ПБ 11-542-03 «Правила безопасности в доменном производстве»

ПБ 11-542-03 «Правила безопасности в доменном производстве»

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2003 г. N 26

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ

БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"

 

Госгортехнадзор России постановляет:

1. Утвердить "Правила безопасности в доменном производстве".

2. Направить "Правила безопасности в доменном производстве" на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

 

Начальник

Госгортехнадзора России

В.М.КУЛЬЕЧЕВ

 

 

 

 

 

 

Настоящие Правила имеют шифр ПБ 11-542-03 (Приказ Ростехнадзора от 01.08.2006 N 738).

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Правила безопасности в доменном производстве (далее - Правила) устанавливают требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность в указанных производствах, направлены на предупреждение аварий, производственного травматизма и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий и распространяются на все доменные производства организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2. Проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, консервация, ликвидация сталеплавильных производств, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, проведение подготовки и аттестации работников осуществляются в соответствии с требованиями настоящих Правил, "Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ОППБ), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61-А, зарегистрированным Минюстом России 28.11.2002, рег. N 3968 (Российская газета, N 231, 05.12.2002), "Общих правил безопасности металлургических и коксохимических предприятий и производств" (ПБ 11-493-02) (далее - ОПБМ), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 21.06.2002 N 35, зарегистрированным Минюстом России 11.09.2002, рег. N 3786 (Российская газета, N 186, 02.10.2002), "Правил безопасности в газовом хозяйстве металлургических и коксохимических предприятий и производств" (ПБ 11-401-01) (далее - ПБГХМ), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 20.02.2001 N 9, не нуждающимся в регистрации в Минюсте России, письмо Минюста России от 13.06.2001 N 07/5740-АК, а также действующими строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования и другими нормативно-техническими документами в области промышленной безопасности.

1.3. Порядок и сроки приведения действующих доменных производств в соответствие с требованиями настоящих Правил определяются руководителями организаций по согласованию с территориальными органами Госгортехнадзора России.

1.4. Порядок и условия безопасной эксплуатации технических устройств, ведения технологических процессов и работ устанавливаются в соответствующих инструкциях, разрабатываемых согласно требованиям настоящих Правил и утверждаемых техническим руководителем организации. Перечень обязательных инструкций утверждается техническим руководителем организации.

 

2. ТЕРРИТОРИЯ ДОМЕННЫХ ЦЕХОВ

 

2.1. На доменных печах с двумя постановочными путями для чугуна и двумя для шлака один из двух путей должен быть сквозным.

При четырех постановочных путях для чугуна, расположенных по два с каждой стороны литейного двора, и четырех постановочных путях для шлака, расположенных также по два с каждой стороны литейного двора, допускается сооружение всех путей тупиковыми.

2.2. Над постановочными путями чугуновозных и шлаковозных ковшей в пределах литейного двора должны устраиваться крыши или специальные навесы в целях исключения попадания атмосферных осадков в ковши.

2.3. Вывоз пыли из пылеуловителей производится по отдельным железнодорожным путям, которые не должны служить в качестве постановочных для чугуна и шлака, а также ходовых. Допускается их использование для подачи под литейный двор оборудования и вспомогательных материалов.

2.4. Для вывоза скрапа, холодного шлака и для подачи заправочных материалов на литейные дворы у вновь сооружаемых и, где это возможно, у существующих печей должны быть устроены специальные подъезды.

2.5. В местах перехода людей через железнодорожные пути устраиваются настилы, уложенные на одном уровне с головками рельс и оборудованные необходимыми ограждениями и сигнальными устройствами.

2.6. Для прохода людей вдоль всего цеха должна предусматриваться галерея, сообщающаяся с каждой доменной печью переходными мостиками через железнодорожные пути. Для прохода от одной доменной печи к другой и от печей к бункерам устраиваются переходные площадки.

В существующих цехах при невозможности устройства галереи или отгороженного тротуара вдоль цеха должны быть установлены места для безопасного прохода людей, а также вывешены плакаты, предупреждающие об опасности движущегося транспорта и составов с жидким чугуном и шлаком.

2.7. В местах пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями устраиваются переезды.

 

3. ШИХТОПОДАЧА

 

3.1. Рудные дворы

 

3.1.1. Выгрузка шихтовых материалов на рудном дворе должна быть механизирована.

При хранении шихтовых материалов в зимнее время необходимо принимать меры против их смерзания. Смерзшиеся шихтовые материалы перед выгрузкой из вагонов должны размораживаться в гаражах размораживания.

Фронты выгрузки каждого материала должны иметь четкие указатели-разграничители.

3.1.2. При расположении кранового пути на опорной стене бункерной эстакады по краю этой стены и отсутствии консольного пути устраивается предохранительный барьер высотой не менее 1 м.

3.1.3. Фронт работы передвижного вагоноопрокидывателя отделяется от проездного железнодорожного пути защитным барьером.

3.1.4. Передвижной вагоноопрокидыватель должен иметь звуковую сигнализацию и централизованную смазку механизмов.

Улавливающий путь должен быть оборудован светофором и механизированным тормозным устройством.

3.1.5. Электротроллеи вагоноопрокидывателя располагаются на высоте не менее 3,5 м от уровня головки рельса и должны иметь снизу ограждение.

3.1.6. Башенные вагоноопрокидыватели должны быть оснащены прибором, автоматически включающим сирену при повышении скорости ветра до величины, при которой прекращается его работа, а скаты закрепляются противоугонными средствами.

3.1.7. Для машиниста вагоноопрокидывателя, перегрузочного крана и трансферкара должна быть обеспечена двусторонняя радиосвязь с мастером (бригадиром) загрузки доменных печей.

3.1.8. Кабина управления вагоноопрокидывателем должна иметь механическую вентиляцию с кондиционированием и очисткой подающегося воздуха.

3.1.9. Подача вагонов на путь вагоноопрокидывателя производится вагонами вперед и только по разрешающему сигналу светофора.

Скорость движения вагонов на участке от входного светофора до толкателя не должна превышать 5 км/ч, при подходе на сцепку - 3 км/ч.

При работе вагоноопрокидывателя в зоне действия рудного крана должна быть исключена возможность столкновения грейфера с вагоноопрокидывателем.

3.1.10. Вагоноопрокидыватель должен быть оборудован сигнализацией положения люльки о готовности для приемки вагона под разгрузку. Расцепка вагонов при их установке в люльке вагоноопрокидывателя должна быть механизирована.

В перерывах между подачей вагонов люлька вагоноопрокидывателя устанавливается в исходное положение. Подъем пустой люльки разрешается только для осмотра и ремонта. Нахождение людей под люлькой во время ремонта разрешается только при условии закрепления люльки инвентарными упорами.

 

3.2. Бункера и эстакады рудных дворов

 

3.2.1. Консольный железнодорожный путь бункерной эстакады со стороны рудного двора имеет ходовую площадку, огражденную перилами. Конструкция эстакады под консольным путем должна исключать возможность застревания шихтовых материалов. По краю бункерной эстакады со стороны доменных печей устраивается перильное ограждение со сплошной обшивкой по низу на высоту 0,5 м.

3.2.2. С обеих сторон эстакады на всем ее протяжении должны быть устроены ходовые площадки шириной не менее 0,7 м, которые должны отстоять от оси железнодорожного пути не менее чем на 2 м. Расположение их должно исключать возможность падения на них шихтовых материалов из люков разгружаемых вагонов и обеспечивать удобство открывания и закрывания люков.

В местах прохода через железнодорожные пути устраиваются настилы.

3.2.3. Бункера перекрываются предохранительными решетками с ячейками размером не более 300 x 300 мм.

В цехах, где подача шихтовых материалов производится конвейерами или вагонами с дистанционным открыванием люков, разрешается устройство бункеров с открытыми проемами, огражденными сплошной стенкой высотой не менее 1 м.

Угол наклона стенок бункеров должен обеспечивать сход материалов без зависаний. Для предупреждения зависания материалов должны предусматриваться специальные виброустройства.

Стенки бункеров изнутри должны защищаться от истирания и теплового воздействия.

Конструкция затворов при закрытом положении бункеров должна исключать возможность выпадания материалов.

3.2.4. Ленточные конвейеры должны быть оборудованы:

а) центрирующими устройствами предотвращения схода ленты за пределы краев барабанов и роликовых опор;

б) устройствами отключения привода конвейера при обрыве ленты или при ее пробуксовке;

в) устройствами остановки в аварийных случаях конвейера с любого места по его длине со стороны прохода и аварийными кнопками в головной и хвостовой частях конвейера;

г) устройствами для механической очистки лент и барабанов от налипающего материала с расположением органов управления ими в безопасном месте; уборка приводных, отклоняющих и натяжных барабанов при работающем конвейере не допускается;

д) автоматическими тормозными устройствами для предотвращения обратного хода ленты конвейеров с углом наклона 6 град. и более;

е) ограждениями по длине конвейера на расстоянии от оси барабана, превышающем величину его радиуса не менее чем на 1 м для барабанов диаметром до 1 м и не менее чем на 1,5 м для барабанов диаметром более 1 м.

При этом приводные барабаны ограждаются сплошным металлическим листом, а натяжные барабаны допускается ограждать сеткой с размером ячейки не более 20 x 20 мм;

ж) транспортерной лентой в пожаробезопасном исполнении.

3.2.5. Трансферкары для транспортирования шихтовых материалов должны иметь регистрационный номер и быть оборудованы ключом-биркой, кабинами управления, расположенными с обоих торцов, фарами и звуковыми сигнализаторами. Управление трансферкаром производится из кабины, обеспечивающей обзор пути в сторону движения.

3.2.6. Троллейные провода для трансферкар располагаются на высоте не менее 3,5 м над уровнем бункеров и имеют ограждение.

3.2.7. Остановленный на ремонт трансферкар ограждается с торцевых сторон брусьями, уложенными на рельсы на расстоянии не менее 10 м от него, под скаты подкладываются башмаки. Не допускается производить очистку бункера трансферкара снизу, а также в ночное время при неисправном или недостаточном освещении.

3.2.8. При ремонтах железнодорожного пути для исключения попадания посторонних предметов в бункеры применяются настилы, укладываемые на решетки бункеров.

3.2.9. Ремонт бункеров и работы по их очистке от материалов и устранению зависаний производятся согласно заводской инструкции, отвечающей требованиям ОПБМ.

3.2.10. Заполнение материалами бункеров после их ремонта или очистки производится после согласования с машинистом вагона-весов либо с машинистом загрузки доменной печи.

3.2.11. Для подачи агломератов и окатышей на бункерную эстакаду применяются хопперы с люльками, оборудованные пневматическими затворами. Допускается применение вагонов других типов, оборудованных механизированными устройствами для открывания люков.

3.2.12. Места перегрузки шихтовых материалов в закрытых помещениях оборудуются системами пылеподавления и улавливания, вытяжной вентиляцией или аспирацией.

 

3.3. Подбункерные помещения

 

3.3.1. Не допускается расположение основного входа в помещение поста Б со стороны вагона-весов. Дверь для выхода из поста Б на вагон-весы должна иметь блокировку, исключающую возможность открывания двери при движении вагона-весов.

3.3.2. Для вновь строящихся и реконструируемых печей подбункерные помещения оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и средствами для гидро- и пневмоуборки пыли и шлама с механизированным удалением.

Коксовые и агломерационные грохоты, вибропитатели, места перегрузки шихтовых материалов из течек бункеров на конвейеры, в весовые воронки и другие места должны быть укрыты кожухами и оборудованы аспирацией, обеспечивающей чистоту воздуха рабочей зоны подбункерного помещения в пределах санитарных норм.

Проемы в укрытиях мест перегрузки для осмотра и ремонта оборудования должны быть закрывающимися.

3.3.3. Эксплуатация бункеров с неисправными затворами, а также при отсутствии или нарушении уплотнений на них не допускается.

3.3.4. В подбункерном помещении и в скиповых ямах должны предусматриваться грузоподъемные механизмы для обеспечения ремонта оборудования, весопроверки и тарирования взвешивающих устройств грузом.

3.3.5. Расстояние между коксовыми грохотами и вагоном-весами должно быть не менее 0,8 м. В действующих цехах при невозможности соблюдения указанной нормы нахождение людей между работающими грохотами и на путях работающих вагона-весов не допускается, о чем должны предупреждать хорошо видимые световые плакаты.

3.3.6. Конструкция воронки под коксовыми грохотами должна исключать возможность кострения коксовой мелочи. Для очистки воронки предусматривается специальная площадка.

3.3.7. Конструкция ограждения шахт подъемников коксовой и агломерационной мелочи в нижней их части должна обеспечивать удобную очистку мест посадки скипов без нахождения рабочих в шахтах подъемников. Двери шахт оборудуются блокировкой, исключающей работу подъемников при их открывании.

3.3.8. Бункера для коксовой мелочи и мелочи агломерата должны иметь угол наклона стенок и днища, обеспечивающий сход материала. Нижняя часть бункеров коксовой мелочи обогревается.

3.3.9. Полное опорожнение бункеров с барабанными затворами не допускается. При загрузке опорожненного для ремонта бункера должны быть приняты меры, исключающие попадание материалов в подбункерное помещение.

 

3.4. Дозирование и подача шихтовых материалов

 

3.4.1. Доменная печь оборудуется автоматизированной системой взвешивания и дозирования шихтовых материалов с коррекцией по точности их набора и влажности кокса. Работа печи с неисправными весовыми устройствами не допускается.

3.4.2. Весовые устройства шихтоподачи подвергаются по утвержденному графику поверке контрольными грузами.

3.4.3. Из кабины вагона-весов должна быть обеспечена видимость пути в сторону движения. Перед началом и во время движения вагона-весов, в том числе и автоматических, подается звуковой сигнал.

Торцевые стороны вагона-весов оборудуются фарами и лесенками для входа на переднюю и заднюю площадки, а также оградительными устройствами, препятствующими попаданию под вагон-весы посторонних предметов.

Кабины машинистов вагона-весов должны быть герметизированы, теплоизолированы и оборудованы кондиционерами.

Вагон-весы должны иметь ключ-бирку и регистрационный номер.

3.4.4. Контроллеры, автоматы-предохранители и другие электрические устройства вагона-весов должны быть ограждены кожухами и помещены в специальное машинное отделение. Пол кабины управления вагона-весов должен покрываться настилом из диэлектрического и теплоизоляционного материала. В кабинах вагона-весов должны находиться средства пожаротушения.

3.4.5. Смазка вагона-весов должна осуществляться централизованно.

3.4.6. В местах перехода через пути и возле скиповой ямы должны висеть ясно видимые световые предупредительные плакаты.

Перед набором материала вагон-весы должны быть заторможены.

3.4.7. Вагон-весы оборудуются блокировками, исключающими возможность:

а) передвижения вагона-весов при открытых затворах весовых воронок;

б) открывания затворов закромов, если вагон-весы не стоят над скиповой ямой, под вагоном-весами нет скипа и по программе должен грузиться кокс;

в) передвижения вагона-весов при открытых подъемных коробках редукторов.

При отсутствии защитных блокировок работа вагона-весов не допускается.

3.4.8. Резервные вагон-весы, стоящие в запасе на перегонных мостах или между доменными печами, закрепляются с обеих сторон башмаками.

Заезд вагона-весов на территорию смежной доменной печи и на перегонный мост без согласования с мастером и машинистом вагона-весов смежной печи не допускается.

3.4.9. Плановый ремонт вагона-весов производится в специальном депо, оборудованном грузоподъемными средствами. Если такое депо отсутствует, проведение ремонта допускается на огражденных участках путей движения вагона-весов.

3.4.10. Крыша вагона-весов должна очищаться от пыли при обесточенных токосъемных троллеях. Новые вагон-весы изготавливаются с крышей, не допускающей скопления на ней пыли.

3.4.11. Наклон стенок весовых и промежуточных воронок должен обеспечивать сход материала без зависаний.

 

 

Посмотреть в PDF

      Магазин учебных материалов