МИ-1-16-2009. МДС 12-49.2009.Инструкция по охране труда для машинистов бульдозеров

МИ-1-16-2009. МДС 12-49.2009.Инструкция по охране труда для машинистов бульдозеров

Макет инструкции по охране труда 
для машинистов бульдозеров

МИ-1-16-2009

Макет инструкции по охране труда для машинистов бульдозеров МИ-1-16-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 020-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 4. 
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов бульдозеров (далее - машинистов) при выполнении ими работ согласно их профессии и квалификации, в том числе: разработка, перемещение и планировка грунтов при устройстве выемок, насыпей, резервов, кавальеров и банкет; строительство автомобильных и железных дорог, каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения и других сооружений.

Общие требования безопасности

1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
шум; 
вибрация; 
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ; 
движущиеся машины, механизмы и их части; 
обрушающиеся горные породы. 
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: 
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей; 
сапоги резиновые или ботинки кожаные; 
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; 
наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно: 
костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани; 
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; 
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами; 
жилеты сигнальные 2-го класса защиты. 
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны: 
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ; 
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена; 
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинисты обязаны: 
надеть спецодежду, спецобувь установленного образца; 
предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из специфики выполняемой работы. 
8. После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны: 
осмотреть с руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками, и уточнить последовательность выполнения работы и меры безопасности; 
произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации бульдозера; 
предупредить о запуске двигателя работников, находящихся вблизи машины, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении; 
произвести запуск двигателя; 
после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу - работу тормозов. 
9. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности: 
при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается эксплуатация; 
наличии людей, машин или оборудования в зоне работ; 
при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода - изготовителя машины; 
наличии на месте работ подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

10. Перед началом движения машинисты должны убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал. 
11. При движении машины своим ходом с одного места работы на другое машинисты обязаны: 
а) поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость машинисту по ходу движения; 
б) следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы; 
в) соблюдать Правила дорожного движения; 
г) пересекать железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь действующими сигналами; 
д) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в ночное время. 
12. При работе на пересеченной местности машинисты обязаны: 
выключить первую скорость при движении машины под уклон; 
при остановке на уклоне затормозить машину. 
13. Перед засыпкой выемок машинисты обязаны убедиться в отсутствии в них людей, оборудования и строительных материалов. В процессе засыпки не допускается выход отвала бульдозера за край откоса. 
Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения стенок котлована. 
14. Работа бульдозера в зоне работающего экскаватора не допускается. 
Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора следует осуществлять только после опускания ковша на землю и остановки экскаватора. 
15. Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между работающими бульдозерами без скреперов должен быть не менее 10 м. 
16. При работе бульдозера в местах проведения взрывных работ перед каждым взрывом грунта бульдозер следует удалить на безопасное расстояние, указанное руководителем работ. 
Возвращение бульдозера к месту производства работ после взрыва разрешается только после соответствующего сигнала. 
17. При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю и выключить двигатель. 
18. При работе на косогорах машинистам не следует: 
а) делать резких поворотов; 
б) поворачивать машину с заглубленным отвалом; 
в) передвигать бульдозер поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте машины. 
19. При передвижении бульдозера по льду водоема машинистам следует: 
а) трогать машину с места плавно, на пониженной скорости, без буксировки; 
б) осуществлять повороты осторожно, на пониженной скорости; 
в) держать двери кабины открытыми. 
20. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину следует с применением жесткого буксира, без резких рывков. Применение для этих целей стального каната допускается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной сеткой. 
21. При выполнении сцепки машинисты обязаны: 
а) осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником, выполняющим сцепку; 
б) в процессе маневрирования избегать резких рывков; 
в) быть готовым по первому сигналу затормозить бульдозер; 
г) для осуществления сцепки остановить машину. 
22. Перед заездом бульдозера на трейлер машинисты обязаны убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После заезда бульдозера следует опустить отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера не разрешается машинисту находиться в кабине. 
23. Машинистам в процессе работы не разрешается: 
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста; 
б) оставлять машину с работающим двигателем; 
в) перевозить в кабине посторонних лиц; 
г) выходить из кабины и входить в нее во время движения. 
24. При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме. 
25. Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и масла, а замасленную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. 
Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места заправки не допускается. 
26. При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться этилированным бензином не допускается.

Требования безопасности в аварийной ситуации

27. При обнаружении на участке выполнения земляных работ не указанных при получении задания подземных коммуникаций и сооружений или взрывоопасных предметов машинисты обязаны немедленно приостановить работу и сообщить об этом руководителю работ. 
28. При обнаружении в процессе работы неисправностей, при которых согласно инструкции завода-изготовителя не допускается эксплуатация, работу следует остановить и сообщить об этом лицу, ответственному за технически исправное состояние машины. 
29. При возникновении пожара машинисты должны принять меры для его тушения подручными средствами и сообщить через членов бригады в пожарную охрану.

Требования безопасности по окончании работы

30. По окончании работы машинисты обязаны: 
а) поставить машину на стоянку; 
б) установить рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз; 
в) выключить двигатель; 
г) закрыть кабину на замок; 
д) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за исправное состояние машины, о всех неполадках, возникших во время работы, и заполнить вахтенный журнал.


 

      Система тестирования для предприятий