ПБ 10-77-94 «Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов»

ПБ 10-77-94 «Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов»

 

ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ

Утверждены

постановлением

Госгортехнадзора России

от 02.08.94 № 47

ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭСКАЛАТОРОВ

(ПБ 10-77-94)

Обязательныдля всех министерств, ведомств, предприятий и организаций, независимо от форм собственности

Редакционная комиссия: В. С. Котельников (председатель), Ю. И. Аникин,А. М. Бычков, В. С. Глухов, В. Ф. Иванов, С. К. Иванов, О. С. Киселев, В. Я.Комиссаров, Е. В. Монфред, И. Н. Поминов, В. И. Сонин, В. Г. Ухов

Ответственные исполнители: В. С. Котельников, В. С. Глухов, В. Ф.Иванов, С. К. Иванов, О. С. Киселев, В. Я. Комиссаров, Е. В. Монфред, И. Н.Поминов

НастоящиеПравила являются переработанным и дополненным изданием Правил устройства ибезопасной эксплуатации эскалаторов, утвержденных Госгортехнадзором СССР27.12.77.

Новая редакцияПравил учитывает опыт организаций и предприятий, накопленный припроектировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации, ремонте, модернизации(реконструкции) эскалаторов.

В Правилахучтены отдельные требования зарубежных стандартов по эскалаторам.

Правилаустройства и безопасной эксплуатации эскалаторов обязательны для всехпредприятий (организаций), независимо от форм собственности, занимающихсяпроектированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией, ремонтом,модернизацией (реконструкцией) эскалаторов.

НастоящиеПравила вводятся в действие с 1 ноября 1995 г. При этом утрачивают силуПравила, утвержденные 27.12.77.

1. Общие положения

1.1. Правилаустройства и безопасной эксплуатации эскалаторов устанавливают требования кустройству, проектированию, изготовлению, монтажу, модернизации(реконструкции), ремонту и эксплуатации эскалаторов.

1.2. Правилараспространяются на:

а) тоннельныеэскалаторы;

б) поэтажныеэскалаторы.

1.3. Определенияосновных терминов, используемых в эскалаторостроении и примененных в текстенастоящих Правил, приведены в приложении 1.

2. Общие требования

2.1. Эскалаторыдолжны быть спроектированы, изготовлены, смонтированы и эксплуатироваться всоответствии с требованиями настоящих правил, а также строительных норм иправил.

2.2.Электрическое оборудование эскалатора, его монтаж, электроснабжение изаземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), а длятоннельных эскалаторов, кроме того, требованиям по проектированиюметрополитенов.

2.3.Эксплуатация электрического оборудования эскалаторов должна производиться всоответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителейи Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановокпотребителей.

2.4. Конструкцияэскалатора должна соответствовать требованиям противопожарной безопасности.

2.5.Организация, осуществляющая закупку эскалаторов за рубежом, должна сопоставлятьправила безопасности страны-поставщика (фирмы, организации и т.п.) с настоящимиПравилами.

Сопоставлениеправил должно проводиться с привлечением специализированной по эскалатораморганизации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) ГосгортехнадзораРоссии.

Если нормы итребования правил безопасности страны-поставщика могут привести к понижениюуровня безопасности по сравнению с настоящими Правилами, то имеющиесярасхождения должны быть согласованы с Госгортехнадзором России до оформлениядокументов на закупку эскалаторов.

2.6. Техническаядокументация на эскалаторы иностранного производства, поставляемая заказчикувместе с эскалатором, должна быть выполнена на русском языке, а условныеобозначения электрических и иных схем должны соответствовать требованиямгосударственных стандартов России.

2.7. Приобнаружении недостатков конструкции или изготовления импортных эскалаторовпретензии к поставщику должны предъявляться через организацию, осуществившуюзакупку эскалаторов.

2.8. Эскалатор иего узлы должны обеспечивать заданную прочность и надежность, быть безопасны иудобны для пользования, осмотра, технического обслуживания, ремонта и смазки.

2.9. В случаерасстыковки лестничного полотна конструкция эскалатора должна обеспечиватьсохранность геометрической формы рабочей ветви лестничного полотна.

2.10. Вконструкции эскалатора должны быть предусмотрены устройства, препятствующиеподъему ступени перед входными площадками.

2.11. Креплениеразъемных соединений должно исключать их самопроизвольное разъединение.

2.12. Всоставных частях эскалатора, передающих крутящий момент, применение посадок сгарантированным натягом без дополнительного крепления (шпонками, болтами ит.п.) не допускается.

2.13. Составныечасти эскалатора должны быть защищены от коррозии в соответствии с ихклиматическим исполнением поГОСТ 9.104.

2.14.Неподвижные оси, служащие опорой для блоков, роликов и прочих вращающихсядеталей, должны быть надежно укреплены и снабжены приспособлениями,обеспечивающими их неподвижность.

2.15.Легкодоступные части эскалатора, находящиеся в движении (звездочки, зубчатыеколеса, цепи тяговые и приводные, валы с выступающими болтами и шпонками ит.п.), должны быть закрыты ограждениями, обеспечивающими безопасностьобслуживающего персонала, но допускающими удобный осмотр, смазку и техническоеобслуживание. При необходимости ограждения могут быть съемными.

2.16. Кмеханизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, требующимобслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели внеобходимых случаях должны быть устроены площадки, съемные ограждения, лестницыи специальные приспособления.

2.17.Конструкция эскалатора должна предусматривать устройства (кожухи, поддоны ит.п.), защищающие механизмы и электрооборудование, находящиеся в зонепрохождения и опрокидывания ступеней, от попадания пыли и грязи.

2.18.Освещенность наружных частей эскалатора, машинного помещения, натяжной станциии проходов тоннельных эскалаторов должна отвечать санитарным нормам.

2.19.Эксплуатационные документы на эскалатор разрабатываются в соответствии с ГОСТ 2.601, аремонтные документы - в соответствии с ГОСТ 2.602.

3. Основные параметры, размеры и нагрузкиэскалаторов

3.1. Основныепараметры эскалаторов должны соответствовать указанным в приложении 2.

3.2. Основныеразмеры и схемы устройства эскалатора должны соответствовать таблице и рис. 1приложения 3.

3.3. Основныенагрузки, используемые при расчете и испытаниях эскалаторов и его элементов,должны соответствовать указанным в приложении 4.

3.4. Расчет ипроверка прочности элементов эскалатора и прогиба металлоконструкции производятсяпри неработающем эскалаторе с учетом величины нагрузок, указанных в приложении 4.

3.5.Коэффициенты запаса при расчете на прочность определяются как отношениеразрушающей нагрузки к наибольшему усилию, возникающему в рассчитываемомэлементе при нагрузках, соответствующих указанным в приложении 4.

3.6.Коэффициенты запаса прочности для тяговых и приводных цепей должны быть не менее7, для ступеней и поручней - не менее 5.

3.7. Фактическийзапас прочности тяговой цепи определяется на стенде. Для этого отбирают неменее двух однотипных отрезков (плетей) цепи из партии не более 200 плетей идоводят их до разрушения, при этом должно быть выполнено требование п. 3.6.

Допускаетсядоводить до разрушения отобранные плети отдельными отрезками длиной не менее600 мм.

Эти испытанияцепей должны проводиться совместно с осями ступеней, вставленными в отверстияполых валиков.

Допускается недоводить цепи до разрушения, если нагрузка при испытаниях превысила на 5 %разрушающую нагрузку.

Каждая плетьцепи должна быть проверена на стенде под нагрузкой, превышающей в 2 разанаибольшее расчетное натяжение при эксплуатационной нагрузке. После испытанияплеть не должна иметь остаточных деформаций или распрессовки деталей цепи.

3.8. Фактическийзапас прочности ступени должен определяться испытанием ее на стенде, для чегоотбирают два образца (с осями ступени) от изготавливаемой партии* и доводят ихдо разрушения, при этом должно быть выполнено требование п. 3.6.

*Под партией понимается группа ступеней, изготовленная по единой конструкторскойдокументации и единому технологическому процессу в количестве не более 10000шт. за период времени не более 1 года.

Кроме того,прочность каждой изготовленной или отремонтированной ступени проверяется настенде статической нагрузкой:

Ширинаступени, мм            Нагрузка, Н

1000                                     3200

800                                       2400

600                                       1600

От каждойопытной партии вновь изготовленных ступеней не менее чем на двух ступеняхдолжны быть проведены динамические испытания согласно методике проектирующейэскалаторы организации.

В методикепроведения динамических испытаний должны быть учтены максимальные усилия,возникающие на верхних криволинейных участках лестничного полотна.

Ступень послеиспытания не должна иметь остаточных деформаций (отклонений от размеров,установленных чертежом).

3.9. Стрелаупругого прогиба металлоконструкции под действием нагрузки qмэ недолжна превышать для тоннельных эскалаторов 1/1000, а для поэтажных - 1/750расстояния между опорами пролетной металлоконструкции.

3.10. Стрелаупругого прогиба плит перекрытия с учетом их собственного веса и строительногопокрытия плит под действием нагрузки qмэ должна быть не более 1/600пролета.

3.11. Стрелаупругого прогиба направляющих бегунков под действием нагрузки qмэдолжна быть не более 1/1000 величины пролета, причем при расчете криволинейныхнаправляющих должны учитываться дополнительные усилия от тяговых цепей.

3.12. Упругийпрогиб фартука балюстрады под воздействием приложенной перпендикулярно кповерхности нагрузки в 1500 н на площади 0,0025 м2 между опорами недолжен превышать 4 мм.

Остаточнаядеформация не допускается.

3.13.Рабочий тормоз должен обеспечивать не менее чем двукратный запас тормозногомомента при удержании лестничного полотна с максимальной пассажирской нагрузкойqмэ.

3.14. Приприменении двух и более тормозов каждый из них должен иметь запас тормозногомомента для удержания лестничного полотна, находящегося под максимальнойнагрузкой, не менее 1,1.

3.15.Фактический запас прочности поручня проверяется на предприятии-изготовителе поручня.Нагрузка принимается в соответствии с приложением 4. Вместе с поручнемпоставляется его паспорт.

4. Материалы ответственных сварных конструкций.Сварка и контроль качества сварки

4.1. Материалы(основные и сварочные) для изготовления и ремонта элементов ответственныхсварных конструкций эскалатора должны выбираться с учетом температурных условийэксплуатации, транспортирования и монтажа оборудования в соответствии суказаниями по выбору материалов для сварных стальных конструкций эскалаторов,разработанными организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

К ответственным(расчетным) сварным конструкциям относятся:

каркас ступени;

конструкцииподъемно-транспортного оборудования машинного помещения;

входнаяплощадка;

рама и плитыперекрытия, а также их опоры;

направляющиерабочей ветви лестничного полотна;

рычаги и рамытормозов;

металлоконструкциизон;

отдельныеконструкции площадок обслуживания и ограждений.

Принадлежностькаждой составной части эскалатора к расчетной сварной конструкции обязательноотражается в технической документации.

4.2.Соответствие применяемого металла стандарту должно быть подтвержденосертификатом предприятия-поставщика металла либо путем анализа и испытаний.

4.3. Технологиясварки должна разрабатываться предприятием, осуществляющим изготовление,модернизацию или ремонт эскалатора, или специализированной организацией посварке, при этом для свариваемых конструкций с толщиной свыше 10 мм послесварки ответственных узлов необходимо предусмотреть термообработку.

4.4. К сваркерасчетных конструкций эскалатора допускаются только обученные и аттестованныесварщики, прошедшие проверку знаний в соответствии с Правилами аттестациисварщиков, утвержденными Госгортехнадзором России.

4.5. Сварочныематериалы, применяемые для сварки расчетных конструкций эскалатора, должныобеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (пределпрочности, предел текучести, относительное удлинение, ударную вязкость) не ниженижнего предела свойств основного металла конструкции, установленного дляданной марки стали стандартом или техническими условиями.

При применении водном соединении несущих металлоконструкций сталей разных марок механическиесвойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали снаибольшим пределом прочности.

4.6. Тип, маркаэлектродов, марки присадочных металлов, флюсов и защитных газов должны бытьуказаны в конструкторской и технологической документации на изготовление,модернизацию или ремонт эскалатора.

4.7. Прихваткипри сборке должны выполняться сварщиками той же квалификации, с использованиемтех же сварочных материалов, что и при выполнении сварных швов.

4.8. Сварныесоединения ответственных (расчетных) конструкций должны иметь клеймо, позволяющееустановить фамилию сварщика, а также клеймо мастера ОТК, принявшего сварнойшов. Если в сварке шва принимало участие несколько сварщиков, то каждый из нихдолжен поставить свое клеймо в начале и в конце сделанного шва либо ставитсяклеймо бригадира в случае выполнения шва бригадой.

Метод клеймения,применяемый для сварных соединений, должен не ухудшать качество маркируемыхизделий и обеспечивать сохранность клейма в процессе эксплуатации эскалатора.Метод и место клеймения должны быть указаны на чертежах.

4.9. Контролькачества сварных соединений, проводимый отделом технического контроля приизготовлении, модернизации и ремонте эскалатора, должен осуществляться:

а) внешнимосмотром и измерением;

б)радиографическим методом по ГОСТ7512 или ультразвуковым методом по ГОСТ14782;

в) механическимииспытаниями контрольных образцов по ГОСТ 6996;

г) иным методомнеразрушающего контроля, согласованным с Госгортехнадзором России.

Результатыконтроля сварных соединений должны быть записаны в паспорте эскалатора.

4.10. Внешнемуосмотру и измерению подлежат все сварные соединения с целью выявления в нихдефектов, указанных в пп.4.114.12.

Осмотр иизмерение соединений должны проводиться согласно ГОСТ 3242 сиспользованием оптических приборов с увеличением до 10 ´ ?и измерительных приборов.

Если внутренняяповерхность сварного соединения недоступна для осмотра, то его проводят толькос наружной стороны. По результатам внешнего осмотра и измерения должен бытьсоставлен акт.

4.11.Контролю радиографическим методом по ГОСТ 7512 или ультразвуковым методом по ГОСТ 14782, или другими методами подвергаются расчетные стыковые сварные соединенияв полном объеме. Перечень таких швов должен быть отражен в конструкторскойдокументации.

4.12.Контроль механических свойств сварных соединений, выполненных контактнойточечной сваркой, осуществляется методом технологических проб.

4.13. Оценкакачества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и измерения,контроля радиографическим, ультразвуковым или иными методами, механическихиспытаний контрольных образцов должна производиться в соответствии снормативно-технической документацией, содержащей нормы оценки качества сварныхсоединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, которые снижают ихпрочность и эксплуатационную надежность.

4.14. Термины иопределения дефектов сварных соединений установлены ГОСТ 2601.

4.15. В сварныхсоединениях, выполненных дуговой сваркой, не допускаются следующие дефекты:

трещины;

прожоги;

непровары;

наплывы;

подрезы основногометалла глубиной более 0,5 мм, длиной более 20 мм и суммарной протяженностьюболее 10 % длины соединения.

В сварныхстыковых соединениях, выполненных дуговой сваркой, наряду с указанными вышедефектами не допускаются поры и шлаковые включения диаметром более 1,0 мм притолщине свариваемого металла до 20 мм и более 5 % от толщины основного металлаболее 20 мм, а также более двух дефектов на участке шва длиной 200 мм прирасстоянии между дефектами менее 50 мм.

4.16. В сварныхсоединениях, выполненных контактной точечной сваркой, не допускаются следующиедефекты:

прожоги;

трещины;

непровары;

отклонение точекот оси их расположения и нарушение шага между центрами соседних точек в ряду навеличину, превышающую диаметр точки;

уменьшениеразмеров ядра точки по диаметру на величину более 25 %;

наружный ивнутренний выплески;

вмятины отэлектрода глубиной более 25 % от толщины металла для 25 % точек и более 20 % оттолщины металла для остальных точек. При сварке металлов разной толщиныдопустимая величина вмятин определяется толщиной более тонкого металла.

Допускаются безисправления 5 % дефектных точек на сварном соединении при условии, что междудефектными точками не менее 5 качественных точек и дефектные точки нерасположены в начале и конце соединения.

Дефектных точек,подлежащих исправлению, должно быть не более 25 % от общего количества точек наодном сварном соединении.

4.17. Недопускаются и другие дефекты свыше норм, установленных техническими условиямина изготовление, ремонт и модернизацию эскалатора.

4.18.Механические испытания проводятся с целью проверки соответствия прочностных ипластических характеристик сварного соединения на контрольных образцах,сваренных в условиях, полностью соответствующих условиям изготовления элементовметаллоконструкций (те же основные и присадочные металлы, те же сварочныережимы, то же положение сварного шва).

Периодичностьмеханических испытаний устанавливается предприятием в порядке, установленноморганом Госгортехнадзора, выдавшим лицензию на изготовление эскалатора.

Контрольныеобразцы должны свариваться каждым сварщиком, принимавшим участие в сваркеметаллоконструкций эскалатора.

4.19.Контрольные образцы для проверки механических свойств сварного соединения должнысвариваться встык независимо от вида сварного соединения изделий и испытыватьсяна растяжение и изгиб. Образцы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 6996.

Результатымеханических испытаний считаются удовлетворительными, если:

а) временноесопротивление и угол изгиба сварного шва не менее нижнего предела временногосопротивления металла и угла изгиба, установленного для данной марки сталистандартом или техническими условиями;

б) угол загибане менее 100°.

Эти показателимеханических свойств принимаются за средние.

Для отдельныхобразцов допускается снижение указанных показателей не более чем на 10 % присохранении средней величины результатов испытаний.

4.20. Дефектысварных швов, выявленные при контроле сварных соединений, должны быть устраненыс проведением последующего контроля исправленного участка по технологиипредприятия-изготовителя или ремонтного предприятия.

4.21. Качествосварных соединений считается неудовлетворительным, если при любом виде контролябудут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм,установленных настоящими Правилами, техническими условиями на изготовление,модернизацию или ремонт эскалатора.

5. Устройств эскалатора 5.1. Привод

5.1.1. Главныйпривод эскалатора предназначен для передвижения лестничного полотна эскалаторас эксплуатационной скоростью, указанной в приложении 2.

5.1.2.Вспомогательный привод (или другое устройство) эскалатора предназначен дляпередвижения лестничного полотна с ремонтной скоростью, указанной в приложении 2, примонтажных и демонтажных работах, при техническом обслуживании, а также при растормаживанииаварийного тормоза.

5.2. Тормозная система

5.2.1. Эскалатордолжен быть оборудован тормозной системой, состоящей из двух (или более)рабочих и не менее одного аварийного тормозов; аварийный тормоз долженустанавливаться на главном валу.

5.2.2. Рабочийтормоз (тормоза) нормально замкнутого типа должен устанавливаться на входномвалу редуктора.

5.2.3. Рабочийтормоз (тормоза) должен действовать при каждом отключении главного иливспомогательного привода, а также при обесточивании цепи управления иобеспечивать выполнение требования п. 3.13 настоящих Правил.

5.2.4. Путьторможения рабочим тормозом (тормозами) при незагруженном эскалаторе задаетсяпроектирующей организацией на основании замедлений, указанных в приложении 2, сучетом времени срабатывания тормоза (тормозов) и коэффициента запаса тормозногомомента.

Диапазонрегулирования должен быть не менее 200 мм.

5.2.5. Кромерабочего тормоза (тормозов), эскалатор должен быть оборудован автоматическидействующим аварийным тормозом, расположенным на главном приводном валу.

5.2.6. Аварийныйтормоз должен останавливать эскалатор, работающий на спуск, в случае увеличенияскорости лестничного полотна на 30 % и более от эксплуатационной скорости, атакже при самопроизвольном изменении направления движения лестничного полотнаработающего на подъем эскалатора и при отказе рабочего тормоза.

5.2.7. Путьторможения аварийным тормозом при незагруженном эскалаторе устанавливаетсяпроектирующей организацией.

5.2.8. Приотказе рабочего тормоза (одного из рабочих тормозов) или нарушениикинематической связи между приводом и главным валом аварийный тормоз долженостановить лестничное полотно, загруженное с максимальной эксплуатационнойнагрузкой, с замедлениями не более указанных в приложении 2.

5.2.9.Электропитание аварийного тормоза (тормозов) должно осуществляться от двухнезависимых источников, автоматически замещающих друг друга.

5.2.10. В случаезамены элементов тормозов (колодок, тяг, пружин и др.) необходимо произвестипроверку работоспособности тормоза в соответствии с инструкцией по эксплуатациии сделать об этом запись в паспорте эскалатора.

5.3. Лестничное полотно

5.3.1. Рабочаяповерхность ступени должна быть в виде выступов и впадин с расположением ихвдоль оси эскалатора. Настил ступени должен оканчиваться выступом у балюстрады.Два крайних выступа и предшествующие им впадины с каждой стороны должны иметьяркий отличительный цвет.

5.3.2.Подступенок может иметь вертикальные выступы и впадины, которые должнысочетаться с выступами и впадинами настила ступени, образуя лабиринт.

5.3.3. Для обеспеченияпостоянного натяжения лестничного полотна должно быть предусмотрено натяжноеустройство.

5.4. Выходные площадки

5.4.1. Дляобеспечения безопасного входа на лестничное полотно эскалатора и схода с негонеобходимо устраивать входные площадки с наклонными гребенками.

Поверхностьвходных площадок должна быть рифленой.

5.4.2. Гребенкивходных площадок должны быть заменяемыми.

5.4.3.Конструкция входной площадки должна обеспечивать остановку эскалатора припопадании под нее посторонних предметов.

5.4.4.Конструкция входной площадки должна иметь устройство, обеспечивающее правильноенаправление настила ступени относительно зубьев гребенки.

При этом должнобыть обеспечено прохождение выступов настила ступеней между зубьями гребенкибез взаимного бокового задевания.

5.4.5.Освещенность входных площадок должна быть не менее 50 лк.

5.5. Направляющие бегунков ступеней

5.5.1.Конструкция направляющих натяжного устройства лестничного полотна должнаобеспечивать возможность свободного перемещения натяжной звездочки в каждуюсторону вдоль оси эскалатора и срабатывание блокировки натяжного устройства.

Необходимоисключить возможность смещения направляющих и их стыков на всех участках трассы(кроме участка компенсирующего стыка).

5.5.2.Направляющие должны иметь трассу, обеспечивающую следующее положение ступеней впассажирской зоне:

а) настилступеней должен сохранять горизонтальное положение на всем пути движенияступеней от одной входной площадки до другой. Допускается уклон настиластупеней не более 1 : 100;

б) передвходными площадками ступени лестничного полотна должны иметь горизонтальныеучастки длиной не менее указанной в приложении 3.

Перепад повысоте двух смежных ступеней на горизонтальном участке допускается не более 4мм;

в) разницауровней между горизонтальным участком ступеней у входной площадки и следующейза ним ступенью не должна превышать для тоннельных эскалаторов 30 мм, дляпоэтажных эскалаторов - 50 мм.

5.6. Балюстрада

5.6.1. Рабочаяветвь лестничного полотна и поручней должна быть отделена от механизмов иметаллоконструкций эскалатора прочной, жесткой, гладкой и трудносгораемойоблицовкой - балюстрадой.

5.6.2.Конструкция балюстрады должна быть легкоразборной (с применениемсоответствующего инструмента) в местах, требующих технического обслуживания.

5.6.3.Внутренние плоскости балюстрады могут быть выполнены вертикальными илирасширенными кверху. Расстояние между верхними кромками боковых щитовбалюстрады должно быть больше ширины ступени не менее чем на 200 мм длятоннельных эскалаторов и не менее чем на 100 мм для поэтажных.

5.6.4. Перепадыплоскостей между элементами балюстрады (щиты, планки, штапики) со сторонылестничного полотна более 3 мм не допускаются.

5.6.5. Стыкифартуков не должны иметь перепадов более 0,5 мм и должно быть исключено ихвзаимное смещение (кроме участка компенсирующего стыка).

5.6.6.Поверхность фартуков, обращенных к ступеням, должна препятствовать затягиваниюобуви пассажиров.

На фартукахустановка планок и штапиков, обращенных к лестничному полотну, не допускается.

Допустимый зазорв стыках щитов и фартуков балюстрады должен быть не более 4 мм.

5.6.7. Набалюстраде допускается установка решеток для громкоговорящей связи, осветителейи розеток (по согласованию с разработчиком эскалатора).

5.7. Поручневое устройство

5.7.1. По обеимсторонам эскалатора на балюстраде должны быть устроены движущиеся поручни.

5.7.2. Скоростьдвижения поручней не должна отличаться от скорости движения ступеней более чемна 2 %.

5.8. Блокировочные устройства

5.8.1. Эскалатордолжен быть оборудован блокировочными устройствами, отключающимиэлектродвигатели с остановкой лестничного полотна при:

обрыве,чрезмерной вытяжке или остановке поручня;

перемещенииодной или двух звездочек каретки натяжной станции в сторону привода или вобратную сторону более чем на 30 мм;

отвинчиваниигайки или выходе винта аварийного тормоза (в случае использования грузоупорноготормоза);

срабатываниирабочего или аварийного тормозов;

запасе ходаякоря электромагнита рабочего тормоза менее регламентированного;

подъеме входнойплощадки;

воздействии наустройство "стоп" в любом месте прохода между эскалаторами или защитами балюстрады, также на выключатели "стоп";

подъеме илиопускании ступени перед входными площадками;

сходе поручня снаправляющих на нижнем криволинейном участке;

откидывании илиснятии плит перекрытия (для поэтажных эскалаторов); при этом должно бытьпредусмотрено устройство, позволяющее пуск эскалатора от вспомогательногопривода для проведения ремонтных работ;

отключенииэлектропитания работающего эскалатора рубильником;

обрыве иличрезмерной вытяжке приводной цепи.

Этиблокировочные устройства должны быть выполнены так, чтобы при срабатываниилюбого из них (кроме рабочего и аварийного тормозов, блокировок входныхплощадок) пуск эскалатора в работу был возможен только после принудительногоприведения их в исходное положение.

5.8.2. В верхнихи нижних частях эскалатора с двух сторон должны быть установленынесамовозвратные выключатели для экстренной остановки эскалатора, снабженныенадписью "стоп".

Допускаетсяустановка самовозвратных выключателей с устройством несамовозвратныхблокировок.

При срабатываниисамовозвратной блокировки должен включаться сигнал, показывающий, какая изблокировок привела к остановке эскалатора.

5.8.3.Конструкция эскалатора должна исключать одновременную работу главного ивспомогательного приводов.

5.8.4. Наэскалаторах должен быть исключен ошибочный пуск эскалатора с пассажирами слюбого пульта управления в обратном направлении.

5.9. Аппараты управления

5.9.1. Системауправления эскалатором должна обеспечивать ускорения при пуске, указанные вприложении 2,независимо от загрузки эскалатора пассажирами.

5.9.2. Для пускапод нагрузкой и остановки эскалатора у верхней и нижней входных площадок должныбыть установлены пульты управления, доступные только для обслуживающегоперсонала.

Эскалаторы могутбыть оборудованы пультами дистанционного управления, находящимися как в зонерасположения эскалаторов, так и вне ее.

Пуск эскалаторас пассажирами на полотне с пульта дистанционного управления допускается тольков том случае, если обеспечена возможность наблюдения за пассажирами наэскалаторе или обеспечена переговорная связь с персоналом, находящимся уэскалатора, с выдачей информации, предупреждающей пассажиров о пуске.

5.9.3.Допускается оборудование эскалатора устройствами автоматического пуска иостановки, а также средствами телемеханики и теленаблюдения.

Автоматический пускможет осуществляться только при отсутствии пассажиров на эскалаторе с выдачейпредупредительной информации по громкоговорящей связи.

5.9.4. Дляуправления вспомогательным приводом эскалатора должны быть предусмотрены:

а) стационарныепульты управления, установленные вблизи главного вала, у устройства съемаступени (для тоннельных эскалаторов) и в натяжной камере;

б) переносныепульты управления и штепсельные розетки для их подключения;

в) стационарныекнопки пуска на подъем и на спуск, установленные на металлоконструкции уаварийного тормоза. Эти кнопки должны одновременно шунтировать контактыблокировочной цепи, которые размыкаются при срабатывании аварийного тормоза.

5.9.5.Штепсельные розетки для переносного пульта управления должны располагаться на металлоконструкцияхпривода и натяжной камеры, а на тоннельных эскалаторах, кроме того, в наклоннойчасти сооружения на расстоянии не более 20 м друг от друга на балюстраде содной стороны и в проходах с каждой стороны эскалатора.

5.9.6. Кнопкиуправления переносного пульта управления должны быть выполнены таким образом,чтобы исключалось случайное их включение. Движение эскалатора должноосуществляться только при замыкании дополнительного контакта специальным ключоми при нажатии кнопок соответствующего направления. Кроме того, переносной пультдолжен быть оборудован выключателем "стоп" с надписями, указывающиминаправление движения: "подъем" и "спуск".

 

Посмотреть в PDF

      Магазин учебных материалов