ближе 4 м от молота. 
17. Изменять наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота в нижнем положении. 
18. Машинистам запрещается: 
а) допускать к строповке свай лиц, не имеющих удостоверения копровщика и не закрепленных за данной машиной; 
б) поднимать сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата; 
в) поднимать базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования; 
г) поднимать сваю и молот одновременно; 
д) подтаскивать сваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а также уложенные в штабель свыше двух рядов; 
е) поднимать железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями; 
ж) оставлять сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы; 
з) передавать управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения; 
и) ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота; 
к) опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на тормоз в конце спуска; 
л) снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины; 
м) оставлять без присмотра машину во время работы молота; 
н) работать неисправным молотом; 
о) обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и незастопоренном цилиндре или поршне; 
п) принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска. 
19. При перемещении и установке машины вблизи выемок машинисты должны соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее указанных в таблице.

Минимальные расстояния приближения машины к выемкам

 

 

Глубина 
выемки, м

Расстояние по горизонтали от подошвы откоса 
до ближайшей опоры машины, м, при грунте

 

песчаном

супесчаном

суглинистом

глинистом

1

1,5

1,15

1,00

1,00

2

3,0

2,40

2,00

1,50

3

4,0

3,60

3,25

1,75

4

5,0

4,40

4,00

3,00

5

6,0

5,30

4,75

3,50

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

20. При изменении погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ. 
21. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а также признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей. 
22. В случае отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом.

Требования безопасности по окончании работы

23. По окончании работы машинисты обязаны: 
а) опустить молот в нижнее положение и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена под копер, то дизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней; 
б) поставить машину на стоянку; 
в) выключить и запереть все пусковые приспособления машины; 
г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место; 
д) очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место; 
е) привести в порядок рабочее место; 
ж) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

      Сервис онлайн тестирования