Утверждена
Постановлением Госстроя России
от 22 ноября 1993 г. N 18-48
Согласовано
письмом ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 2 сентября 1993 г. N 309-4
Дата введения 1 января 1994 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ МАШИНИСТОВ АВТОВЫШЕК
И АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКОВ
ТОИ Р-66-09-93
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстроя РФ от 13.03.1995 N 18-22)
Разработана ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и ведомствами. Типовая инструкция является нормативным документом для работников строительных профессий.
Утверждена Постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. N 18-48.
Машинисты автовышек и автогидроподъемников (далее - машинисты подъемников) при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) Госгортехнадзора России, а также требования инструкции завода - изготовителя по эксплуатации подъемника.
Требования безопасности перед началом работы
1. До начала работы машинист подъемника обязан:
а) надеть спецодежду и спецобувь;
б) предъявить руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой лист;
в) уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на объекте;
г) получить в путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.
2. Перед запуском двигателя машинист подъемника обязан:
а) предупредить работников, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути следования, о начале работы машины;
б) при отсутствии проверки подъемника выявить и устранить имеющиеся неисправности в работе или доложить о них ответственному лицу за техническое состояние машины;
в) убрать все посторонние предметы из люльки и с площадки и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях;
г) проверить нахождение рычага переключения скоростей в нейтральном положении.
3. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:
а) проверить работу тормозов и сцепления;
б) проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
в) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
г) привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.
4. Машинист не должен приступать к выполнению работ на неосвидетельствованном подъемнике, а также при следующих неисправностях:
а) трещинах или деформациях в металлоконструкциях подъемника;
б) течи в топливной или гидравлической системах;
в) падении давления в шинах;
г) повышенном шуме;
д) несрабатывании стояночного или рабочего тормозов;
е) неисправности механизмов подъема люльки и выносных опор.
Обнаруженные неисправности должны быть устранены собственными силами до начала эксплуатации, а при невозможности сделать это машинист подъемника обязан сообщить руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией подъемника.
Требования безопасности во время работы
5. При выполнении работ машинист подъемника обязан:
а) содержать кабину управления и люльку в чистоте, не допускать нахождения там посторонних предметов;
б) в процессе работы следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
в) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, работе отбойными молотками и т.п.);
г) контролировать наличие у работников подъемника удостоверения на право работ на высоте.
6. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:
а) установить подъемник на выносные опоры и затормозить автомобиль ручным тормозом;
б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в люльке;
в) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
г) определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.
7. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.
Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника должен выполнять на пониженной скорости.
8. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:
а) привести все рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;
б) ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным сооружениям;
в) убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.
9. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять требования "Правил дорожного движения", утвержденных МВД России.
10. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры подъемника (не менее указанного в таблице).
┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Глубина │ Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки │
│выемки, м│ до ближайшей опоры подъемника, м │
│ ├──────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Грунт │
│ ├─────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────┤
│ │ песчаный │ супесчаный │ суглинистый │ глинистый│
│ │ │ │ │ │
│ 1 │ 1,5 │ 1,25 │ 1 │ 1 │
│ 2 │ 3 │ 2,4 │ 2 │ 1,5 │
│ 3 │ 4 │ 3,6 │ 3,25 │ 1,75 │
│ 4 │ 5 │ 4,4 │ 4 │ 3 │
│ 5 │ 6 │ 5,3 │ 4,75 │ 3,5 │
└─────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────┘
11. Производить работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист подъемника обязан под непосредственным руководством инженерно - технических работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда - допуска, определяющего безопасные условия работы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
12. При изменении погодных условий (ухудшении видимости, усилении ветра более 10 м/с, грозе, понижении температуры ниже 40 град. С) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.
13. При появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
В случае невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.
Требования безопасности по окончании работы
14. По окончании работы машинист подъемника обязан:
а) поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;
б) кабину управления привести в порядок и закрыть;
в) провести осмотр состояния механизмов и конструкций подъемника;
г) обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.