ПБ 10-382-00 (с поправками 2001) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (взамен ПБ 10-14-92)

ПБ 10-382-00 (с поправками 2001) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (взамен ПБ 10-14-92)

 

ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ 
ЭКСПЛУАТАЦИИ 
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

ПБ10-382-00

(с изменениями от 28 октября 2008 г.)

Москва                                           НПООБТ                                           2001

ГОСГОРТЕХНАДЗОРРОССИИ

СОГЛАСОВАНЫ 
с Федерацией Независимых Профсоюзов России 27.12.99

УТВЕРЖДЕНЫ 
постановлением 
Госгортехнадзора России 
от 31.12.99 №98

Редакционнаякомиссия:

B.C. Котельников (председатель),

Н.А.Шишков (зам. председателя), B.C. Анисимов, Ю.В. Антонов, Ю.И. Гудков, В. Г. Жуков, А.А.Зарецкий, В.В. Зарудный, А. И. Зерцалов, Е.П. Корзинков, В.А. Касаткин, А.С. Липатов,Ф.Э. Микушевич, А.В. Манылов, Л.А. Невзоров, В.П. Сапогов, П.И. Стеценко, Н.П.Суворова, В.А. Сушинский, В.Ю. Шадрин

Ответственныеисполнители:

B.C. Котельников,Н.А. Шишков, А.С. Липатов, Л.А. Невзоров, B.C. Анисимов, Н.П. Суворова

Настоящие Правиларазработаны на основе Правил устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92, и всоответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов».

При составлениии редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств,ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий,предприятий-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованных организаций.

В Правилахизложены нормы, которым должны отвечать изготавливаемые краны, а такжетребования по установке кранов и по обеспечению безопасности при ихэксплуатации.

НастоящиеПравила обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и ответственнымиспециалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением,реконструкцией, ремонтом, монтажом, эксплуатацией и диагностированием кранов,независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а такжеиндивидуальными предпринимателями.

НастоящиеПравила не нуждаются в государственной регистрации согласно письму Министерстваюстиции Российской Федерации от 17.08.2000 № 6884-ЭР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. НастоящиеПравила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»* и обязательныдля всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формысобственности, а также для индивидуальных предпринимателей.

*Собрание законодательства Российской Федерации 1997 №30 ст. 3588.

1.2. НастоящиеПравила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению,реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемныхкранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватныхорганов, грузозахватных приспособлений и тары.

1.3. НастоящиеПравила распространяются на:

а)грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машиннымприводом **;

б) грузовыеэлектрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно скабиной управления **;

в)краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным наканате, или электромагнитом **;

г) электрическиетали **;

д) подъемникикрановые;

е)грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевыезахваты и т.п.);

ж)грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);

з) тару, заисключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве(ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах,требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

**Далее по тексту - краны.

1.4. НастоящиеПравила не распространяются на:

а)грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иныхплавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;

б) экскаваторы,предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

в)грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяютсясоответствующие правила Госгортехнадзора России;

г)грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навеснымоборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровымоборудованием и т.п.);

д)грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочныеи посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машиныи т.п.);

е) монтажныеполиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки ит.п.);

ж) грузоподъемныекраны с ручным приводом;

з) ручные тали.

1.5. Разработкунормативных документов на краны осуществляют головные организации покраностроению, перечень которых приведен в приложении 1. Нормативные документы утверждаются вустановленном порядке.

1.6. Основныетермины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 2.

1.7. Переченьнормативных документов, используемых при проектировании, изготовлении, монтаже,реконструкции, ремонте и эксплуатации кранов, приведен в приложении 3.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2.1.Общие требования

2.1.1. Исключен.

2.1.2.Проектирование кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановыхпутей) должно выполняться в соответствии с государственными, международнымистандартами и другими нормативными документами.

2.1.3. Проект наизготовление крана или отдельно изготавливаемой сборочной единицы долженвключать:

а) техническоезадание или технические условия (при постановке на серийное производство);

б) комплектчертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документамии настоящими Правилами;

в) программы иметодики испытаний готового изделия;

г) требования ксистеме управления качеством изготовления (при постановке на серийноепроизводство);

д) заключениеголовной организации о результатах технической экспертизы проекта.

2.1.4.Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должныустанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации(режима работы) крана и его механизмов выбирают по табл. 1 и 2 приложения4.

2.1.5.Климатическое исполнение проектируемых кранов должно соответствовать ГОСТ15150. Краны, предназначенные для эксплуатации в районах с нижним пределомтемпературы окружающего воздуха ниже минус 40 °С, должны быть спроектированы висполнении ХЛ.

2.1.6.Проектирование кранов, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах(более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должно осуществлятьсяв сейсмостойком исполнении.

2.1.7.Разработка проектов на изготовление кранов, предназначенных для работы вовзрыво- и пожароопасных средах или транспортировки радиоактивных, ядовитых ивзрывчатых веществ, должна производиться по специальным техническим заданиям,согласованным с головной организацией.

Возможностьработы крана во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды икласса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте,а также в руководстве по эксплуатации.

2.1.8. Краныстрелового типа и краны-перегружатели причальные должны быть устойчивыми врабочем и нерабочем состояниях.

Расчетустойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки,действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственнаяустойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

У кранов, поусловиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы вгоризонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положениистрелы.

Расчетустойчивости кранов должен производиться в соответствии с нормативнымидокументами.

2.2. Металлоконструкциикранов

2.2.1. Расчетныеметаллоконструкции (рама, мост, башня, стрела, опора и т.п.) должныпроектироваться в соответствии с государственными стандартами, настоящимиПравилами и другими нормативными документами.

2.2.2. Расчеткрановых металлоконструкций и их элементов должен производиться в соответствиис нормативными документами.

2.2.3. У кранов,имеющих выдвижные стрелы, башни или опоры, должна быть предусмотрена надежнаяфиксация выдвинутой металлоконструкции.

2.2.4. Материалыпри проектировании металлоконструкций кранов и их элементов должны применятьсяв соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.

Новые материалымогут применяться при проектировании кранов и их элементов по рекомендацииголовной организации с обязательным согласованием с Госгортехнадзором России.

2.2.5. Выборматериалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетомнижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего инерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивностиокружающей среды.

2.2.6.Металлоконструкции и металлические детали кранов должны быть предохранены откоррозии.

Припроектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов, работающих наоткрытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.3. Механизмы

2.3.1.Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов ит.п.) осуществляется в соответствии с государственными стандартами и другиминормативными документами.

2.3.2. Механизмыгрузоподъемных кранов, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другимимеханическими приспособлениями для их включения или переключения скоростейрабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобысамопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедокдля подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключенияпривода без наложения тормоза.

2.3.3. Угрузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткуюкинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходеиз строя одного из приводов.

2.3.4.Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах,предназначенных для подъема расплавленного металла или шлака, ядовитых ивзрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, заисключением:

а) механизмапередвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей дляпереключения с одной скорости на другую;

б) механизмапередвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельногоуправления ими.

В случаях,указанных в перечислениях «а» и «б», тормоз должен иметь неразмыкаемуюкинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.

2.3.5. Механизмыподъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза илистрелы осуществлялось только от работающего двигателя.

2.3.6. Устреловых кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносныхопор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносныеопоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.

2.3.7. Стреловыекраны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику,должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок ипозволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно находовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы такжестабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку навсе рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномернаяпросадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильноготипа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.

2.3.8.Конструкции механизмов подъема ковочных кранов должны быть снабженыамортизирующими устройствами, предохраняющими металлоконструкции крана отвоздействия технологических нагрузок, возникающих при ковке заготовок (груза).

2.3.9. Вконструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент, должны применятьсяшлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии снормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается.

2.3.10. Вконструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.)должно быть исключено произвольное развинчивание или разъединение.

2.4. Тормоза

2.4.1. Механизмыподъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормальнозакрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

2.4.2. Угрейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоздолжен быть установлен на каждом приводе.

На приводеподдерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) длярастормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживаниедолжно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку).

При срабатыванииэлектрической защиты или выключении электрического тока тормоз долженавтоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.

2.4.3. Механизмыподъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющиминеразмыкаемую кинематическую связь с барабанами.

В кинематическихцепях механизмов подъема электрических талей допускается установка муфтпредельного момента.

2.4.4. Тормозмеханизма подъема груза и стрелы кранов, за исключением случаев, указанных вст. 2.4.5 и 2.4.6 настоящих Правил, должен обеспечивать тормозной момент скоэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но неменее 1,5.

2.4.5. Дляснижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускаетсяустановка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них неменее 1,1, у второго - не менее 1,25. При этом наложение тормозов должнопроизводиться последовательно и автоматически.

2.4.6. Умеханизма подъема с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводедолжно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. Вслучае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизмадвух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен бытьне менее 1,1.

2.4.7. У кранов,транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые или взрывчатые вещества,механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть оборудованы двумятормозами, действующими независимо друг от друга. У специальныхметаллургических кранов (колодцевых, стрипперных, клещевых и т.п.),предназначенных для транспортировки раскаленного металла, а также у кранов,предназначенных для перемещения радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ,механизмы подъема также должны быть снабжены двумя тормозами. При наличии наприводе механизма подъема груза и стрелы двух и более тормозов коэффициентзапаса торможения каждого из них должен составлять не менее 1,25.

2.4.8. Приустановке двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы в целяхпроверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действиедругого тормоза.

2.4.9. Тормозана механизмах передвижения кранов (тележек) должны устанавливаться в техслучаях, если:

а) кранпредназначен для работы на открытом воздухе;

б) кранпредназначен для работы в помещении и передвигается по крановому пути, уложенномуна полу;

в) кранпредназначен для работы в помещении на крановом пути и передвигается соскоростью более 32 м/мин.

2.4.10. Тормозана механизмах поворота устанавливаются на всех кранах, работающих на открытомвоздухе, а также на кранах, работающих в помещении [группа классификации(режима) механизма М2 и более по ИСО 4301/1].

У механизмовподъема груза, изменения вылета и телескопирования стрелы с гидроцилиндромдолжно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможностьопускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

2.4.11. Тормозамеханизмов передвижения и поворота кранов (за исключением механизмовпередвижения стреловых кранов, а также механизмов поворота башенных, стреловыхс башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов) должны быть нормальнозакрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

На стреловыхкранах, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормальнооткрытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз.

Тормоза намеханизме передвижения железнодорожных кранов должны соответствоватьустановленным нормам.

На механизмахповорота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальныхкранов допускается устанавливать управляемые тормоза нормально открытого типа.В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытомположении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педаляхуправления тормозом.

2.4.12. Еслисистемой управления крана предусмотрено торможение электродвигателем, тодопускается автоматическое замыкание тормозов механизмов передвижения илиповорота на нулевой позиции контроллера с задержкой по времени не более 1 с илиэлектрическое управление замыканием (размыканием) тормозов на нулевой позицииконтроллера педалью (кнопкой).

2.4.13. Тормозамеханизмов передвижения и поворота у кранов, работающих на открытом воздухе,должны обеспечивать остановку и удержание крана (тележки) при действиимаксимально допустимой скорости ветра, принимаемой по ГОСТ1451 для рабочего состояния крана, с учетом допустимого уклона.

2.4.14. Умеханизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.

2.4.15. Груз,замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключаласьвозможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружинзамыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.

2.4.16.Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены отпрямого попадания влаги или масла на тормозной шкив (ленту, диск).

2.5. Ходовые колеса

2.5.1. Ходовыеколеса кранов должны быть двухребордными и соответствовать нормативнымдокументам. Применение ходовых колес другой конструкции должно соответствоватьтребованиям ст. 2.5.2 настоящих Правил.

2.5.2.Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:

а) если колеяназемного кранового пути не превышает 4 м и обе нитки лежат на одном уровне;

б) если краны передвигаютсякаждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборды на одномколесе противоположно расположению реборды на другом колесе (при расположенииколес на одной оси);

в) у опорных иподвесных тележек кранов мостового типа;

г) у подвесныхтележек, передвигающихся по однорельсовому пути;

д) у грузовыхтележек башенных кранов.

Ходовые колесабашенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.

Применениебезребордных ходовых колес допускается при наличии устройств, исключающих сходколес с рельсов.

2.5.3. Ходовыеколеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и их грузовых тележекмогут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.

Ходовые колесадолжны быть изготовлены из стали. Допускается применять ходовые колеса,изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом по технологии,согласованной с головной организацией. Кованые колеса должны соответствоватьГОСТ 28648.

2.6. Грузозахватныеорганы

2.6.1. Грузовыекрюки должны соответствовать государственным стандартам, а также другимнормативным документам.

Размеры иосновные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься взависимости от типа крюка и рода привода крана по ГОСТ6627 и ГОСТ 6628.

Допускаетсяприменение других крюков по согласованию с Госгортехнадзором России.

2.6.2. Замкипредохранительные для однорогих крюков кранов общего назначения должнысоответствовать ГОСТ 12840.

2.6.3.Пластинчатые грузовые крюки должны проектироваться и изготавливаться всоответствии с ГОСТ 6619.

2.6.4. Крюки длякранов грузоподъемностью свыше 3 т, за исключением крюков специальногоисполнения, должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

2.6.5. Креплениекованого и/или штампованного крюка грузоподъемностью более 5 т, а также вилкипластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчиваниегайки крепления крюка, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой.Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с нормативнымидокументами.

2.6.6. Нагрузовых кованых и/или штампованных крюках должны быть нанесены обозначения всоответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840. На пластинчатых крюках обозначениядолжны соответствовать ГОСТ 6619.

В тех случаях,когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе при помощи вилки, маркировкана вилке должна быть такой же, как на крюке.

2.6.7. Грузовыекрюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указаниемпредприятия-изготовителя, заводского номера крюка, его грузоподъемности иматериала, из которого он изготовлен.

2.6.8.Конструкция грейфера с канатными механизмами подъема или замыкания должнаисключать его самопроизвольное раскрытие и выход канатов из ручьев блоков.Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетомкоэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемогоматериала.

Канатныегрейферы для навалочных грузов должны изготовляться в соответствии с ГОСТ24599.

2.6.9. Грейфердолжен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера,объема, собственной массы, вида материала, для перевалки которого онпредназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала.

2.6.10.Требования к другим грузозахватным органам, подвешенным непосредственно наканатах и являющимся частью кранов (траверсам, вилам, спредерам, управляемымзахватам для металлопроката, бревен, труб и пр.), должны быть изложены втехнических условиях на эти краны.

2.7. Канаты

2.7.1. Стальныеканаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых,монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат(свидетельство) или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об ихиспытании в соответствии с ГОСТ 3241 и ГОСТ18899. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам,допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.

Канаты, неснабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию недопускаются.

2.7.2. Креплениеи расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их сбарабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементамиметаллоконструкций или с канатами других полиспастов.

Марка, тип иконструкция каната должны соответствовать нормативным документам.

2.7.3. Петля наконце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная скольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

а) с применениемкоуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применениемстальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливкилегкоплавким сплавом;

г) другимспособом в соответствии с нормативными документами.

Применениесварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулкеэлектрической тали).

2.7.4. Корпуса,втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетиратьсяканат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметруканата.

2.7.5. Числопроколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в табл. 1.

Последний прокол каждой прядью долженпроизводиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

 

Посмотреть в PDF

      Магазин учебных материалов