Макет инструкции по охране труда
для машинистов малярных станций передвижных
МИ-1-24-2009
Макет инструкции по охране труда для машинистов малярных станций передвижных МИ-1-24-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 028-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 4 <*>.
--------------------------------
<*> Дополнительно - ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (в ред. от 20.02.2003). Утверждены Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 N 3, Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 N 163. ПБ 10-576-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 г. N 91. Зарегистрированы Минюстом России 19 июня 2003 г. N 4776.
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов малярных станций передвижных (далее - машинистов) при выполнении ими работ по их управлению и обслуживанию согласно профессии и квалификации.
Общие требования безопасности
1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие II группу по электробезопасности и профессиональные навыки для данной профессии, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
движущиеся машины, механизмы и их части;
повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
3. Для защиты от механических воздействий, воды, щелочи маляры обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:
комбинезоны хлопчатобумажные и костюмы из смешанных тканей;
фартуки прорезиненные;
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
ботинки кожаные или сапоги резиновые;
респираторы, очки защитные.
При работе с применением вредно действующих красок дополнительно:
перчатки резиновые или перчатки резиновые на трикотажной основе.
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно:
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани;
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами.
При нахождении на территории стройплощадки маляры должны носить защитные каски.
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
поддерживать машину в технически исправном состоянии. Не допускать работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
7. Перед началом работы машинисты обязаны:
а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
8. После получения задания машинисты обязаны:
а) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности и убрать ненужные материалы и предметы;
б) ознакомиться с записями в журнале приема-сдачи смен;
в) проверить исправность заземления электрооборудования станции (контур заземления должен быть соединен с рамой малярной станции) и сохранность подводящих электрокабелей;
г) убедиться в исправности механизмов малярной станции, инвентаря, шлангов, инструмента и электропроводки, проверить работу на холостом ходу и принудительной вентиляции посредством кратковременного их включения;
д) при необходимости установки станции на новом месте совместно с руководителем работ определить место расположения станции;
е) установить станцию на выровненной площадке, вне опасных зон от строящихся зданий, перемещаемых грузов, работающих машин и механизмов, котлованов и траншей. Корпус станции после установки на новое место следует закрепить в устойчивом положении, исключающем самопроизвольное ее смещение, аутригерами или противооткатными упорами (башмаками);
ж) после установки станции на новом месте вызвать дежурного электромонтера для подключения станции к электросети и защитному заземлению и устройства сигнализации с рабочим местом маляра-оператора.
9. Эксплуатация малярной станции не допускается при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправности, указанной в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации малярной станции, при которой ее применение не допускается;
б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) малярной станции;
в) недостаточной освещенности или захламленности рабочего места;
г) неисправности манометров в пневмосистеме;
д) отсутствии или неисправности защитного заземления или сигнализации с рабочим местом маляра-оператора.
Обнаруженные неисправности и нарушения должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны сообщить о них руководителю работ или ответственному за содержание станции в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
10. Во время работы малярной станции машинисты обязаны:
а) следить за равномерной загрузкой материалов в смесительное устройство и правильной дозировкой компонентов при приготовлении шпатлевок и красок;
б) контролировать исправность всех механизмов малярной станции, наличие смазки на трущихся поверхностях механизмов, состояние подшипников и электродвигателей;
в) не допускать в системе малярной станции давления, величина которого превышает паспортные данные компрессора;
г) отключать приводы механизмов при обнаружении неисправностей в их работе до устранения этих неисправностей.
11. Во время работы малярной станции машинистам запрещается:
а) оставлять станцию без присмотра;
б) снимать защитные ограждения движущихся частей;
в) работать при неисправном или непроверенном манометре, а также при показаниях манометром давления более допустимого (указанного в паспорте станции);
г) пользоваться открытым огнем и самодельными электронагревательными приборами;
д) накапливать порожние емкости (банки, фляги) из-под лакокрасочных составов и растворителей.
12. Клапан воздухосборника компрессора должен быть отрегулирован на давление, превышающее рабочее не более чем на 10%. Манометры и предохранительные клапаны должны быть опломбированы.
13. Для крепления рукавов к штуцерам и ниппелям необходимо применять стяжные инвентарные хомуты. Запрещается крепить рукава скрутками. Перед присоединением рукава следует продувать и испытывать на давление, превышающее рабочее в 1,5 раза.
14. Осмотр или техническое обслуживание малярной станции в процессе эксплуатации допускаются только при выключенных приводах ее механизмов и сниженном давлении до атмосферного в системе воздуховодов и воздухосборника компрессора.
15. После устранения неисправностей в журнале приема-сдачи смен должна быть сделана запись об имевшихся неисправностях и полноте их устранения.
16. Возобновление работы малярной станции допускается после подачи машинистом предупредительного сигнала и поступления обратного сигнала от маляра-оператора.
17. Импортные малярные составы и полимерные материалы следует применять только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их применении в соответствии с требованиями санитарных правил и инструкций.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
18. При возникновении неисправностей в малярной станции ее работу следует остановить и поставить в известность о случившемся руководителя работ и ответственного за содержание малярной станции в исправном состоянии.
19. При возгорании окрасочных составов или других материалов машинист обязан немедленно приступить к тушению очагов пожара стационарным огнетушителем и другими подручными средствами. При невозможности выполнить это собственными силами необходимо вызвать пожарную охрану и сообщить бригадиру и руководителю работ.
20. В случае резкого падения давления в наружной сети или получения сообщения о разрыве шлангов машинист обязан немедленно отключить подачу воздуха.
Требования безопасности по окончании работы
21. По окончании работы машинисты обязаны:
а) отключить малярную станцию от электросети и запереть пусковой рубильник на замок;
б) очистить движущиеся части механизмов и агрегатов станции после полной их остановки;
в) убрать инструмент и приспособления в места, предназначенные для их хранения, привести в порядок помещение станции;
г) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание станции в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы