Инструкция по охране труда для машиниста бульдозера

Инструкция по охране труда для машиниста бульдозера

ИНСТРУКЦИЯ 
ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ДЛЯ МАШИНИСТА БУЛЬДОЗЕРА 


I.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. К управлению бульдозером допускаются рабочие, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право управления бульдозером, а также прошедшие: 
- вводный инструктаж по охране труда; 
- первичный инструктаж по технике безопасности  непосредственно на рабочем месте. 
2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, а также при выполнении работ на территории действующего предприятия. 
После первичного инструктажа и проверки знаний в течение первых  2-14  смен работы выполняется допуск к самостоя-тельной работе. 
3. Повторный инструктаж проводится для всех рабочих не реже одного раза в три месяца. 
4. Внеплановый инструктаж проводится при: 
- изменении правил по охране труда; 
- изменении технологического процесса; 
- замене или модернизации бульдозера, приспособлений и  инструмента, материалов и других факторов, влияющих на  безопасность труда; 
- нарушении машинистом бульдозера требований   безопасности труда, которые могут привести или привели к  травме,  аварии,     взрыву или пожару; 
-  по требованию органов надзора; 
-  при перерывах в работе более чем на  календарных дней. 
5. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (уборка территории, разовые работы вне предприятия и т.п.; ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы). 
6. Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. 
7. Женщины к управлению бульдозером не допускаются. 
8. Машинист бульдозера обязан выполнять правила внутреннего трудового распорядка и производственные задания мастера (прораба) механика. 
9. Нормы выдачи спецодежды, спецобуви: 
-  полукомбинезон хлопчатобумажный  -  срок носки 12 месяцев; 
-  рукавицы комбинированные  -  срок носки  3 месяца; 
   На наружных работах зимой дополнительно: 
-  куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке  -  срок носки 18 месяцев; 
-  брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке  -  срок носки 18 месяцев; 
-  валенки  -  срок носки 24 месяца. 
10. Машинист бульдозера должен выполнять требования по пожарной безопасности: 
-  не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом); при подогреве двигателя и не курить при проверке уровня горючего в баке и во время заправки бульдозера топливом. Не работать в одежде, пропитанной горюче-смазочным материалом. Не работать в одежде, пропитанной горюче-смазочным материалом. Не хранить в бульдозере обтирочный промасленный материал; 
-  не оставлять бульдозер вблизи легковоспламеняющихся материалов воизбежание загорания от выхлопной трубы бульдозера; 
-  горючее и масло, пролитые во время заправки, немедленно вытереть; 
-  в случае воспламенения топлива остановить бульдозер; не тушить огонь водой, а применять пенный огнетушитель, засыпать огонь землей, песком, прикрывать брезентом или кошмой. Вызвать пожарную охрану, удалить людей на безопасное расстояние; 
-  двигатель бульдозера при заправке должен работать на малых оборотах, выхлопная труба должна быть обращена в противоположную сторону от заправочного пункта. 
Расстояние между бульдозерами во время заправки рекомендуется выдерживать не менее 3 метров; 
-  курить на территории  ПТБО (свалка), гаража разрешается в специально отведенных для этого местах. 
11. Машинист бульдозера должен выполнять требования по электробезопасности: 
-  перед началом работы в охранной зоне линии электропередачи должно обеспечиваться снятие напряжения с воздушной линии электропередачи; 
-  строительно-монтажные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации – владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы; 
-  при наличии обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу бульдозера в охранной зоне ЛЭП разрешается производить при условии соблюдения следующих требований: 
-  расстояние от бульдозера в любом его положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной ЛЭП, должно быть не менее указанного в таблице:

                   Напряжение ЛЭП, кВ                     Наименьшее расстояние, м 
                               До   1                                                       1,5 
                          От 1 до 20                                                    2,0 
                        От 35 до 110                                                  4,0 
                       От 150 до 220                                                 5,0 
                               330                                                           6,0 
                       От 500 до 750                                                  9,0 
                800 (постоянного тока)                                         9,0

-  допускается работа бульдозера непосредственно под проводами воздушной линии электропередачи, находящимися под напряжением 110 Кв и выше, при условии, что расстояние от бульдозера до ближайшего провода должно быть не менее указанного в таблице для соответствующего напряжения; 
-  машинист бульдозера должен иметь квалификационную группу по электробезопасности  не ниже  2  при работе по наряду-допуску в охранной зоне действующей линии электропередачи. 
12.Машинист бульдозера должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему на производстве. О нарушениях правил охраны труда и случаях производственного травматизма немедленно сообщить руководителю работ (мастеру). 
13. Машинист бульдозера, не выполняющий инструкций по охране труда, привлекается к ответственности согласно действующему законодательству.

II.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

14. Перед началом работы машинист бульдозера обязан: 
-  получить задание у бригадира или у руководителя работ (мастера, механика, начальника колонны); 
-  осмотреть с руководителем работ место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками; 
-  уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности; 
-  произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации бульдозера; 
-  предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне работы и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении; 
-  произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов – вне кабины); 
-  после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов. 
15. Машинист обязан не приступать к работе в случае следующих нарушений требований безопасности: 
-  при неисправных или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя, при которых не допускается его эксплуатация; 
-  при обнаружении подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ, при выполнении работ по срезке или планировке грунта; 
- при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя. 
16. Место работы бульдозера должно быть определено так, чтобы было обеспечено пространство, достаточное для обзора рабочей зоны и маневрирования. В случае, когда машинист бульдозера не имеет достаточной обзорности рабочего пространства или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом бульдозера и сигнальщиком следует установить двустороннюю связь. 
Использование промежуточных сигнальщиков для передачи сигналов машинисту бульдозера не допускается. 
Значение сигналов, подаваемых в процессе работы или передвижения бульдозера, следует разъяснить всем лицам, связанным с его работой.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

17. Перед началом движения бульдозера машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал. 
18. При работе на пересеченной местности машинист обязан: 
-  выключить первую скорость при движении машины под уклон; 
-  затормозить машину при остановке ее на уклоне. 
19. При засыпке выемок убедиться в отсутствии в них людей оборудования, инструмента и строительных материалов и не допускать выход отвала бульдозера за край откоса. 
Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения откосов. 
20. Работа бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора и нахождении ковша на земле. 
21. При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю и выключить двигатель. 
22. Скорость движения бульдозера вблизи места производства работ не должна превышать 10 км/час, - на прямых участках; и 5 км/час на поворотах. 
23. Передвижение бульдозера через естественные или искусственные препятствия, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения бульдозера должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в паспорте бульдозера. 
24. При транспортировании бульдозера своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан: 
-  поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость машинисту по ходу движения; 
-  следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы; 
-  соблюдать правила дорожного движения; 
-  пересекать железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь соответствующими сигналами; 
-  устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в ночное время. 
27. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с применением жесткого буксира, без сильных рывков. 
Применение для этих целей стального каната разрешается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной сеткой. 
28. При выполнении сцепки машинист обязан: 
-  осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником, выполняющим сцепку машины; 
-  избегать резких рывков; 
-  по первому сигналу быть готовым затормозить машину; 
-  осуществлять сцепку только после остановки машины. 
29. Перед погрузкой бульдозера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. 
После погрузки бульдозера следует опустить его отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера машинисту не разрешается  находиться в кабине. 
30. Машинисту в процессе работы не разрешается: 
-  передавать управление бульдозером лицам, не имеющим на это прав; 
-  оставлять машину с работающим двигателем; 
-  перевозить в машине посторонних лиц; 
-  выходить из кабины и входить в нее на ходу. 
31. При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме. 
32. Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользовать огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины не допускается. 
33. При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору. 
34. При работе на косогорах машинисту не следует: 
-  делать резких поворотов машины; 
-  поворачивать машину с заглубленным рабочим органом; 
-  передвигать машину поперек склонов, угол которых   превышает  указанный в паспорте машины; 
-  держать двери кабины открытыми.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

36. При аварии во время работы бульдозера машинисту следует немедленно остановить бульдозер, поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, опустить отвал на землю и устранить неисправность или нарушение требований безопасности собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу по надзору за безопасной эксплуатацией бульдозера. 
37. При несчастном случае во время работы бульдозера машинисту следует остановить машину, оказать первую помощь пострадавшему и немедленно сообщить об этом руководителю работ.

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

38. По окончании работы машинист обязан:

-  поставить машину на стоянку; 
-  поставить рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить мормоз; 
-  выключить двигатель; 
-  закрыть кабину на замок; 
-  сообщить руководителю работ или ответственному лицу за исправное состояние машины обо всех неполадках, возникших во время работы.


   РАЗРАБОТАЛ:        ________________  ______________                

   СОГЛАСОВАНО : 
   Инженер по ОТ -    ________________  ______________

      Система тестирования для предприятий