Утверждено
Департаментом лесного комплекса
Министерства экономики
Российской Федерации
15 декабря 1997 г.
Согласовано
ЦК профсоюза работников
лесных отраслей
Российской Федерации
17 декабря 1997 г.
Типовая инструкция
по охране труда для крановщика (машиниста)
челюстного лесопогрузчика
ТОИ Р-15-010-97
Инструкция вводится в действие c 01.01.1998 г.
1. Общие требования безопасности
1.1. Общие требования безопасности изложены в инструкции "Общие требования безопасности для рабочих, занятых на лесосечных и лесокультурных работах".
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Получить от мастера или бригадира указание, на каком участке выполнять работу. Самовольный переезд на другие участки не разрешается.
2.2. Крановщик (машинист) обязан тщательно проверить состояние крепежных деталей, соединительных труб, шлангов, распределительных коробок, навесного оборудования лесопогрузчика и самого трактора, ограждение кабины, звуковой сигнал, приборы освещения, остекление. Проверяется наличие огнетушителя, аптечки и термоса с питьевой водой.
2.3. Все операции по регулированию технологического оборудования, техническому обслуживанию и ремонту производить при остановленном двигателе.
2.4. При заправке лесопогрузчика топливом и маслом необходимо пользоваться специальными приспособлениями, исключающими проливание ГСМ.
2.5. Перед запуском двигателя крановщик (машинист) должен убедиться в том, что рукоятки управления лесопогрузчиком и навесным технологических оборудованием находятся в нейтральном положении, гидросистема отключена, на вращающихся деталях двигателя и трансмиссии нет посторонних предметов.
2.6. Подогрев двигателя в зимнее время у челюстного лесопогрузчика должен осуществляться горячей водой, паром, передвижными теплогенераторами или индивидуальными подогревателями. Пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя и узлов гидросистемы лесопогрузчика не разрешается.
2.7. При осмотре и ремонте рукавов гидросистемы, цилиндров, других узлов и деталей, находящихся на высоте более 1,5 м, следует пользоваться инвентарной лестницей или специальной эстакадой с прочным настилом.
2.8. После запуска двигателя крановщик (машинист) должен проверить все механизмы лесопогрузчика и технологического оборудования на холостом ходу. При обнаружении неисправностей и невозможности их устранения своими силами крановщик (машинист) обязан доложить об этом механику или мастеру. Работать на неисправном или не прошедшем своевременно технического обслуживания лесопогрузчике не разрешается.
2.9. Перед началом движения крановщик (машинист) должен убедиться в отсутствии людей около лесопогрузчика и на пути его движения, подать сигнал и только после этого начинать двигаться.
2.10. При движении лесопогрузчика на расстояние более 50 м технологическое оборудование должно быть приведено в транспортное положение.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Крановщик (машинист) обязан о начале погрузки оповещать окружающих звуковым сигналом.
3.2. Укладка хлыстов на лесовозный автопоезд должна выполняться плавно, без ударов.
3.3. Расстояние от ограждения кабины лесовозного автопоезда 0,75м.
3.4. Дверь кабины лесопогрузчика во время работы должна быть закрыта.
3.5. Перед началом движения челюстного лесопогрузчика груз должен быть надежно зажат захватом и поднят в вертикальное положение.
3.6. В процессе погрузки машинист должен следить, чтобы водитель не находился на нагружаемом подвижном составе, на штабеле хлыстов, а также с противоположной стороны погрузки лесовозного автопоезда на расстоянии менее 10 м.
3.7. При эксплуатации лесопогрузчика необходимо соблюдать следующие условия:
при транспортировке лесопогрузчика своим ходом стрела должна подниматься на уровень, при котором обеспечивается достаточно хорошая видимость;
вести лесопогрузчик по плохой дороге или по пересеченной местности необходимо только на первой и второй передаче, при погрузке можно передвигаться только на первой передаче;
рабочее давление в гидросистеме не должно превышать указанного в паспорте;
центр тяжести поднимаемых хлыстов не должен выходить за габарит нижней челюсти;
при возвратно-поступательном маневрировании автопоезда с целью выравнивания торцов поднятая пачка хлыстов должна находиться за пределами габаритов автопоезда;
перемещаемый груз не должен превышать установленной грузоподъемности лесопогрузчика.
3.8. В процессе погрузки крановщику (машинисту) лесопогрузчика не разрешается:
грузить примерзшие к земле хлысты и с разбегом в комлевой части, не обеспечивающие безопасность укладки их на автопоезд;
грузить хлысты (сортименты) в нижние и крайние ряды к стойкам коников автопоезда, длина которых перекрывает расстояние между кониками менее чем на 1 м;
стоять под грузом или около него, когда он поднят;
залезать под лесопогрузчик во время работы двигателя;
курить при заправке трактора горючим и гидросистемы маслом;
высовываться из кабины, а также резко поворачивать и тормозить лесопогрузчик;
садиться в кабину лесопогрузчика на ходу.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить челюстной лесопогрузчик и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей.
После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты.
Открыть крышку радиатора без резкого ее откручивай и я чтобы избежать сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами) и залить охлаждающую жидкость.
4.2. При заклинивании дверцы кабины необходимо воспользоваться выходом через открывающиеся окна, при невозможности воспользоваться ими выдавить или разбить стекло и покинуть кабину.
4.3. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания крановщик (машинист) обязан выключить двигатель лесопогрузчика.
4.4. В случае возникновения пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель.
4.5. Работа челюстного лесопогрузчика должна быть прекращена во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде, густом тумане (видимость менее 50 м), в темное время суток, если освещенность рабочих зон менее установленной нормами искусственного освещения.
4.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ.
4.7. Крановщик (машинист) должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста, трактора и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает жизни или здоровью (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану, при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани). При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.
4.8. После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы
5 1. Крановщик (машинист) челюстного лесопогрузчика обязан:
поставить лесопогрузчик на стоянку;
привести технологическое оборудование в транспортное положение, стрелу с захватом опустить на землю;
рукоятки управления трактором и технологическим оборудованием нужно привести в нейтральное положение;
выключить гидронасосы, остановить двигатель, отключить аккумулятор, закрыть дверь кабины на замок;
очистить лесопогрузчик от грязи и сучьев;
при стоянке в холодное время необходимо слить воду из радиатора и системы охлаждения двигателя, снять аккумулятор.