ПБ 10-611-03 Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 87)

ПБ 10-611-03 Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 87)

 

Постановление Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 87
"Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)"

 

Госгортехнадзор России постановляет:

1. Утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек).

2. Направить Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) на государственную регистрацию в Минюст России.

 

Начальник Госгортехнадзора России

В.М.Кульечев

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2003 г.

Регистрационный N 4717

 

Правила
устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)
(утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 г. N 87)

 

Настоящим Правилам присвоен шифр ПБ 10-611-03

 

См. Типовую инструкцию для лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемниками, утвержденную постановлением Госгортехнадзора РФ от 17 декабря 1999 г. N 93

 

 I.   Общие положения                                                    

 II.  Технические требования                                            

 III. Требования к изготовлению и ремонту подъемников                   

 IV.  Требования к эксплуатации подъемников                             

 V.   Порядок расследования аварий и несчастных случаев                 

 VI.  Заключительные положения                                          

 Приложение 1. Классификация, термины и определения подъемников         

 Приложение 2. Форма паспорта подъемника                                

 Приложение 3. Предельные нормы браковки элементов подъемников (вышек)  

 Приложение 4. Форма     удостоверения      о      проверке       знаний

               (инженерно-технических      работников)      специалистов

               по надзору  за  безопасной   эксплуатацией   подъемников,

               специалистов,   ответственных за  содержание  подъемников

               в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное

               производство работ подъемниками                          

 Приложение 5. Форма вахтенного журнала машиниста подъемника            

 Приложение 6. Форма  наряда-допуска  на  производство работ подъемником

               вблизи воздушной линии электропередачи                   

 Приложение 7. Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъемника 

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)*(1) устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, ремонту, реконструкции и эксплуатации подъемников (вышек)*(2) для перемещения людей с инструментами и материалами и проведения работ в пределах зоны обслуживания.

1.2. Настоящие Правила распространяются на следующие подъемники:

1) самоходные, в том числе автомобильные; на спецшасси; гусеничные; железнодорожные; пневмоколесные;

2) прицепные;

3) передвижные;

4) мачтового типа на специальном шасси, в том числе самоходные, прицепные, передвижные.

1.3. Настоящие Правила не распространяются на следующие подъемники:

1) пожарные подъемники;

2) строительные грузовые подъемники;

3) грузопассажирские подъемники;

4) фасадные;

5) средства подмащивания (леса, подмости, площадки, вышки).

1.4. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.

 

II. Технические требования

 

 2.1. Требования к изготовлению                                         

 2.2. Требования к устройству подъемников                               

 2.3. Требования к приборам и устройствам безопасности                  

 2.4. Требования к пультам управления                                   

 2.5. Требования к материалам, сварке и контролю качества сварки        

 2.6. Требования к защитным покрытиям                                   

 2.7. Технические    требования    к    гидросистеме,    гидравлическому

      оборудованию и трубопроводам                                      

 2.8. Требования к электрооборудованию                                  

 

2.1. Требования к изготовлению

 

2.1.1. Подъемники самоходные должны быть изготовлены в полном соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными документами.

Подъемники мачтового типа должны быть изготовлены в полном соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 25.06.2002, N 37 и зарегистрированным Министерством Юстиции Российской Федерации 04.12.2002, регистрационный N 3994*(3), в части требований на грузопассажирские подъемники.

2.1.2. Подъемники и их сборочные единицы, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил и иметь сертификат соответствия установленного образца в соответствии с перечнем технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации (постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.1998 N 928 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации")*(4).

Подъемники, не имеющие сертификата соответствия, должны пройти экспертизу промышленной безопасности на соответствие требований настоящих Правил.

Возможные отступления от настоящих Правил должны быть согласованы с Госгортехнадзором России. Копии согласования должны быть приложены к паспорту, выполненному по форме согласно приложению 2.

При поставке подъемника должна прилагаться техническая документация, выполненная на русском языке и соответствующая требованиям настоящих Правил.

2.1.3. Электрическое оборудование подъемников, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям правил устройства электроустановок.

2.1.4. Эксплуатацию электрического оборудования подъемников необходимо осуществлять в соответствии с требованиями правил эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных в установленном порядке.

2.1.5. Подъемники, предназначенные для работы в помещениях и наружных установках, в которых может образоваться взрывопожароопасная среда, должны проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих условия безопасной эксплуатации.

Возможность работы подъемника во взрыво-пожароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть отражена в паспорте, а также в руководстве по эксплуатации подъемника.

2.1.6. Подъемники, кроме предназначенных для эксплуатации в отапливаемых помещениях, должны изготавливаться для работы при температуре от -40 °С до +40 °С и скорости ветра не более 10 м/с на высоте до 10 м.

2.1.7. Подъемники, предназначенные для работы при температуре ниже -40 °С, должны изготавливаться в климатическом исполнении УХЛ (ХЛ), в соответствии с требованиями, изложенными в государственных стандартах.

2.1.8. Все изменения в чертежах или расчетах, необходимость в которых может возникнуть в процессе изготовления или ремонта подъемника, должны быть согласованы между организацией-разработчиком, предприятием-изготовителем или заказчиком.

2.1.9. Перед пуском в работу подъемники должны пройти регистрацию и техническое освидетельствование в порядке, установленном настоящими Правилами.

2.1.10. Основные технические характеристики, в том числе грузоподъемность и другие параметры, должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или другим нормативным документам.

2.1.11. Запрещается работа подъемника за пределами зоны обслуживания.

2.1.12. В конструкциях подъемников должны быть предусмотрены:

1) удобство управления, технического обслуживания и ремонта;

2) возможность буксировки;

3) замена элементов гидросистемы подъемников без слива рабочей жидкости из всей гидросистемы;

4) устройства привода рабочими движениями обеспечивающими плавность пуска и остановки.

2.1.13. Подъемники должны быть оборудованы устройством для учета наработки в моточасах.

2.1.14. Механизмы подъемников, оборудованные механическими приспособлениями для их включения, должны быть устроены таким образом, чтобы исключалась возможность самопроизвольного их включения.

2.1.15. В узлах механизмов подъемника, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей необходимо применять шлицевые, шпоночные, болтовые и другие соединения, которые должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения. Применение пружинных шайб для крепления опорно-поворотного устройства запрещается.

2.1.16. Неподвижные оси, служащие опорой отдельных узлов подъемника, должны быть надежно закреплены во избежание их перемещения.

2.1.17. У подъемников с телескопическими выдвижными секциями колен должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутых секций в рабочем положении.

2.1.18. Направляющие для канатов, цепей и тяги следящей системы ориентации пола люльки в горизонтальном положении должны быть устроены так, чтобы исключались возможность самопроизвольного спадания их с роликов, звездочек, барабанов и заклинивание тяг.

2.1.19. В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях подъемников должна исключаться возможность попадания и скопления влаги.

2.1.20. К механизмам, предохранительным устройствам систем управления, требующим постоянного технического обслуживания, должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ.

2.1.21. Коэффициент грузовой устойчивости при расчете с учетом действия сил тяжести машины и груза, динамических воздействий, а также ветрового давления должен быть не менее 1,15. При этом для подъемников на опорах уклон установки не должен превышать 0°30', а для подъемников без опор - 3°, если в руководстве по эксплуатации не предусмотрен больший уклон.

Для подъемников, установленных на железнодорожных платформах, следует учитывать максимально допустимое превышение на кривых участках пути одного рельса над другим. Действие рельсовых захватов при определении устойчивости не учитывается.

Коэффициент собственной устойчивости должен быть не менее 1,15, подтверждаться расчетом и характеризовать отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей подъемника с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания (относительно ребра опрокидывания) и ветровой нагрузкой, которая направлена в ту же сторону.

Расчет прочности и устойчивости подъемников должен проводиться в соответствии с методикой, согласованной с Госгортехнадзором России.

2.1.22. Расчет прочности конструкции подъемника должен быть подтвержден в ходе предварительных испытаний инструментальными тензометрическими испытаниями.

 

2.2. Требования к устройству подъемников

 

 2.2.1. Требования к люлькам (площадкам)                                

 2.2.2. Требования к канатам и цепям                                    

 2.2.3. Требования к барабанам и блокам                                 

 2.2.4. Требования к ходовым колесам                                    

 2.2.5. Требования к опорам                                             

 2.2.6. Требования к тормозам                                           

 

2.2.1. Требования к люлькам (площадкам)

 

2.2.1.1. Высота от поверхности земли или с посадочной площадки до входа в люльку и на поворотную платформу подъемника должна быть не более 400 мм; при этом пол люльки и ступени не должны быть скользкими.

2.2.1.2. Люльки (площадки) подъемников должны иметь ограждения высотой не менее 1000 мм. Верхняя поверхность перил должна быть удобна для обхвата рукой и облицована малотеплопроводным материалом. По периметру настила должна быть непрерывная обшивка высотой не менее 100 мм. Между обшивкой и перилами на высоте 500 мм от настила должна быть дополнительная ограждающая планка по всему периметру ограждения. Проем для входа в люльку должен быть защищен съемным ограждением или запирающейся дверью.

При невозможности выполнения этих требований (люлька пластиковая и т.д.) допускается вход в люльку сверху. При этом необходимо предусмотреть приспособления, облегчающие вход.

Размер пола люльки должен быть не менее 600 х 600 мм, диаметр пола круглой люльки - не менее 700 мм.

Площадь пола люльки должна быть не менее 0,5 м2 на одного человека; ширина входа в люльку - не менее 500 мм.

Конструкция и установка люльки, предназначенной для обслуживания электросетей под напряжением до 1000 В, должны обеспечивать гальваническую развязку изоляции между металлоконструкцией подъемника и люлькой не менее 0,5 МОм.

2.2.1.3. Люлька подъемника должна быть оборудована скобами для крепления карабинов предохранительных поясов рабочих люльки и фалов для инструмента. Элементы ограждения люльки и места крепления поясов должны выдерживать концентрированную нагрузку в разных направлениях не менее 1300 Н.

 

2.2.2. Требования к канатам и цепям

 

2.2.2.1. В подъемниках применяют стальные канаты и цепи, которые должны отвечать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов и нормативных документов. Канаты и цепи должны иметь сертификат предприятия - изготовителя об их испытаниях. При получении канатов или цепей без сертификата их необходимо испытать в установленном порядке.

Канаты и цепи, не снабженные сертификатом об их испытании, к использованию не допускаются.

2.2.2.2. Крепление и расположение канатов на подъемниках должны исключать возможность спадания их с блоков или других механизмов, а также перетирания канатов вследствие соприкосновения с элементами конструкций или друг с другом. Зазор между канатом и устройством, исключающим его спадание с блока, должен составлять не более 20% от диаметра каната.

2.2.2.3. Крепление конца каната должно быть выполнено с применением коуша путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов или другим способом по утвержденным нормативным документам. Количество зажимов должно быть не менее трех.

Конец каната на подъемнике может крепиться в стальной, кованой, штампованной или литой втулке клином. Применение сварных втулок не допускается.

Корпус втулки и клин не должны иметь острых кромок.

2.2.2.4. Если при замене каната на подъемнике в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано суммарное разрывное усилие, то расчетное усилие Р должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83.

2.2.2.5. Нормы браковки канатов должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

2.2.2.6. Стальные канаты и цепи, применяемые в механизмах подъема колен, телескопических секций и следящей системе ориентации люльки, при проектировании должны быть проверены расчетом.

Расчет каната или цепи на прочность проводят по формуле

 

                               P / S >= K,

 

     где Р - разрывное усилие каната в целом  или  цепи,   принимаемое по

             данным государственного стандарта или сертификата, Н;

         S - наибольшее натяжение ветви каната  с  учетом  КПД полиспаста

             и динамических нагрузок или усилие в цепи, Н;

         К - коэффициент  запаса  прочности, который должен быть не менее

             9.  В следящей  системе  ориентации  люльки,  состоящей   из

             двух  параллельных ветвей, имеющих уравнительное устройство,

             К  должен  быть  не  менее  4,5  для  каждой  ветви следящей

             системы.

 

2.2.3. Требования к барабанам и блокам

 

2.2.3.1. В случае применения на подъемнике дополнительного грузоподъемного оборудования (крюковых подвесок, крюка, блоков, барабанов) это оборудование должно соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Минимальный диаметр блока или барабана, огибаемого стальным канатом, применяемым в конструкции подъемника, определяют по формуле

 

                                D >= hd,

 

     где D - диаметр блока или  барабана,  измеряемый  по  средней  линии

             каната, мм;

         d - диаметр каната, мм;

         h - коэффициент    выбора   диаметра   блока,  значение которого

             принимается равным 16.

 

Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при низшем (высшем) возможном положении люльки на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Барабаны, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон.

Реборды барабана должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра.

 

2.2.4. Требования к ходовым колесам

 

2.2.4.1. Ходовые колеса прицепных и самоходных (на собственном шасси) подъемников, предназначенные для транспортирования по автомобильным дорогам, должны иметь стандартные пневмошины.

Для подъемников, перевозка которых осуществляется автомобилем или другим транспортньм средством и передвигаемых по рабочей площадке вручную, допускается применение других ходовых колес в соответствии с нормативными документами.

 

2.2.5. Требования к опорам

 

2.2.5.1. Усилие поднятия (выдвижения) вручную опор подъемника или их частей должно быть не более 200 Н. При большем усилии опоры должны иметь гидравлический или другой привод. Установка подъемника должна производиться на площадке с учетом категории грунта.

При установке подъемника на все опоры колеса должны быть освобождены от нагрузки, если мосты и колеса участвуют в удерживающем моменте.

2.2.5.2. Подъемники, не имеющие опор, должны быть оборудованы устройством, исключающим действие упругих подвесок.

Необходимость оборудования подъемников стабилизатором упругих подвесок, позволяющих равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси для обеспечения их равномерной просадки на поворотах во время движения, должна определяться разработчиком.

 

2.2.6. Требования к тормозам

 

2.2.6.1. Механизмы подъема подъемников должны быть снабжены тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении, или другими устройствами, исключающими самопроизвольное опускание (перемещение) люльки.

Применение ленточных тормозов разрешено только на механизмах поворота платформы. Тормоза должны быть защищены от попадания масла и влаги.

Привод опорно-поворотного устройства подъемника должен быть самотормозящимся или оборудован тормозом. При этом коэффициент запаса торможения должен быть не менее 1,5.

У подъемного механизма подъемника с канатным приводом должно быть предусмотрено устройство, исключающее возможность самопроизвольного опускания люльки.

2.2.6.2. Автомобильные, прицепные, передвижные подъемники и подъемники на спецшасси должны быть оборудованы стояночным тормозом и отвечать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации.

Для подъемников, установленных на железнодорожном подвижном составе, тормоза на механизме передвижения должны отвечать требованиям Правил МПС Российской Федерации.

 

 

Посмотреть в PDF

      Магазин учебных материалов