ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Госгортехнадзора России
от 31.12.98 № 79
ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ
ПБ 10-257-98
Обязательны для министерств,ведомств, объединений,
организаций и предприятий независимо от их организационно-правовой формы
и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей
Москва
НПО ОБТ
2003
РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ:
B.C. Котельников (председатель),
Н.А. Шишков (зам. председателя), В.С.Анисимов, Ю.В. Антонов, Р.С. Арсланов, Ф.Г. Бакиров, Г.Я. Гольцблат, Ю.И.Гудков, В.Г. Жуков, С.Л. Завьялов, А.А. Зарецкий, Ю.Д. Коннов, Ю.С. Курочкин,Г.В. Медведев, В.Н. Невмержицкий, В.Е. Пигальцев, С.Л. Рябцев, Н.П. Суворова,В.Л. Фирсов
ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:
B.C. Котельников, Н.А. Шишков, B.C. Анисимов, А.А. Зарецкий, Н.П. Суворова
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом"О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При составлении иредактировании Правил были учтены замечания и предложения министерств,ведомств, научно-исследовательских институтов, организаций,предприятий-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованныхучреждений.
В Правилах изложены нормы,которым должны отвечать изготавливаемые грузоподъемные краны-манипуляторы, атакже требования по обеспечению безопасности при их эксплуатации.
Правила носятнормативно-технический характер, в связи с чем не требуют государственнойрегистрации.
Настоящие Правилаобязательны для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками,связанными с проектированием, изготовлением, доизготовлением, реконструкцией,ремонтом и эксплуатацией грузоподъемных кранов-манипуляторов.
С введением в действиенастоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов, утвержденные Госгортехнадзором России 30.12.92, в части,относящейся к кранам-манипуляторам, а также Требования к проектированию иизготовлению грузоподъемных кранов-манипуляторов (РД 10-146-97), утвержденныепостановлением Госгортехнадзора России от 29.08.97 № 24.
СОДЕРЖАНИЕ1.1. Настоящие Правилаустройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов*разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов" и обязательны для всехорганизаций независимо от их организационно-правовой формы и формысобственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
* Далее по тексту - Правила.
1.2. Настоящие Правилаустанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению,доизготовлению **, реконструкции, ремонту и эксплуатации грузоподъемныхкранов-манипуляторов ***, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органови приспособлений.
** Доизготовление- привязка, изготовление опорных рам и монтаж краноманипуляторной установки(КМУ) на транспортном средстве.
*** Далее потексту - краны-манипуляторы.
1.3.Настоящие Правила распространяются на:
а) краны-манипуляторы:автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальномшасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные,переставные, прицепные, самоустанавливающиеся, устанавливаемые на фундаменте(приложение 1);
б) грузозахватные органы(крюки, грейферы, электромагниты и т.п.), применяемые на грузоподъемныхкранах-манипуляторах;
в) съемные грузозахватныеприспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.).
1.4. Настоящие Правила нераспространяются на:
а) манипуляторы,установленные в шахтах горнодобывающей промышленности, на морских и речныхсудах и иных плавучих сооружениях;
б) манипуляторы, применяемыев робототехнических системах (манипуляторы перегрузочные электрические типаМПЭ, манипуляторы пневматические сбалансированные типа МПС и т.п.);
в) манипуляторы по обработкедревесины, указанные в приложении 1;
г) краны-манипуляторы,предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием(вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием ит.п.);
д) специальныекраны-манипуляторы военного ведомства.
1.5. Разработку нормативныхдокументов на краны-манипуляторы осуществляют головные научно-исследовательскиеорганизации с учетом требований настоящих Правил, государственных имеждународных стандартов.
1.6. Проектирование,изготовление, доизготовление, реконструкция и ремонт кранов-манипуляторов и ихузлов, поставляемых как готовые изделия, должны производиться в соответствии снастоящими Правилами, государственными и международными стандартами и другиминормативными документами, указанными в настоящих Правилах.
1.7. Ответственность закачество проекта, изготовления, доизготовления, реконструкции и ремонтакранов-манипуляторов, их узлов и грузозахватных органов, а также засоответствие их настоящим Правилам и другим нормативным документам несеторганизация, выполнившая соответствующую работу.
1.8.Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведеныв приложении 1. Перечень государственных и международных стандартов и другихнормативных документов по кранам-манипуляторам, действующих в России, приведенв приложении 2.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2.1. Общие требования2.1.1. Разработка проектовна изготовление и доизготовление кранов-манипуляторов, краноманипуляторныхустановок (КМУ), их узлов, механизмов и приборов безопасности выполняетсяспециализированной организацией, имеющей разрешение (лицензию) ГосгортехнадзораРоссии.
2.1.2. Разработка проектовна изготовление и доизготовление кранов-манипуляторов, предназначенных дляработы во взрывопожароопасных средах, должна производиться по специальнымтехническим заданиям, согласованным со специализированнойнаучно-исследовательской организацией, имеющей разрешение (лицензию)Госгортехнадзора России. Проектом должны быть предусмотрены меры по созданиюбезопасных условий для работы крана-манипулятора в такой среде.
Возможность работыкрана-манипулятора во взрывопожароопасной среде (с указанием категории среды)должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.
2.1.3. При проектированиикранов-манипуляторов, предназначенных для эксплуатации в исполнении У по ГОСТ15150, должна предусматриваться температура рабочего состояния до -40°С,нерабочего состояния и хранения не ниже -50°С.
При проектированиикранов-манипуляторов, предназначенных для эксплуатации при температуре ниже-40°С, должно предусматриваться исполнение ХЛ по ГОСТ15150.
2.1.4. Грузоподъемность,грузовой момент и другие параметры, а также габариты крана-манипулятора должнысоответствовать государственным стандартам, а при их отсутствии - нормативнымдокументам, разработанным головной научно-исследовательской организацией, илитехническим условиям.
2.1.5. Краны-манипуляторыдолжны быть устойчивы в рабочем состоянии. Устойчивость кранов-манипуляторовдолжна быть проверена расчетом в соответствии с нормативными документами,разработанными головной научно-исследовательской организацией и согласованнымис Госгортехнадзором России.
2.1.6. Грузовые лебедки,оборудованные механическими приспособлениями для их включения или переключенияскоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобысамопроизвольное включение или расцепление их было невозможно; должна бытьтакже исключена возможность отключения привода без наложения тормозов.Применение фрикционных и кулачковых муфт на лебедках не допускается.
2.1.7. В узлах механизмовкрана-манипулятора, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые,шпоночные и фланцевые болтовые разъемные соединения.
2.1.8. Болтовые, шпоночныесоединения механизмов кранов-манипуляторов должны быть предохранены отсамопроизвольного развинчивания или разъединения.
2.1.9. Ручные удлинителистрелового оборудования должны иметь надежное устройство для их фиксации отсамопроизвольного движения при работе и транспортировании кранов-манипуляторов.
2.1.10. В сдвоенныхполиспастах механизмов подъема и телескопирования установка уравнительногоблока или рычага обязательна.
Допускается применение вкачестве уравнительного устройства неподвижного сектора с профилем, повторяющимручей канатного блока, причем угол сектора и его расположение должныобеспечивать сход с него каната без перегибов.
2.1.11. Металлическиеконструкции и детали крана-манипулятора должны быть предохранены от коррозии. Вкоробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов-манипуляторов, работающих наоткрытом воздухе, должны быть предусмотрены устройства против скопления в нихвлаги.
2.1.12. К механизмам,приборам безопасности, аппаратам и органам управления, гидрооборудованию,электрооборудованию и элементам металлоконструкций кранов-манипуляторов,требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.
2.1.13. Гидрооборудованиекранов-манипуляторов должно соответствовать требованиям настоящих Правил,государственных стандартов и других нормативных документов.
2.1.14. Комплектующиегидрооборудования (насосы и гидромоторы, гидрораспределители, предохранительныеклапаны, гидроцилиндры, рукава) должны иметь паспорт или другой документ,подтверждающий их качество.
2.1.15. Конструкциягидросистемы должна исключать возможность:
а) повреждениягидрооборудования;
б) разрыва трубопроводов,рукавов, их соединений, повреждение их элементов от соприкосновения сметаллоконструкциями.
2.1.16. Соединениятрубопроводов, в том числе рукавов, и места подключения приборов должны бытьгерметичными.
2.1.17. Гидросистема должнапредусматривать возможность удобного и безопасного заполнения и слива рабочейжидкости без попадания ее на землю и возможность удаления воздуха изгидросистемы.
2.1.18. Гидропривод долженисключать возможность самопроизвольного опускания груза или стрелы при падениидавления в гидросистеме, разрыве гибких трубопроводов, рукавов и/илиповреждении их соединений.
2.1.19. Трубопроводыгидросистемы должны быть надежно закреплены, предохранены от опасных колебанийи повреждений. Гибкие рукава должны быть размещены в местах, исключающихвозможность их механического повреждения в результате соприкосновения сэлементами металлоконструкций. Гибкие рукава, находящиеся в кабине, должныиметь предохранительный кожух или экран.
2.1.20. Заменагидрооборудования, трубопроводов и фильтров на кране-манипуляторе должна производитьсябез слива рабочей жидкости из гидробака.
2.1.21. Фильтрование рабочейжидкости должно быть непрерывным. Степень фильтрации должна устанавливаться сучетом требований, записанных в технической документации на гидрооборудование.Степень загрязнения основных фильтров должна быть контролируемой без ихразборки.
2.1.22. Каждыйгидравлический контур следует предохранять от недопустимого давленияпредохранительным клапаном, отрегулированным на требуемое давление.Отрегулированные гидроклапаны должны быть опломбированы. Гидравлическиеконтуры, предохраняемые от превышения давления, могут иметь один общийпредохранительный клапан.
Между насосом ипредохранительным клапаном не допускается устанавливать запорную арматуру.
2.1.23. Конструкциягидросистемы должна быть обеспечена устройством, позволяющим контролироватьзагрязненность рабочей жидкости. Фильтр, установленный на линии слива, должениметь перепускной клапан.
2.1.24. На гидробаке должныбыть указаны максимальный и минимальный уровни рабочей жидкости. При этомдолжен быть обеспечен безопасный контроль уровня рабочей жидкости при помощимасломерного стекла. Применение щупов не допускается. При использовании накране-манипуляторе нескольких гидробаков они должны иметь разную маркировку.
2.1.25. Электрооборудованиекранов-манипуляторов, его монтаж и заземление должны отвечать требованиямдействующих Правил устройства электроустановок.
2.1.26. Подача напряжения накран-манипулятор от внешней сети должна осуществляться через вводноеустройство, имеющее ручной привод для снятия напряжения. Вводное устройстводолжно быть оборудовано индивидуальным ключом.
2.1.27. Укранов-манипуляторов с электроприводом при питании от внешней сети ихметаллические части (несущие металлоконструкции, механизмы, корпуса электродвигателей,кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы ит.п.), не входящие в электрическую цепь, но могущие попасть под напряжениевследствие порчи изоляции, должны быть заземлены в соответствии с действующимиПравилами устройства электроустановок.
2.2. Грузозахватные органы2.2.1. Грузовые крюки должнысоответствовать требованиям ГОСТ 2105.Размеры и основные параметры крюков должны приниматься по ГОСТ6627. Допускается применение других крюков по согласованию сГосгортехнадзором России.
2.2.2. Крепление крюка ктраверсе должно исключать самопроизвольное отвинчивание гайки. Если стопорениегайки производится планкой, то она должна вкладываться в пазы, профрезерованныев верхней части хвостовика крюка и гайки, и фиксироваться в пазах болтом(болтами) без возможности самопроизвольного отвертывания. Допускаетсястопорение гайки крюков грузоподъемностью менее 5 т производить штифтами.
2.2.3. Грузовые крюки должныиметь предохранительные замки, предотвращающие самопроизвольное выпадениесъемных грузозахватных приспособлений. Замки для крюков должны изготавливатьсяпо ГОСТ 12840.
Грузовые крюкигрузоподъемностью более 3 т должны быть установлены на подшипниках качения.
2.2.4. Грузовые крюкиспециального исполнения должны снабжаться паспортом с указаниемпредприятия-изготовителя, номера крюка, грузоподъемности, материала, изкоторого он изготовлен, и технических условий.
2.2.5. Сменныегрузозахватные органы с гидроприводом должны иметь устройства (по техническимусловиям) для подключения (отключения) их к гидромагистралямкрана-манипулятора.
2.2.6. Конструкция грейферадолжна исключать самопроизвольное его раскрытие.
2.3. Канаты2.3.1. Стальные канаты,применяемые на кранах-манипуляторах в качестве грузовых и стреловых, должныотвечать государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификатапредприятия-изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241.При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнутыиспытанию в соответствии с ГОСТ 3241. Канаты, не снабженные сертификатом илисвидетельством об их испытании, к использованию не допускаются.
2.3.2. Крепление ирасположение канатов на кранах-манипуляторах должны исключать возможность ихспадания с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения сэлементами металлоконструкций или с другими канатами.
2.3.3. Петля на конце канатапри креплении его на кране-манипуляторе должна быть выполнена с применениемкоуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов, стальнойкованой, штампованной литой втулки с закреплением клином, а также путем заливкиконца каната легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии снормативными документами. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса,втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетиратьсяканат.
2.3.4. При заплетке числопроколов каната каждой прядью должно быть равно четырем при диаметре каната до15 мм и пяти при диаметре каната от 15 до 28 мм.
Последний прокол каждойпрядью должен производиться половинным числом ее проволок.
Допускается последний проколделать половинным числом прядей каната.
Количество зажимовопределяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположениязажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлятьне менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на конецканата. Гайки крепления скобы зажима должны быть предохранены отсамопроизвольного отвинчивания. Установка зажимов горячим (кузнечным) способомне разрешается.
2.3.5. Крепление каната кбарабану должно производиться способом, допускающим возможность замены каната.В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.
Длина свободного концаканата от последнего зажима должна быть не менее двух диаметров каната.Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии отпланки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.
2.3.6. Выбор стальныхканатов должен производиться по нормативным документам. При проектировании, атакже перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле
F0 ³ Zp × S,
где F0 - разрывное усилие каната вцелом, принимаемое по сертификату на канат, Н;
Zp - минимальный коэффициент использования каната,определяемый по табл. 1;
S - наибольшее натяжение ветвиканата, определенное без учета динамических нагрузок, но с учетом к.п.д.канатно-блочной системы и указанное в паспорте крана-манипулятора, Н.