ТОИ Р-66-35-95.Инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай

ТОИ Р-66-35-95.Инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай

Утверждена 
Постановлением Минстроя России 
от 13 марта 1995 г. N 18-22

Согласована 
Постановлением Президиума 
ЦК профсоюза работников 
строительства и промышленности 
строительных материалов России 
от 15 декабря 1994 г. N 19-70

Дата введения 1 июля 1995 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ДЛЯ МАШИНИСТОВ МАШИН ДЛЯ ЗАБИВКИ И ПОГРУЖЕНИЯ СВАЙ

ТОИ Р-66-35-95

Разработана АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК "Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений. 
Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. 
Типовая инструкция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда. 
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства. 
Подготовлена к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин). 
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.

Машинисты машин для забивки и погружения свай (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации машин для забивки и погружения свай (далее - машин).

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан: 
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца. 
2. После получения задания машинист обязан: 
а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками; 
б) уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности; 
в) провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины; 
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении; 
д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов - вне кабины); 
е) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов; 
ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных работ. 
3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) неисправности механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов, при которых запрещается эксплуатация машины; 
б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ; 
в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы; 
г) отсутствии или неисправности сигнального устройства; 
д) наличии видимых повреждений железобетонных свай; 
е) недостаточной освещенности места производства работ. 
Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

4. Передвигать машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке. 
5. Подтаскивать сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста.
6. При подъеме сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок. 
7. Поднимать свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и сваи не допускается. 
8. Перед пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал. 
9. При поднятии и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами - амортизаторами. 
10. При запуске и работе молота машинист обязан следить, чтобы копровщик находился не ближе 4 м от молота. 
11. Изменять наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель - молота в нижнем положении. 
12. Машинисту запрещается: 
а) допускать к строповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных за данной машиной; 
б) поднимать сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата; 
в) поднимать базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования; 
г) поднимать сваю и молот одновременно; 
д) подтаскивать сваи, зажатые другими материалами или изделиями, Примерзшие к земле, а также уложенные в штабель свыше двух рядов; 
е) поднимать железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями; 
ж) оставлять сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы; 
з) передавать управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения; 
и) ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель - молота; 
к) опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на тормоз в конце спуска; 
л) снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины; 
м) оставлять без присмотра машину во время работы молота; 
н) работать неисправным молотом; 
о) обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и не застопоренном цилиндре или поршне; 
п) принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда - допуска. 
13. При перемещении и установке машины вблизи выемок машинист должен соблюдать безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее указанных ниже.

┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐ 
│ Глубина │    Расстояние по горизонтали от подошвы откоса       │ 
│выемки, м│          до ближайшей опоры, м, при грунте           │ 
│         ├───────────────┬────────────┬──────────────┬──────────┤ 
│         │    песчаном   │ супесчаном │ суглинистом  │ глинистом│ 
├─────────┼───────────────┼────────────┼──────────────┼──────────┤ 
│    1    │     1,5       │   1,15     │     1,00     │  1,00    │ 
│    2    │     3,0       │   2,40     │     2,00     │  1,50    │ 
│    3    │     4,0       │   3,60     │     3,25     │  1,75    │ 
│    4    │     5,0       │   4,40     │     4,00     │  3,00    │ 
│    5    │     6,0       │   5,30     │     4,75     │  3,50    │ 
└─────────┴───────────────┴────────────┴──────────────┴──────────┘

Требования безопасности в аварийных ситуациях

14. При изменении погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ. 
15. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а также признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей. 
16. В случае отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом.

Требования безопасности по окончании работы

17. По окончании работы машинист обязан: 
а) опустить молот в нижнее положение и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена под копер, то дизель - молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней; 
б) поставить машину на стоянку; 
в) выключить и запереть все пусковые приспособления машины; 
г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место; 
д) очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место; 
е) привести в порядок рабочее место; 
ж) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работ

      Система тестирования для предприятий