МИ-1-4-2009 Инструкция по охране труда для дорожных рабочих

МИ-1-4-2009 Инструкция по охране труда для дорожных рабочих

 

Макет инструкции по охране труда 
для дорожных рабочих

МИ-1-4-2009

Макет инструкции по охране труда для дорожных рабочих МИ-1-4-2009 подготовлен на основе СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТИ РО 007-2003, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 4.

Макет предназначен для подготовки инструкции по охране труда для дорожных рабочих при выполнении ими работ (устройстве и профилировании дорожных покрытий, установке бордюрного камня, монтаже сборных железобетонных дорожных плит и др.) согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

1. Дорожные рабочие, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки и не имеющие противопоказаний по возрасту или полу для данной профессии, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: 
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; 
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда. 
2. Дорожные рабочие обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: 
движущиеся машины; 
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; 
обрушивающиеся горные породы; 
повышенный уровень вибрации; 
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны. 
3. Для защиты от механических воздействий дорожные рабочие обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: 
костюмы сигнальные с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты; 
рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; 
ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные или резиновые с жестким подноском; 
наколенники брезентовые (на вате); 
плащи непромокаемые сигнальные 3-го класса защиты; 
очки защитные, наушники противошумные. 
На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно: 
костюмы сигнальные на утепляющей прокладке с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты; 
валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные с жестким подноском; 
шапки-ушанки; 
перчатки с защитным покрытием морозостойкие, с шерстяными вкладышами. 
При нахождении на территории стройплощадки дорожные рабочие должны носить защитные каски. 
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, дорожные рабочие обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации. 
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается. 
5. В процессе повседневной деятельности дорожные рабочие должны: 
выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ; 
применять в процессе работы средства малой механизации, машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; 
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций; 
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда. 
6. Дорожные рабочие обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы дорожные рабочие обязаны: 
а) пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; 
б) надеть спецодежду, сигнальный жилет, спецобувь и защитную каску при работе на территории стройплощадки; 
в) получить задание на выполнение работ у бригадира или руководителя работ. 
8. После получения задания дорожные рабочие обязаны: 
а) подготовить ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари и устройства безопасности и проверить их исправность; 
б) подобрать инструмент, оснастку и средства защиты, проверив их на соответствие требованиям безопасности; 
в) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности. 
9. Дорожные рабочие не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности: 
а) неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение; 
б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента; 
в) недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним; 
г) отсутствии ограждений и знаков безопасности. 
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это дорожные рабочие обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

10. Во время работы дорожные рабочие обязаны: 
а) ограждать рабочее место защитным ограждением или щитами при изменении его местоположения и обозначать соответствующими дорожными знаками с сигнальным освещением, в том числе: 
запрещающими знаками - "Въезд запрещен", "Ограничение скорости"; 
предупреждающими знаками - "Дорожные работы"; 
включать сигнальное освещение в темное время суток; 
б) включать светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны быть расположены таким образом, чтобы исключалось слепящее действие светового потока. 
11. При размещении строительных материалов в местах выполнения работ дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования: 
а) размещать материалы на обочине или обрезе дороги, прилегающих к ремонтируемой или строящейся ее части; 
б) при складировании материалов на обочине дороги на расстоянии 5 - 10 м против хода движения транспорта установить барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в темное время суток; 
в) размещать материалы на обрезе дороги, проходящей по насыпи, допускается не ближе 1 м от бровки насыпи; 
г) сыпучие материалы (песок, щебень, гравий) размещать в компактных объемах с крутизной откосов, соответствующей углу естественного откоса; 
д) бортовые и бордюрные камни, укрепительную плитку, лотки и брусчатку следует складировать в штабели высотой не более 1,2 м. 
12. На территории, где ведутся работы, дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования: 
а) переходить дорогу только в установленных для этого местах; 
б) не выходить за установленные ограждения рабочей зоны, на открытую полосу движения транспорта; 
в) не приближаться к двигающимся автомобилям, каткам, скреперам, бульдозерам, погрузчикам, кранам, укладчикам и другим механизмам ближе чем на 5 м; 
г) во время работы находиться вне опасной зоны работы подъемного крана или экскаватора (радиус вылета стрелы плюс 5 м). 
13. При выполнении работ в зоне трамвайных путей с полным или частичным закрытием движения трамваев следует выполнять следующие требования: 
а) размещать инструмент, технологическую оснастку или материалы, образующиеся при разборе существующего дорожного покрытия или вновь доставляемые, следует вдоль путей не ближе 1 м от головки рельса. Размещение инструмента, материалов или технологической оснастки между путями, а также на проезжей части дороги, где происходит движение транспорта, не допускается; 
б) находиться при укладке дорожного камня в штабели с одной стороны штабеля; 
в) следить, чтобы при разборке отдельных участков дорожного покрытия из штучных камней с применением ломов расстояние между рабочими было не менее 1,5 м; 
г) при укладке штучных камней на проезжей части следует: 
укладывать камни, находясь лицом навстречу движению трамвая, а при его приближении - сойти с полотна пути на правую сторону по ходу движения трамвая; 
ограничивать количество камней, предназначенных для укладки в проектное положение, при их размещении между путями. Не допускать возвышения этих камней над головкой рельса более чем на 5 см; 
не допускать размещения камней, инструмента и других материалов на проезжей части улицы, где происходит движение транспорта. 
14. При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии с применением пневматического инструмента и инструмента с электроприводом дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования: 
а) подключать шланги к магистралям сжатого воздуха через вентили, установленные на воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Подключать шланги в магистраль без вентилей не допускается. Подключать или отсоединять шланги следует только после выключения подачи воздуха посредством вентиля; 
б) следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие. 
15. При приемке материалов (песка, щебня, гравия и т.п.), доставляемых автосамосвалами для устройства дорожного покрытия, дорожные рабочие обязаны: 
а) находиться во время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя; 
б) подходить к автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова; 
в) очищать кузов автосамосвала от остатков доставленного материала следует скребками или лопатой с удлиненной рукояткой в положении стоя на земле. 
16. При устройстве и профилировании дорожного основания из песка, пескоцемента, гравия, щебня и других материалов с последующим их уплотнением катками следует: 
находиться при укладке материалов с применением машин за пределами опасной зоны, возникающей в местах работы машины; 
визирование, отсыпку или снятие лишнего объема материалов (песка, щебня и др.) выполнять только на участках, где закончена работа машинами, или во время перерывов в их работе. 
17. При укладке бортовых или бордюрных камней вручную дорожные рабочие обязаны: 
переносить камни вдвоем или вчетвером с применением предназначенных для этого клещей; 
устанавливать камни в проектное положение с применением трамбовки только через деревянную прокладку.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

18. Дорожные работы вблизи проезжей части автодорог, железнодорожных путей или на междупутье разрешается производить только при выполнении мероприятий, предусмотренных специальным инструктажем, проводимым при выдаче наряда-допуска на работы в зонах действия опасных производственных факторов. 
19. Работа должна быть приостановлена: 
а) при грозе, дожде, а также тумане и снегопаде, ухудшающих видимость в пределах фронта работ; 
б) при нарушении целостности или смещении ограждений, знаков безопасности, а также при дорожно-транспортных происшествиях в зоне работы.

Требования безопасности по окончании работы

20. По окончании работы дорожные рабочие обязаны: 
а) механизированный инструмент, применяемый во время работы, отключить от электросети или магистрали сжатого воздуха; 
б) инструмент и технологическую оснастку, применяемые во время работы, перенести в места, отведенные для их хранения; 
в) навести порядок на рабочем месте; 
г) сообщить бригадиру или руководителю работ о всех неполадках, возникших во время работы.


 

 

      Магазин учебных материалов