ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Госгортехнадзора
России от 20.11.97 № 44
ПРАВИЛА
устройства и безопасной эксплуатации
кранов-трубоукладчиков
ПБ 10-157-97
(с изменениями от 21 июля 2000 г., 28 октября 2008 г.)
Обязательны для министерств,объединений и предприятий
и независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности
Москва
НПО ОБТ
1998
РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ:
В.С. Котельников(председатель),
Ю.И. Гудков (зам. председателя),Н.А. Шишков (зам. председателя), Е.И. Балдин, А.И. Соваренко,
Е.П. Корзников, Б.Н. Старостин, Н.Я. Крылов,
В.П. Кобзев, А.Л.Липович, В.А. Мишин, В.М. Урусов,
В.И. Уткин, Б.И.Харкун
ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:
В.С. Котельников, Н.А. Шишков,Ю.И.Гудков,
А.И.Соваренко, Е.П. Корзников, А.Л.Липович,
В.И. Уткин, Е.И. Балдин
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящие Правиларазработаны в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов”.
При составлении иредактировании Правил были учтены замечания и предложения министерств,ведомств, научно-исследовательских институтов, организаций,предприятий-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованныхучреждений.
В Правилах изложены нормы,которым должны отвечать изготавливаемые краны-трубоукладчики, а такжетребования по обеспечению безопасности при их эксплуатации.
Правила носятнормативно-технический характер, в связи с чем не требуют государственнойрегистрации (письмо Минюста России от 19.01.98 № 07-02-2453-97).
Настоящие Правилаобязательны для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками,связанными с проектированием, изготовлением, ремонтом, диагностированием иэксплуатацией кранов-трубоукладчиков.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие Правиларазработаны в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасностиопасных производственных объектов” и обязательны для всех организаций независимоот их организационно-правовой формы и формы собственности.
1.2. Настоящие Правилаустанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, ремонту,реконструкции и эксплуатации кранов-трубоукладчиков, их узлов и механизмов, атакже грузозахватных органов и приспособлений.
1.3. Настоящие Правилараспространяются на:
а) гусеничныекраны-трубоукладчики;
б) пневмоколесныекраны-трубоукладчики;
в) съемные грузозахватныеприспособления (стропы, захваты, траверсы, троллейные подвески и т.п.).
1.4. Настоящие Правила нераспространяются на краны-трубоукладчики, не оснащенные стрелой ипредназначенные для укладки труб бестраншейным способом.
1.5. Основные термины иопределения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.Перечень нормативных документов и международных стандартов, действующих вРоссии, приведен в приложении 2. Перечень головных научно-исследовательскихорганизаций, осуществляющих разработку нормативных документов накраны-трубоукладчики, приведен в приложении 3.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕПримечание: требования раздела 2Правил распространяются на краны-трубоукладчики, изготовленные после 01.07.2000г.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1. Общие требования2.1.1. Исключен.
2.1.2. Проектированиекранов-трубоукладчиков, предназначенных для эксплуатации в районах с рабочейтемпературой до - 40°С, должно осуществляться висполнении У1, в районах с холодным климатом (с температурой от - 60 до + 40 °С) в исполнении УХЛ1 (ХЛ1) по ГОСТ 15150-69.В обоснованных случаях, по согласованию с заказчиком, допускается для работыкранов-трубоукладчиков устанавливать более узкий диапазон рабочих температур,чем он предусмотрен ГОСТ 15150-69.
Все элементы конструкциикранов-трубоукладчиков рассчитываются на нагрузки всего диапазона рабочихтемператур для соответствующего исполнения при перерывах в работе (эксплуатациив нерабочем состоянии), в том числе, когда краны-трубоукладчики остаются поднагрузкой длительное время, а также при их хранении и транспортировании врабочем режиме с учетом всех диапазонов температур для соответствующегоисполнения".
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.3. Грузоподъемность,габариты и другие параметры крана-трубоукладчика должны соответствоватьтехническому заданию на проектирование.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.4. Конструкциякрана-трубоукладчика должна обеспечивать собственную устойчивостькрана-трубоукладчика без нагрузки на крюке при уклоне рабочей площадки 10° в сторону, противоположнуюстреле, при откинутом противовесе и максимально поднятой стреле с расчетнымкоэффициентом запаса собственной устойчивости не менее 1,15.
2.1.5. Расчет устойчивостикрана-трубоукладчика следует выполнять в соответствии с нормативнымидокументами, разработанными головными научно-исследовательскими организациями исогласованными с Госгортехнадзором России.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.6. Конструкциямеханизмов кранов-трубоукладчиков должна обеспечивать:
а) подъем (опускание) крюка;
б) подъем (опускание)стрелы;
в) увеличение (уменьшение) длиныстрелы (для кранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой);
г) совмещение операций поизменению высоты подъема крюка и вылета;
д) совмещение операцийподъема (опускания) крюка с увеличением (уменьшением) длины стрелы (длякранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой);
е) откидывание и придвижениепротивовеса с переменным вылетом. Допускается по требованию заказчика вмеханизме подъема и опускания груза предусматривать возможность быстрого(аварийного) опускания груза.
Механизмы подъема груза и изменениявылета и длины стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза илистрелы, а также изменение ее длины осуществлялось только от работающегодвигателя.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.7. Механизмыкранов-трубоукладчиков, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другимимеханическими приспособлениями для их включения или переключения скоростейрабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольноевключение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза истрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода безналожения тормоза.
2.1.8. В узлах механизмовкранов-трубоукладчиков, передающих крутящий момент, должны применятьсяшлицевые, шпоночные и болтовые соединения.
2.1.9. Болтовые, шпоночные иклиновые соединения кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены отпроизвольного развинчивания или разъединения.
2.1.10. Легкодоступные,находящиеся в движении части кранов-трубоукладчиков, которые могут бытьпричиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленнымиметаллическими съемными ограждениями. Обязательно должны быть ограждены:
а) зубчатые цепные ичервячные передачи;
б) муфты;
в) тормоза грузоподъемныхмеханизмов;
г) карданные валы.
2.1.11. Стрела крана-трубоукладчикадолжна быть установлена с левой стороны по ходу машины. Крепление осей шарнировстрелы в проушинах должно исключать возможность их самопроизвольного выпаденияи проворачивания в этих проушинах.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.12. Металлоконструкции иметаллические детали кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены откоррозии. В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов-трубоукладчиковдолжны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.13. Блочные обоймыканатных полиспастов кранов-трубоукладчиков должны быть устроены так, чтобыбыло исключено самопроизвольное спадание и заклинивание каната между блоком иобоймой.
2.1.14. При применениисдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.
2.1.15. Грузовой полиспастгусеничного крана-трубоукладчика должен быть установлен так, чтобы его канатыимели возможность отклонения полиспаста от вертикали в поперечной и продольнойплоскостях на угол не менее 30°.
2.1.16. Краны-трубоукладчикис гидравлическим приводом или гидроуправлением должны быть обеспеченыавтоматической остановкой и фиксацией механизмов подъема стрелы и груза, атакже устройствами изменения длины стрелы при разрыве трубы или падениидавления в системе гидропривода.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.17. Накранах-трубоукладчиках с гидравлическим приводом механизмов от одного насосачерез гидрораспределитель параллельным подводом рабочей жидкости должна бытьисключена возможность одновременного включения этих механизмов.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.18. Гидросистемакранов-трубоукладчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 иобеспечивать возможность контроля давления в каждом рабочем контуре ивозможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива рабочей жидкостииз баков, а также (в случаях, предусмотренных техническим заданием) контрольтемпературы рабочей жидкости, ее уровня и загрязненности фильтров.
2.1.19. Предохранительныеклапаны, установленные в гидросистеме, должны быть отрегулированы на давление,обеспечивающее проведение статических и динамических испытанийкранов-трубоукладчиков.
2.1.20. Коммуникации дляподачи и слива рабочей жидкости должны быть устроены таким образом, чтобыисключалась утечка жидкости в рабочем и нерабочем состояниях механизмов.Применяемые в гидропроводе гибкие шланги должны быть прочными и защищенными отвозможных механических повреждений.
2.1.21. Краны-трубоукладчикидолжны быть оборудованы устройствами для буксировки.
2.1.22. За качество конструкторскойдокументации и соответствие конструкции крана-трубоукладчика настоящим Правиламнесет ответственность организация - разработчик проекта.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.1.23. Проектированиекранов-трубоукладчиков и их узлов должно проводиться в соответствии снастоящими Правилами. Отступление от Правил допускается в отдельных случаях посогласованию с заказчиком и разрешению Госгортехнадзора России. Разрешение наотступление от Правил может быть выдано на основании технического обоснования изаключения головной научно-исследовательской организации.
(Введен дополнительно, Изм.№ 1).
2.2. Грузозахватные органы2.2.1. Грузовые крюки должнысоответствовать требованиям ГОСТ 2105-75. Размеры крюков следует принимать поГОСТ 6627. Применение других крюков допускается по согласованию сГосгортехнадзором России. Предохранительные замки для однорогих крюков должнысоответствовать требованиям ГОСТ 12840-80.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.2.2. (Отменен, Изм. №1).
2.2.3. Крепление крюка должноисключать самопроизвольное свинчивание гайки. Стопорение гайки штифтами,шплинтом или стопорными болтами не допускается.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.2.4. (Отменен, Изм. №1).
2.2.5. На грузовых кованых иштампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ2105-75. Указанное требование не является обязательным для крюков импортныхтрубоукладчиков.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.2.6. Крюки должныустанавливаться на траверсах для свободного их поворота в вертикальной плоскости.
2.3.Канаты2.3.1. Стальные канаты,применяемые на кранах-трубоукладчиках в качестве грузовых и стреловых, должнысоответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат иликопию сертификата предприятия-изготовителя. Допускается применение канатов,изготовленных по ИСО 2408.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.3.2. Крепление ирасположение канатов на кранах-трубоукладчиках должны исключать возможностьспадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения сэлементами конструкций или с канатами других полиспастов.
2.3.3 Петля на конце канатапри креплении его на кране-трубоукладчике, сопряженная с кольцами, крюками идругими деталями, должна быть выполнена:
а) с применением коуша сзаплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;
б) с применением стальнойкованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
в) путем заливкилегкоплавким сплавом;
г) другим способом всоответствии с нормативными документами.
Применение сварных втулок недопускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которыеможет перетираться канат.
2.3.4. Число проколов канатакаждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл. 1.
Последний прокол каждойпрядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечениемпряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.