МИ-1-21-2009. МДС 12-49.2009Инструкция по охране труда для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами

МИ-1-21-2009. МДС 12-49.2009Инструкция по охране труда для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами

Макет инструкции по охране труда 
для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами

МИ-1-21-2009

Макет инструкции по охране труда для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами МИ-1-21-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 025-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 4. 
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами (далее - машинистов) при выполнении ими работ по их управлению и обслуживанию согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
шум; 
вибрация; 
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ; 
движущиеся машины, механизмы и их части. 
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: 
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей; 
сапоги резиновые или ботинки кожаные; 
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; 
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно: 
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани; 
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; 
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: 
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ; 
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена; 
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинисты обязаны: 
а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца. 
8. После получения задания машинист обязан: 
а) осмотреть с руководителем работ фронт работ, согласовать последовательность их выполнения и меры по обеспечению безопасности, проверить наличие и исправность ограждений места работ и знаков безопасности; 
б) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации катка; 
в) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении; 
г) произвести запуск двигателя; 
д) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех агрегатов и на малой скорости - работу тормозов. 
9. Машинисты не должны приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода - изготовителя катка, при которых не допускается его эксплуатация; 
б) появлении течи в топливной или масляной системе; 
в) уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода - изготовителя машины; 
г) отсутствии ограждений места работы. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

10. Перед началом маневрирования во время работы катка машинисты обязаны убедиться в отсутствии людей в зоне его действия и подать звуковой сигнал. 
11. Одновременная работа двух катков и более, двигающихся один за другим, допускается при расстоянии между ними не менее 10 м, а при параллельном движении - не менее 1 м. 
Приближение катка к бригаде укладчиков асфальта допускается на расстояние не менее 5 м. 
12. При движении катка на уклоне во избежание сползания или опрокидывания не следует допускать резких поворотов катка. При движении катка под уклон не следует выключать первую передачу, а при движении на подъем - переключать передачи. 
13. Нахождение катка вблизи выемок в грунте с неукрепленными откосами допускается только за пределами призмы обрушения грунта. 
При укатке насыпей грунта расстояние от края вальца катка до бровки насыпи должно быть не менее 1 м. 
14. При выполнении работ катком с гидравлической системой управления машинистам необходимо следить за исправностью предохранительного клапана и соединениями гибких шлангов. Шланги со вздутием или течью масла в соединениях следует заменить, ремонт шлангов высокого давления не допускается. 
При появлении шумов в гидравлической системе или других узлах катка, не свойственных нормальной его работе, машинист обязан прекратить работу до устранения неисправностей. 
15. Устранять неисправности, осматривать отдельные узлы катка, а также смазывать и регулировать их следует при остановленном двигателе, включенном тормозе и установленном в нейтральное положение рычаге переключения передач. 
16. При перегреве двигателя машинистам следует, находясь с подветренной стороны, осторожно открыть крышку заливной горловины радиатора, не наклоняясь над горловиной во избежание ожога горячим паром лица и рук. 
17. Машинистам в процессе работы не разрешается: 
а) открывать кран слива воды при работающем двигателе, а также сразу после его выключения; 
б) заливать жидкость в радиатор, если двигатель перегрет; 
в) заправлять каток горючим при работающем двигателе; 
г) оставлять каток с работающим двигателем, а также передавать управление катком лицу, не имеющему на это права; 
д) перевозить на площадке (кабине) катка посторонних лиц, а также легковоспламеняющиеся материалы. 
18. Во время заправки катка горючим машинистам и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. 
После заправки машину необходимо вытереть от подтеков и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины не допускается. 
19. Перед погрузкой катка на трейлер машинисты обязаны убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки катка его следует затормозить, подложив под вальцы упоры, и закрепить соответствующими оттяжками. Во время перевозки катка машинисту не разрешается находиться в кабине.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

20. При возникновении неисправностей отдельных узлов агрегатов катка работу необходимо приостановить и доложить об этом руководителю работ. 
21. В случае возгорания горюче-смазочных или других материалов необходимо залить огонь пеной из огнетушителя, а отдельные горящие места засыпать песком, землей или накрыть брезентом. 
Тушить горящее топливо водой запрещается. При невозможности затушить очаг пожара собственными силами машинист обязан вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить об этом бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

22. По окончании работы машинисты обязаны: 
а) поставить машину на стоянку; 
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз; 
в) выключить двигатель; 
г) закрыть кабину на замок; 
д) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

      Система тестирования для предприятий