ТОИ Р-66-12-93 Инструкция по охране труда для машинистов бульдозеров

ТОИ Р-66-12-93 Инструкция по охране труда для машинистов бульдозеров

Утверждена 
Постановлением Госстроя России 
от 22 ноября 1993 г. N 18-48

Согласовано 
письмом ЦК профсоюза работников 
строительства и промышленности 
строительных материалов России 
от 2 сентября 1993 г. N 309-4

Дата введения 1 января 1994 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ДЛЯ МАШИНИСТОВ БУЛЬДОЗЕРОВ

ТОИ Р-66-12-93

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением 
Госстроя РФ от 13.03.1995 N 18-22)

Разработана ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и ведомствами. Типовая инструкция является нормативным документом для работников строительных профессий. 
Утверждена Постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. N 18-48.

Машинисты бульдозеров (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими машин.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан: 
а) предъявить руководителю удостоверение на право управления бульдозером и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца; 
в) получить задание у бригадира или руководителя работ. 
2. После получения задания на выполнение работы машинист обязан: 
а) осмотреть с руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками; 
б) уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности; 
в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации бульдозера; 
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении; 
д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов - вне кабины); 
е) после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов. 
3. Машинист обязан не приступать к работе в случае следующих нарушений требований безопасности: 
а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя, при которых не допускается его эксплуатация; 
б) при обнаружении подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ, при выполнении работ по срезке или планировке грунта; 
в) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу по надзору за безопасной эксплуатацией машины.

Требования безопасности во время работы

4. Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал. 
5. При работе на пересеченной местности машинист обязан: 
выключить первую скорость при движении машины под уклон; 
затормозить машину при остановке ее на уклоне. 
6. При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них людей, оборудования, инструмента и строительных материалов и не допускать выход отвала бульдозера за край откоса. Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения откосов. 
7. Работа бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора и нахождении ковша на земле. 
8. Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между работающими бульдозерами без скреперов должен быть не менее 10 м. 
9. При работе бульдозера в местах проведения взрывных работ перед каждым взрывом грунта бульдозер следует удалить на безопасное расстояние, указанное руководителем. Возвращение бульдозера к месту производства работ после взрыва разрешается только после соответствующего сигнала. 
10. При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю и выключить двигатель. 
11. При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан: 
а) поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость машинисту по ходу движения; 
б) следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы; 
в) соблюдать правила дорожного движения; 
г) пересекать железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь соответствующими сигналами; 
д) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в ночное время. 
12. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с применением жесткого буксира, без сильных рывков. Применение для этих целей стального каната разрешается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной сеткой. 
13. При выполнении сцепки машинист обязан: 
осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником, выполняющим сцепку машины; 
избегать резких рывков; 
по первому сигналу быть готовым затормозить машину; 
осуществлять сцепку только после остановки машины. 
14. Перед погрузкой бульдозера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки бульдозера следует опустить его отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера машинисту не разрешается находиться в кабине. 
15. Машинисту в процессе работы не разрешается: 
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав; 
б) оставлять машину с работающим двигателем; 
в) перевозить в кабине посторонних лиц; 
г) выходить из кабины и входить в нее на ходу. 
16. При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме. 
17. Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины не допускается. 
18. При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться этилированным спиртом не допускается. 
19. При обнаружении на участке выполнения земляных работ, не указанных при получении задания, подземных коммуникаций и сооружений, машинист обязан немедленно приостановить работу и сообщить об этом руководителю. 
20. При работе на косогорах машинисту не следует: 
а) делать резких поворотов машины; 
б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом; 
в) передвигать машину поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте машины. 
21. При передвижении машины по льду водоема машинисту следует: 
а) трогать машину с места плавно на пониженной скорости без пробуксовки; 
б) осуществлять повороты осторожно и на сниженной скорости; 
в) держать двери кабины открытыми.

Требования безопасности по окончании работы

22. По окончании работы машинист обязан; 
а) поставить машину на стоянку; 
б) поставить рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз; 
в) выключить двигатель; 
г) закрыть кабину на замок; 
д) сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние машины обо всех неполадках, возникших во время работы.

      Система тестирования для предприятий