ПБ 03-498-02 «Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом»

ПБ 03-498-02 «Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом»

 

ГЛАВА I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия

В целяхнастоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленнаябезопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) -состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварийна опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария - разрушение сооружений и (или) техническихустройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемыевзрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент - отказ или повреждение техническихустройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение отрежима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федеральногозакона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правилаведения работ на опасном производственном объекте.

Статья 2. Опасные производственные объекты

1. Опаснымипроизводственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным закономявляются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иныепроизводственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральномузакону.

2. Опасныепроизводственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке,устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Требования промышленной безопасности

1. Требованияпромышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательныетребования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральныхзаконах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также внормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядкеи соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Федеральнымзаконом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящегоФедерального закона внесены изменения

2. Требованияпромышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности,пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиямгосударственных стандартов.

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленнойбезопасности

1. Правовоерегулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящимФедеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

2. Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правиламеждународного договора.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 5 настоящего Федеральногозакона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в областипромышленной безопасности

1. В целях осуществления государственной политики вобласти промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по егопоручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органыисполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на нихосуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальныхразрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасностиимеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленномпорядке.

2. Федеральныеорганы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законамиили нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельныефункции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные,контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязанысогласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативныетехнические документы, а также координировать свою деятельность в областипромышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в областипромышленной безопасности.

ГЛАВАII. ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Федеральнымзаконом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральнымзаконом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 6 настоящего Федеральногозакона изложена в новой редакции

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности

1.К видам деятельности в области промышленной безопасности относятсяпроектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальныйремонт, техническоеперевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств,применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизыпромышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасногопроизводственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельныевиды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию всоответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатациюявляется представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешенияна ввод опасногопроизводственного объекта в эксплуатацию или положительного заключенияэкспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленнойбезопасности опасного производственного объекта.

Федеральнымзаконом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 7 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасномпроизводственном объекте

1. Техническиеустройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасномпроизводственном объекте, подлежат сертификации или декларированию соответствияна соответствие требованиям промышленной безопасности в установленномзаконодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке.

2. Сертификациятехнических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, осуществляетсяорганом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации о техническом регулировании, декларация о соответствии принимаетсязаявителем в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Утратилсилу.

4. Общийпорядок и условия применения технических устройств на опасном производственномобъекте устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Техническиеустройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессеэксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленномпорядке.

Федеральнымзаконом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 8. Требования промышленной безопасности кпроектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу вэксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидацииопасного производственного объекта

1. Одним изобязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации иликвидации опасного производственного объекта является наличие положительногозаключения экспертизы промышленной безопасности проектной документациина расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасногопроизводственного объекта, утвержденногофедеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности,или его территориальным органом.

2. Отклоненияот проектной документации в процессе строительства, реконструкции, техническогоперевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта недопускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство,расширение, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственногообъекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствиис законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию иликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленнойбезопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти вобласти промышленной безопасности, или его территориальным органом.

3. В процессестроительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, техническогоперевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объектаорганизации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядкеосуществляют авторский надзор.

3.1.Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственныхобъектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил,стандартов и других нормативных документов устанавливается заключениемуполномоченного на осуществление государственного строительного надзорафедерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществлениегосударственного строительного надзора органа исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации оградостроительной деятельности.

4. Ввод вэксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке,установленном законодательством Российской Федерации о градостроительнойдеятельности.

При этомпроверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственногообъекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Федеральнымзаконом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней последня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральнымзаконом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 9 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатацииопасного производственного объекта

1.Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдатьположения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативныхтехнических документов в области промышленной безопасности;

иметь лицензиюна эксплуатацию опасного производственного объекта;

обеспечиватьукомплектованность штата работников опасного производственного объекта всоответствии с установленными требованиями;

допускать кработе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующимквалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний куказанной работе;

обеспечиватьпроведение подготовки и аттестации работников в области промышленнойбезопасности;

иметь наопасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативныетехнические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасномпроизводственном объекте;

организовыватьи осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленнойбезопасности;

обеспечиватьналичие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственнымипроцессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечиватьпроведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводитьдиагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств,применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и попредъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органаисполнительной власти в области промышленной безопасности, или еготерриториального органа;

предотвращатьпроникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечиватьвыполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатыватьдекларацию промышленной безопасности;

заключать договорстрахования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасногопроизводственного объекта;

выполнятьраспоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в областипромышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц,отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливатьэксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, атакже в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих напромышленную безопасность;

осуществлятьмероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасномпроизводственном объекте, оказывать содействие государственным органам врасследовании причин аварии;

приниматьучастие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственномобъекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобныхаварий;

анализироватьпричины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, приниматьмеры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременноинформировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти вобласти промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иныеорганы государственной власти, органы местного самоуправления и население обаварии на опасном производственном объекте;

принимать мерыпо защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасномпроизводственном объекте;

вести учетаварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять вфедеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности,или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов,причинах их возникновения и принятых мерах.

2. Работникиопасного производственного объекта обязаны:

соблюдатьтребования нормативных правовых актов и нормативных технических документов,устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте ипорядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственномобъекте;

проходитьподготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительноставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленномпорядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасномпроизводственном объекте;

вустановленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента наопасном производственном объекте;

вустановленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии наопасном производственном объекте.

Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовностик действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасномпроизводственном объекте

В целяхобеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствийаварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать иосуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий наопасном производственном объекте;

заключать спрофессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональнымиаварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственныепрофессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональныеаварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательныеформирования из числа работников;

иметь резервыфинансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидациипоследствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучатьработников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственномобъекте;

создаватьсистемы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживатьуказанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Статья 11. Производственный контроль за соблюдениемтребований промышленной безопасности

1.Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязанаорганизовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдениемтребований промышленной безопасности в соответствии с требованиями,устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 11настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января2005 г.

 

2. Сведения оборганизации производственного контроля за соблюдением требований промышленнойбезопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление,представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленнойбезопасности, или в его территориальный орган.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

1. По каждомуфакту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводитсятехническое расследование ее причин.

2. Техническоерасследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемойпредставителем федерального органа исполнительной власти в области промышленнойбезопасности, или его территориального органа.

В составуказанной комиссии также включаются:

представителисубъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, натерритории которых располагается опасный производственный объект;

представителиорганизации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

другиепредставители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. ПрезидентРоссийской Федерации или Правительство Российской Федерации могут приниматьрешение о создании государственной комиссии по техническому расследованиюпричин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

4. Комиссия потехническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованиюэкспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности,изысканий, проектирования, научно- исследовательских и опытно-конструкторскихработ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.

5.Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работникиобязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всюинформацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

6. Результатыпроведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в которомуказываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда,допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники,допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации иликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждениюподобных аварий.

7. Материалытехнического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительнойвласти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, атакже в иные заинтересованные государственные органы.

8. Порядокпроведения технического расследования причин аварии и оформления актатехнического расследования причин аварии устанавливается федеральным органомисполнительной власти в области промышленной безопасности.

9.Финансирование расходов на техническое расследование причин аварииосуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект,на котором произошла авария.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Федеральнымзаконом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 13 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Экспертизепромышленной безопасности подлежат:

проектнаядокументация на расширение,техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственногообъекта;

технические устройства,применяемые на опасном производственном объекте;

здания исооружения на опасном производственном объекте;

декларацияпромышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектнойдокументации на расширение, техническое перевооружение, консервацию иликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственногообъекта.

2. Экспертизупромышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведениеуказанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатациюопасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

3. Результатомосуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

4. Заключениеэкспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный органисполнительной власти в области промышленной безопасности, или в еготерриториальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленномпорядке.

5. Порядокосуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлениюзаключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральныморганом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Экспертизапромышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлениемдругих экспертиз в установленном порядке.

Федеральнымзаконом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статьи 14 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федеральногозакона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральнымзаконом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 14 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности

1. Разработкадекларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку рискааварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер попредупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатацииопасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленнойбезопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасномпроизводственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижениемасштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии наопасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларациипромышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральныморганом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. НастоящимФедеральным законом устанавливается обязательность разработки декларацийпромышленной безопасности опасных производственных объектов, на которыхполучаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2к настоящему Федеральному закону.

Обязательностьразработки деклараций промышленной безопасности опасных производственныхобъектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может бытьустановлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии сосвоими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в областипромышленной безопасности.

3. Декларацияпромышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации настроительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию иликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленнойбезопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения залицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменениясведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случаеизменения требований промышленной безопасности.

Для опасныхпроизводственных объектов, действующих на день вступления настоящегоФедерального закона в силу, декларации промышленной безопасностиразрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

4. Декларацияпромышленной безопасности утверждается руководителем организации,эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководительорганизации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несетответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларациипромышленной безопасности, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

5. Декларацияпромышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектнойдокументации на расширение, техническое перевооружение, консервацию иликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектнаядокументация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасногопроизводственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности,подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о градостроительной деятельности.

6. Декларациюпромышленной безопасности представляют органам государственной власти, органамместного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке,который установлен Правительством Российской Федерации.

Федеральнымзаконом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 15 настоящего Федеральногозакона внесены изменения

Федеральнымзаконом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесеныизменения, вступающие в силу с 1 января 2001 г.

Статья 15. Обязательное страхование ответственности запричинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

1.Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязанастраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществудругих лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственномобъекте.

2. Минимальныйразмер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни,здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасномпроизводственном объекте составляет для:

а) опасногопроизводственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящемуФедеральному закону, в случае, если на нем:

получаются,используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются,уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным вприложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - 7 000 000рублей;

получаются,используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются,уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанныев приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - 1 000 000 рублей;

б) иногоопасного производственного объекта – 100 000 рублей.

 

Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Федеральный надзор в области промышленнойбезопасности

1. Федеральныйнадзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется всоответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверкивыполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты,требований промышленной безопасности.

2. Федеральныйнадзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципахсамостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.

3. Федеральныйнадзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный органисполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальныеорганы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Федеральнымзаконом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяностадней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

4. Должностныелица федерального органа исполнительной власти в области промышленнойбезопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

посещатьорганизации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

знакомиться сдокументами, необходимыми для проверки выполнения организациями,эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленнойбезопасности;

осуществлятьпроверку правильности проведения технических расследований инцидентов наопасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер,принимаемых по результатам таких расследований;

выдаватьорганизациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания обустранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

давать впределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в томчисле о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданийи сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств,применяемых на опасном производственном объекте;

даватьуказания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровьюработников;

привлекать кадминистративной ответственности в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленнойбезопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы опривлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать вустановленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федеральногооргана исполнительной власти в области промышленной безопасности, или еготерриториального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни,здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленнойбезопасности;

осуществлять иныепредусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленныена обеспечение промышленной безопасности.

Федеральнымзаконом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Федеральный закон дополненстатьей 16.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов

Государственныйнадзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасныхпроизводственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществлениегосударственного строительного надзора федеральным органом исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации всоответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительнойдеятельности.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства вобласти промышленной безопасности

Лица, виновныев нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВАIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. НастоящийФедеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. ПредложитьПрезиденту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерациипривести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральнымзаконом.

 

Президент

РоссийскойФедерации                                                                                        Б.Ельцин

 

Москва, Кремль

21 июля 1997 года

N 116-ФЗ

Федеральнымзаконом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в настоящее приложение внесеныизменения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опасныепроизводственные объекты

К категорииопасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются,используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,уничтожаются следующие опасные вещества:

а)воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси своздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых принормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющиевещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или)способствующие воспламенению других веществ в результатеокислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючиевещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгоратьсяот источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатыевещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействияспособны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение свыделением тепла и образованием газов;

д) токсичныевещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить ких гибели и имеющие следующие характеристики:

средняясмертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200миллиграммов на килограмм включительно;

средняясмертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400миллиграммов на килограмм включительно;

средняясмертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммовна литр включительно;

е)высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живыеорганизмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняясмертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняясмертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняясмертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества,представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся вводной среде следующими показателями острой токсичности:

средняясмертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов неболее 10 миллиграммов на литр;

средняяконцентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии втечение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняяингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов неболее 10 миллиграммов на литр;

2)используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля илипри температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3)используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы,канатные дороги, фуникулеры;

4) получаютсярасплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутсягорные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы вподземных условиях.

Федеральнымзаконом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в настоящее приложение внесеныизменения

 

Посмотреть в PDF

Посмотреть в PDF

      Магазин учебных материалов