Сборник №27. Автомобильные дороги. СНиП 4.02-91. СНиП 4.05-91 .

Сборник №27. Автомобильные дороги. СНиП 4.02-91. СНиП 4.05-91 .

 

СБОРНИК 27

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

СНиП 4.02-91; 4.05-91

ГОССТРОЙ СССР

МОСКВА 1993

Разработан институтом Союздорпроект Минтрансстроя СССР при участии институтов Гипролеспром Минлеспрома СССР и Мосинжпроект Мосгорисполкома под методическим руководством ЦНИИЭУСа Госстроя СССР и рассмотрен управлением ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР.

Редакторы: инженеры В. В. Семыкин, Л. А. Куликова (Госстрой СССР), М. В. Апухтин, В. С. Горшков, канд. техн. наук Э. 3. Элькин, инж. Л. В. Богданова (ЦНИИЭУС Госстроя СССР), В. В. Щербаков (Союздорпроект Минтрансстроя СССР), А. В. Паршина (Гипролеспром Минлеспрома СССР), П. М. Давыдов (Мосинжпроект Мосгорисполкома).

Государственный строительный комитет СССР (Госстрой СССР)

Строительные Нормы и Правила

СНиП 4.02-91; 4.05-91

Сборники сметных норм и расценок на строительные работы

Сборник 27

Автомобильные дороги

Взамен сборников элементных сметных норм и единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы (ЕРЕР-84).

Сборник 27. Автомобильные дороги

Техническая часть. 1. Общие указания.

1.1. В нормах настоящего сборника предусмотрены работы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожные работы на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках.

1.2. Посадку снегозащитных полос, декоративных деревьев и кустарников следует нормировать по сборнику 47 «Озеленение. Защитные лесонасаждения. Многолетние плодовые насаждения».

1.3. Способ и расстояния транспортировки дренирующего грунта следует принимать по проекту.

1.4. Нормами учтены затраты по уходу за дорожным покрытием в процессе его формирования.

1.5. Доставка к месту работ бетона, битума, битумной эмульсии, асфальтобетона, готовой битумно-грунтовой, цементно-грунтовой смеси и черных каменных материалов нормами не учтена; при доставке 100 т битума и битумной эмульсии следует добавлять норму на автогудронаторы вместимостью 3500 л - 2,3 маш.-ч на каждый километр доставки.

1.6. Доставка воды учтена нормами на среднее расстояние до 5 км, кроме табл. 38 (гр. 1) и табл. 56. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 100 м3 воды следует добавлять к нормам поливомоечных машин 1,6 маш.-ч.

1.7. Устройство противозаиливающих прослоек из дренирующих грунтов при устройстве щебеночных и гравийных оснований следует нормировать по табл. 14.

1.8. Устройство оснований и покрытий из гравийной смеси с добавлением щебня следует нормировать по табл. 21, расход материалов принимать по проекту.

1.9. Применение профилировщиков для устройства оснований под цементобетонные покрытия должно быть обосновано проектом.

1.10. Устройство щебеночных оснований или покрытий из кислого шлака следует нормировать по табл. 22 и 30 с заменой норм расхода каменного щебня шлаковым щебнем соответствующих фракций в соответствии с проектом.

1.11. В нормах табл. 3, 4, 37 (гр. 1-10), 39 (гр. 1-16), 63 (гр. 7, 8) предусмотрен уход за покрытием (основанием) с применением битумной эмульсии. При замене эмульсии на помароль норма расхода не изменяется.

1.12. В нормах на устройство покрытий (табл. 48-50, 52 и 53) поверхностная обработка нормируется в случае необходимости дополнительно по табл. 46.

1.13. Приготовление битума, кроме табл. 35, 38 (гр. 1) и табл. 67, следует нормировать дополнительно по табл. 66.

1.14. При устройстве оснований и покрытий (табл. 1-4, 15-19, 22-31, 46-52) предусмотренные проектом дополнительные работы следует нормировать по табл. 72-74.

Затраты по введению добавок в виде водных растворов в нормах табл. 1 и 3 учтены.

1.15. При установке дорожных знаков на присыпных бермах дороги необходимо дополнительно учитывать устройство присыпных берм по проектным данным.

1.16. Процент выхода годного камня для учета возвратной его стоимости по табл. 18 (гр. 1) ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60 %.

Фактический выход годного камня для дальнейшего употребления определяется на месте и оформляется соответствующим актом.

1.17. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства, а возвратная стоимость плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком.

1.18. Возвратные суммы от реализации конструкций, изделий и материалов, полученных от разборки временных дорог, определяются в размере, устанавливаемом по фактическому выходу годных для дальнейшего использования материалов, и оформляются двусторонним актом между подрядчиком и заказчиком.

1.19. Затраты на расчистку полосы отвода от леса, кустарника и завалов, переустройство подземных и надземных коммуникаций, укрепление откосов земляного полотна, строительство мостов и труб при возведении временных дорог следует нормировать и определять дополнительно по соответствующим сборникам сметных норм и расценок.

Внесен управлением ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР

Утвержден постановлением Государственного строительного комитета СССР
от 29 декабря 1990 г. № 115

Срок введения в действие
1 января 1991 г.

1.20. Затраты на доставку грунта для отсыпки земляного полотна временных дорог следует определять по сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства.

1.21. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при применении навесных фрез и автогрейдеров, двухслойное основание или покрытие нормируется по табл. 1 (гр. 2) для каждого слоя отдельно.

1.22. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых золами уноса, известью, гранулированными шлаками и золошлаковыми смесями, следует пользоваться нормами табл. 3 с заменой норм расхода цемента на вышеперечисленные материалы в объеме, предусмотренном проектом.

1.23. Длину дренажных воронок под обочинами следует определять по ширине обочины (табл. 7).

Затраты по укреплению площадки за шпорами гасителя при устройстве водосборных устройств с проезжей части сборными бетонными плитами следует определять по табл. 13.

1.24. При устройстве оснований и покрытий из щебеночных материалов: а) при использовании основания для движения транспорта до завершения работ к нормам табл. 22, 23, 24 следует добавлять затраты по табл. 25; б) при толщине нижнего слоя основания более 18 см его устройство нормируется по гр. 3 табл. 22, 23 и 24 в два слоя с изменением толщины 1 см для каждого слоя отдельно; в) при необходимости розлива битума в процессе укатки щебеночного основания расход битума следует принимать по проекту; г) в нормах табл. 26 предусмотрен щебень из низкопрочных каменных материалов; д) при использовании основания для движения автотранспорта в процессе строительства до завершения работ его устройство следует нормировать по табл. 26 (гр. 1, 2) с добавлением затрат на дополнительную обработку щебнем мелких фракций по табл. 27; е) при необходимости розлива битума в процессе укатки щебеночного покрытия (табл. 29-31) расход битума следует принимать по проекту; ж) при толщине нижнего слоя покрытия более 18 см его устройство необходимо нормировать по табл. 29-31 (гр. 3) в два слоя с изменением толщины ± 1 см для каждого слоя отдельно.

1.25. При устройстве брусчатых мостовых с заполнением швов битумной мастикой, приготовленной с минеральным порошком, к нормам табл. 35 (гр. 1) добавлять битум - 0,4 т, порошок минеральный - 3,15 т, исключать песок - 3,5 т.

1.26. Основания из дорожного бетона низких классов (тощего) при толщине слоя более 20 см следует нормировать по табл. 37 (гр. 9, 10) в два слоя (для каждого слоя отдельно). При толщине слоя, отличающейся от приведенной в нормах, расход дорожного бетона низких марок (тощего) следует принимать пропорционально толщине слоя.

1.27. В нормах табл. 37 (гр. 1-8) и 39 (гр. 1-16) предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м при устройстве их двумя полосами по 3,5 - 4 м к нормам добавлять ресурсы потабл. 41.

В нормах табл. 37 (гр. 1-10) и 39 (гр. 1-16) предусмотрен уход за цементобетонным основанием или покрытием с применением пленкообразующих материалов, а при нормировании ухода способом засыпки песком с поливом водой ресурсы табл. 37 (гр. 1-10) и 39 (гр. 1-16) необходимо корректировать по табл. 42 (гр. 1-2)

В нормах табл. 38 (гр. 1) и 39 (гр. 17) предусмотрен уход за основанием или покрытием способом засыпки песком с поливом водой.

Нарезку швов в цементобетонном основании или покрытии следует нормировать по табл. 44 в объеме, предусмотренном проектом. Устройство однослойных покрытий, армированных металлической сеткой, нормируется по табл. 39 (гр. 9-16), а установка металлической сетки в покрытие - по табл. 45.

В нормах табл. 37 и 39 учтены затраты на укладку водостойкой бумаги и устройство выравнивающего слоя по основанию. Расход материалов следует принимать: а) при устройстве изоляционного слоя из бумаги: бумага двухслойная, пропитанная битумом - 100 м2, битум жидкий - 0,02 т; б) при устройстве изоляционного слоя из песка: песок - 55 м3, вода - 3 м3; в) при устройстве изоляционного слоя из черного песка: песок черный - 33 м3.

Затраты по устройству уширения земляного полотна для прохода автомашин с бетоном определяются дополнительно по соответствующим нормам Сборника 1 «Земляные работы» в объеме, предусмотренном проектом.

При применении для ухода за бетоном пленкообразующих материалов в условиях жаркого, сухого континентального климата (применительно к условиям Средней Азии) к нормам табл. 39, 63(гр. 7, 8) следует добавлять ресурсы по табл. 43.

Устройство однослойных покрытий средствами малой механизации, нормируемых по табл. 39 (гр. 17, 18), должно быть обосновано проектом.

1.28. При поверхностной обработке органическими вяжущими материалами с применением битумной эмульсии в нормах табл. 47 фракции щебня мытого следует принимать по проекту.

1.29. Основания, устраиваемые из черного щебня с использованием двух расклинивающихся фракций щебня, нормируются по табл. 48 (гр. 1).

1.30. В нормах табл. 50, 51 при использовании минеральных материалов существующей дорожной одежды в объеме:

а) до 30 % принимать расход новой смеси при изменении толщины слоя ± 1 см - 9 м3;

б) до 50 % принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см - 50 м3 , при толщине двух слоев 16 см - 100 м3, при изменении толщины слоя ± 1 см - 6 м3,

в) до 75 % принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см - 25 м3, при толщине двух слоев 16 см - 50 м3, при изменении толщины слоя ± 1 см - 3 м3.

1.31. Укладка выравнивающего слоя из холодных асфальтобетонных смесей нормируется по табл. 15, 16 с заменой норм расхода горячих асфальтобетонных смесей на холодные.

1.32. Укладка выравнивающего слоя из горячей пористой асфальтобетонной смеси нормируется по табл. 15 (гр. 4, 5) при устройстве покрытия из горячих асфальтобетонных смесей.

Перед укладкой асфальтобетонных смесей во влажный и холодный периоды года при просушке оснований разогревателями к нормам на укладку 1000 м2 покрытия необходимо добавлять нормы для разогревателей асфальтобетона, маш.-ч: при щебеночных или гравийных основаниях - 12,5, при бетонных основаниях - 9,4, при булыжных мостовых - 6,3. Необходимость прогревания должна быть обоснована проектом.

1.33. В нормах табл. 63 предусмотрено устройство укрепительных полос по готовому основанию, устраиваемому одновременно с основанием дорожной одежды.

1.34. Затраты на разработку, прогрохотку и измельчение грунтов в нормах табл. 70 не учтены. Приготовление битума нормировать по табл. 66.

1.35. Нормами табл. 76 (гр. 2 и 3) не предусмотрены швы расширения при устройстве покрытия на основаниях из цементобетона низких марок (тощего) или каменных материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими 1-го класса прочности. При устройстве покрытия, нормируемого по табл. 76 (гр. 2 и 3) на других основаниях и температуре воздуха во время бетонирования менее плюс 10 °С необходимо устраивать швы расширения и добавлять ресурсы по табл. 77.

Нарезку швов в затвердевшем бетоне следует принимать по табл. 78 в объеме, предусмотренном проектом.

1.36. Нормами табл. 85 - 92 предусмотрено использование лесоматериалов (круглых, жердей и дров) получаемых при проведении рубок ухода за лесом, рубок главного пользования и прочих рубок, по цене франко-лесосека.

1.37. В случае, когда проектными решениями предусматривается толщина конструктивных слоев дорожных одежд, отличная от учтенных в нормах, расход материальных ресурсов при составлении сметной документации корректируется пропорционально толщине слоя на единицу изменения толщины.

1.38. При устройстве мостовых из булыжного и колотого камня по готовому основанию при изменении толщины слоя на каждый проход катка сверх трех в табл. 32 (графа 2) добавлять норму для катков дорожных самоходных гладких 13 т - 0,45 маш.-ч.

 

 

 

Посмотреть в PDF

      Система тестирования для предприятий