ПБ 10-157-97 «Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков»

ПБ 10-157-97 «Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков»

 

ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ

УТВЕРЖДЕНЫ 
постановлением Госгортехнадзора 
России от 20.11.97 № 44

ПРАВИЛА 
устройства и безопасной эксплуатации 
кранов-трубоукладчиков

ПБ 10-157-97

(с изменениями от 21 июля 2000 г., 28 октября 2008 г.)

Обязательны для министерств,объединений и предприятий 
и независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности

Москва

НПО ОБТ

1998

РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ:

 

В.С. Котельников(председатель),

Ю.И. Гудков (зам. председателя),Н.А. Шишков (зам. председателя), Е.И. Балдин, А.И. Соваренко, 
Е.П. Корзников, Б.Н. Старостин, Н.Я. Крылов, 
В.П. Кобзев, А.Л.Липович, В.А. Мишин, В.М. Урусов, 
В.И. Уткин, Б.И.Харкун

 

ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:

 

В.С. Котельников, Н.А. Шишков,Ю.И.Гудков, 
А.И.Соваренко, Е.П. Корзников, А.Л.Липович, 
В.И. Уткин, Е.И. Балдин

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

2.

Проектирование

 

2.1. Общие требования

 

2.2. Грузозахватные органы

 

2.3. Канаты

 

2.4. Барабаны и блоки

 

2.5. Тормоза и муфты

 

2.6. Противовесы

 

2.7. Приборы и устройства безопасности

 

2.8. Механизмы и аппараты управления

 

2.9. Кабина и пульт управления

 

2.10. Грузозахватные приспособления

3.

Изготовление, реконструкция, ремонт кранов-трубоукладчиков и грузозахватных приспособлений

 

3.1. Изготовление

 

3.2. Реконструкция и ремонт

 

3.3. Материалы

 

3.4. Сварка металлоконструкций

 

3.5. Контроль качества сварки

4.

Краны трубоукладчики, их узлы, механизмы и приборы безопасности, приобретаемые за рубежом

5.

Эксплуатация кранов-трубоукладчиков

 

5.1. Регистрация

 

5.2. Разрешение на пуск в работу

 

5.3. Техническое освидетельствование

 

5.4. Надзор и обслуживание

 

5.5. Производство работ

6.

Порядок расследования аварий и несчастных случаев

7.

Ответственность за нарушение Правил

8.

Заключительные положения

 

Приложение 1

Термины и определения

 

Приложение 2

Перечень нормативных документов, используемых при проектировании, изготовлении, ремонте, эксплуатации и обследовании кранов-трубоукладчиков

 

Приложение 3

Перечень головных научно-исследовательских организаций по кранам-трубоукладчикам

 

Приложение 4

Форма паспорта крана-трубоукладчика

 

Приложение 5

Нормы браковки кранов грузоподъемных машин

 

Приложение 6

Предельные нормы браковки элементов кранов-трубоукладчиков

 

Приложение 7

Форма удостоверения о проверке знаний инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков, инженерно-технических работников, ответственных за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками

 

Приложение 8

Форма удостоверения о проверке знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков)

 

Приложение 9

Форма вахтенного журнала крановщика (машиниста) крана-трубоукладчика

 

Приложение 10

Рекомендуемая знаковая сигнализация при работе крана-трубоукладчика

 

Приложение 11

Форма наряда-допуска на производство работ краном-трубоукладчиком вблизи воздушной линии электропередачи

 

Настоящие Правиларазработаны в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов”.

При составлении иредактировании Правил были учтены замечания и предложения министерств,ведомств, научно-исследовательских институтов, организаций,предприятий-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованныхучреждений.

В Правилах изложены нормы,которым должны отвечать изготавливаемые краны-трубоукладчики, а такжетребования по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

Правила носятнормативно-технический характер, в связи с чем не требуют государственнойрегистрации (письмо Минюста России от 19.01.98 № 07-02-2453-97).

Настоящие Правилаобязательны для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками,связанными с проектированием, изготовлением, ремонтом, диагностированием иэксплуатацией кранов-трубоукладчиков.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правиларазработаны в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасностиопасных производственных объектов” и обязательны для всех организаций независимоот их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.2. Настоящие Правилаустанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, ремонту,реконструкции и эксплуатации кранов-трубоукладчиков, их узлов и механизмов, атакже грузозахватных органов и приспособлений.

1.3. Настоящие Правилараспространяются на:

а) гусеничныекраны-трубоукладчики;

б) пневмоколесныекраны-трубоукладчики;

в) съемные грузозахватныеприспособления (стропы, захваты, траверсы, троллейные подвески и т.п.).

1.4. Настоящие Правила нераспространяются на краны-трубоукладчики, не оснащенные стрелой ипредназначенные для укладки труб бестраншейным способом.

1.5. Основные термины иопределения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.Перечень нормативных документов и международных стандартов, действующих вРоссии, приведен в приложении 2. Перечень головных научно-исследовательскихорганизаций, осуществляющих разработку нормативных документов накраны-трубоукладчики, приведен в приложении 3.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Примечание: требования раздела 2Правил распространяются на краны-трубоукладчики, изготовленные после 01.07.2000г.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.1. Общие требования

2.1.1. Исключен.

2.1.2. Проектированиекранов-трубоукладчиков, предназначенных для эксплуатации в районах с рабочейтемпературой до - 40°С, должно осуществляться висполнении У1, в районах с холодным климатом (с температурой от - 60 до + 40 °С) в исполнении УХЛ1 (ХЛ1) по ГОСТ 15150-69.В обоснованных случаях, по согласованию с заказчиком, допускается для работыкранов-трубоукладчиков устанавливать более узкий диапазон рабочих температур,чем он предусмотрен ГОСТ 15150-69.

Все элементы конструкциикранов-трубоукладчиков рассчитываются на нагрузки всего диапазона рабочихтемператур для соответствующего исполнения при перерывах в работе (эксплуатациив нерабочем состоянии), в том числе, когда краны-трубоукладчики остаются поднагрузкой длительное время, а также при их хранении и транспортировании врабочем режиме с учетом всех диапазонов температур для соответствующегоисполнения".

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.3. Грузоподъемность,габариты и другие параметры крана-трубоукладчика должны соответствоватьтехническому заданию на проектирование.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.4. Конструкциякрана-трубоукладчика должна обеспечивать собственную устойчивостькрана-трубоукладчика без нагрузки на крюке при уклоне рабочей площадки 10° в сторону, противоположнуюстреле, при откинутом противовесе и максимально поднятой стреле с расчетнымкоэффициентом запаса собственной устойчивости не менее 1,15.

2.1.5. Расчет устойчивостикрана-трубоукладчика следует выполнять в соответствии с нормативнымидокументами, разработанными головными научно-исследовательскими организациями исогласованными с Госгортехнадзором России.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.6. Конструкциямеханизмов кранов-трубоукладчиков должна обеспечивать:

а) подъем (опускание) крюка;

б) подъем (опускание)стрелы;

в) увеличение (уменьшение) длиныстрелы (для кранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой);

г) совмещение операций поизменению высоты подъема крюка и вылета;

д) совмещение операцийподъема (опускания) крюка с увеличением (уменьшением) длины стрелы (длякранов-трубоукладчиков с телескопической стрелой);

е) откидывание и придвижениепротивовеса с переменным вылетом. Допускается по требованию заказчика вмеханизме подъема и опускания груза предусматривать возможность быстрого(аварийного) опускания груза.

Механизмы подъема груза и изменениявылета и длины стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза илистрелы, а также изменение ее длины осуществлялось только от работающегодвигателя.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.7. Механизмыкранов-трубоукладчиков, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другимимеханическими приспособлениями для их включения или переключения скоростейрабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольноевключение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза истрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода безналожения тормоза.

2.1.8. В узлах механизмовкранов-трубоукладчиков, передающих крутящий момент, должны применятьсяшлицевые, шпоночные и болтовые соединения.

2.1.9. Болтовые, шпоночные иклиновые соединения кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены отпроизвольного развинчивания или разъединения.

2.1.10. Легкодоступные,находящиеся в движении части кранов-трубоукладчиков, которые могут бытьпричиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленнымиметаллическими съемными ограждениями. Обязательно должны быть ограждены:

а) зубчатые цепные ичервячные передачи;

б) муфты;

в) тормоза грузоподъемныхмеханизмов;

г) карданные валы.

2.1.11. Стрела крана-трубоукладчикадолжна быть установлена с левой стороны по ходу машины. Крепление осей шарнировстрелы в проушинах должно исключать возможность их самопроизвольного выпаденияи проворачивания в этих проушинах.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.12. Металлоконструкции иметаллические детали кранов-трубоукладчиков должны быть предохранены откоррозии. В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов-трубоукладчиковдолжны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.13. Блочные обоймыканатных полиспастов кранов-трубоукладчиков должны быть устроены так, чтобыбыло исключено самопроизвольное спадание и заклинивание каната между блоком иобоймой.

2.1.14. При применениисдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.

2.1.15. Грузовой полиспастгусеничного крана-трубоукладчика должен быть установлен так, чтобы его канатыимели возможность отклонения полиспаста от вертикали в поперечной и продольнойплоскостях на угол не менее 30°.

2.1.16. Краны-трубоукладчикис гидравлическим приводом или гидроуправлением должны быть обеспеченыавтоматической остановкой и фиксацией механизмов подъема стрелы и груза, атакже устройствами изменения длины стрелы при разрыве трубы или падениидавления в системе гидропривода.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.17. Накранах-трубоукладчиках с гидравлическим приводом механизмов от одного насосачерез гидрораспределитель параллельным подводом рабочей жидкости должна бытьисключена возможность одновременного включения этих механизмов.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.18. Гидросистемакранов-трубоукладчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 иобеспечивать возможность контроля давления в каждом рабочем контуре ивозможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива рабочей жидкостииз баков, а также (в случаях, предусмотренных техническим заданием) контрольтемпературы рабочей жидкости, ее уровня и загрязненности фильтров.

2.1.19. Предохранительныеклапаны, установленные в гидросистеме, должны быть отрегулированы на давление,обеспечивающее проведение статических и динамических испытанийкранов-трубоукладчиков.

2.1.20. Коммуникации дляподачи и слива рабочей жидкости должны быть устроены таким образом, чтобыисключалась утечка жидкости в рабочем и нерабочем состояниях механизмов.Применяемые в гидропроводе гибкие шланги должны быть прочными и защищенными отвозможных механических повреждений.

2.1.21. Краны-трубоукладчикидолжны быть оборудованы устройствами для буксировки.

2.1.22. За качество конструкторскойдокументации и соответствие конструкции крана-трубоукладчика настоящим Правиламнесет ответственность организация - разработчик проекта.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.1.23. Проектированиекранов-трубоукладчиков и их узлов должно проводиться в соответствии снастоящими Правилами. Отступление от Правил допускается в отдельных случаях посогласованию с заказчиком и разрешению Госгортехнадзора России. Разрешение наотступление от Правил может быть выдано на основании технического обоснования изаключения головной научно-исследовательской организации.

(Введен дополнительно, Изм.№ 1).

2.2. Грузозахватные органы

2.2.1. Грузовые крюки должнысоответствовать требованиям ГОСТ 2105-75. Размеры крюков следует принимать поГОСТ 6627. Применение других крюков допускается по согласованию сГосгортехнадзором России. Предохранительные замки для однорогих крюков должнысоответствовать требованиям ГОСТ 12840-80.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.2.2. (Отменен, Изм. №1).

2.2.3. Крепление крюка должноисключать самопроизвольное свинчивание гайки. Стопорение гайки штифтами,шплинтом или стопорными болтами не допускается.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.2.4. (Отменен, Изм. №1).

2.2.5. На грузовых кованых иштампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ2105-75. Указанное требование не является обязательным для крюков импортныхтрубоукладчиков.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.2.6. Крюки должныустанавливаться на траверсах для свободного их поворота в вертикальной плоскости.

2.3.Канаты

2.3.1. Стальные канаты,применяемые на кранах-трубоукладчиках в качестве грузовых и стреловых, должнысоответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат иликопию сертификата предприятия-изготовителя. Допускается применение канатов,изготовленных по ИСО 2408.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.3.2. Крепление ирасположение канатов на кранах-трубоукладчиках должны исключать возможностьспадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения сэлементами конструкций или с канатами других полиспастов.

2.3.3 Петля на конце канатапри креплении его на кране-трубоукладчике, сопряженная с кольцами, крюками идругими деталями, должна быть выполнена:

а) с применением коуша сзаплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применением стальнойкованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливкилегкоплавким сплавом;

г) другим способом всоответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок недопускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которыеможет перетираться канат.

2.3.4. Число проколов канатакаждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл. 1.

Последний прокол каждойпрядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечениемпряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

 

Посмотреть в PDF

      Система тестирования для предприятий