Макет инструкции по охране труда
для машинистов автовышек и автогидроподъемников
МИ-1-13-2009
Макет инструкции по охране труда для машинистов автовышек и автогидроподъемников МИ-1-13-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 017-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 4 <*>.
--------------------------------
<*> Дополнительно - ПБ 10-611-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек). Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 г. N 87. ПОТ РМ-027-2003. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утверждены Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 28.
Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для машинистов автовышек и автогидроподъемников (далее - машинистов) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.
Общие требования безопасности
1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие водительское удостоверение и профессиональные навыки для работы машинистами, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
2. Допуск к работе машинистов должен оформляться приказом организации - владельца автоподъемника. Перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Ростехнадзора. При переводе машинистов с одного автоподъемника на другой того же типа, но другой модели, он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и пройти стажировку.
3. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов;
возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
движущиеся машины и их рабочие органы;
опрокидывание машин, падение их частей.
4. Для защиты от механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:
комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей;
сапоги резиновые или сапоги кожаные с жестким подноском;
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
наушники противошумные или вкладыши противошумные;
жилеты сигнальные 2-го класса защиты.
При постоянной занятости на наружных работах зимой дополнительно:
костюмы на утепляющей прокладке или костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани;
валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами;
жилеты сигнальные 2-го класса защиты.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
6. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
7. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
8. До начала работы машинисты обязаны:
а) надеть спецодежду и спецобувь;
б) предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;
в) уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;
г) получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.
9. После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:
а) перед выездом на объект проверить исправность конструкций и механизмов подъемника, в том числе:
осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их закрепление, а также ходовую часть;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, а также конструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;
осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане;
проверить исправность дополнительных опор, выключателя упругих подвесок и стабилизатора;
проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя наклона подъемника, ограничителя грузоподъемности и др.);
провести осмотр электроустановок и системы гидропривода подъемника;
б) по прибытии на объект машинист обязан предъявить руководителю работ удостоверение о проверке безопасных методов работ, осмотреть место установки и зону работы подъемника и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по его эксплуатации;
в) совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
10. После запуска двигателя машинисты подъемника обязаны провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:
а) проверить работу тормозов и сцепления;
б) проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
в) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
г) привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.
11. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:
а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается эксплуатация;
б) наличии дефекта грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик подъемника по грузоподъемности и высоте подъема условиям работ;
г) наличии людей, машин или оборудования в зоне работ;
д) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.
Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию крана.
Требования безопасности во время работы
12. Перед началом работы машинисты должны проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих в люльке и стропальщиков. Во время нахождения людей в люльке машинисты не должны отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
13. Перед началом движения подъемником машинисты обязаны убедиться в том, что в зоне работы отсутствуют посторонние лица, а рабочие в люльке закрепили фалы предохранительных поясов к ограждению люльки.
14. В процессе работы машинисты должны:
а) следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
б) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, подтягивании груза);
в) следить за тем, чтобы расстояние между поворотной частью подъемника и габаритами строений, штабелями грузов и машинами было не менее 1 м.
15. Перед началом подъема людей машинисты подъемника обязаны:
а) убедиться в том, что уклон площадки на месте работы не превышает предельного угла, указанного в паспорте, а грунт не даст просадки;
б) затормозить автомобиль ручным тормозом и установить подъемник на выносные опоры;
б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;
в) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
г) определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.
16. Во время нахождения работников в люльке машинисты подъемника обязаны находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.
Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на пониженной скорости.
17. До начала транспортирования подъемника машинисты обязаны:
а) привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;
б) ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;
в) убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.
18. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинисты обязаны выполнять Правила дорожного движения.
19. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинисты обязаны соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника не менее указанных ниже в таблице.
Расстояние приближения от подошвы откоса выемки
до ближайшей опоры машины при установке вблизи выемки
20. Производить установку и работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинисты подъемника обязаны под непосредственным руководством инженерно-технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
21. При изменении погодных условий (усилении скорости ветра на высоте 10 м более 10 м/с, ухудшении видимости при грозе, сильном дожде, тумане, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.
22. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.
Требования безопасности по окончании работы
23. По окончании работы машинисты подъемника обязаны:
а) поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;
б) кабину управления привести в порядок и закрыть;
в) провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;
г) сдать путевой лист, обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.