ТОИ Р-01-003-97. Инструкция по охране труда при погрузке, разгрузке и складировании

ТОИ Р-01-003-97. Инструкция по охране труда при погрузке, разгрузке и складировании

Утверждена 
Приказом 
Государственного комитета 
Российской Федерации 
по печати 
от 15 октября 1997 г. N 108

Согласована 
Российский комитет 
профсоюза работников культуры 
2 июля 1997 г. N 05-12/031 
    
Дата введения - 
1 января 1998 года 
   

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 
ПРИ ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ И СКЛАДИРОВАНИИ


     
                           1. Общие требования 
    
        1.1. Выполнять  погрузочно  -  разгрузочные работы разрешается 
    только лицам,  соблюдающим требования общей и настоящей Инструкции 
    по охране труда для работников издательств. 
        1.2. Грузчик  обязан пройти общий инструктаж по охране труда и 
    дополнительный при выполнении определенной работы применительно  к 
    конкретным условиям труда.  При использовании транспортных средств 
    пройти инструктаж по безопасности их применения. 
        1.3. Работники, которые имеют несколько смежных профессий и по 
    условиям работы должны часто менять свои  рабочие  места,  обязаны 
    пройти  инструктаж  по  безопасности  труда  исходя  из конкретных 
    условий, связанных с каждой работой. 
        1.4. Применяемая тара должна быть исправной и проверенной. 
        1.5. Применяемые трапы должны обладать достаточной прочностью, 
    иметь  хорошо  закрепленные  и  заделанные концы,  без уступов при 
    соединении с поверхностями полов. 
        1.6. При  разгрузке  кабина  лифта  должна  останавливаться на 
    уровне пола этажа.  Не  следует  допускать  сильных  ударов  колес 
    тележки о пол кабины. 
        1.7. При     ручной     переноске     тяжестей      необходимо 
    руководствоваться следующими предельными нормами: 
    
    +----------------------------------------------------------------+ 
    ¦        Способы перемещения тяжестей         ¦     Норма на     ¦ 
    ¦                                             ¦   одного чел.,   ¦ 
    ¦                                             ¦        кг        ¦ 
    +---------------------------------------------+------------------¦ 
    ¦Перенос и перемещение по ровной поверхности  ¦                  ¦ 
    ¦при чередовании с другой работой:            ¦                  ¦ 
    ¦для мужчин                                   ¦До 50             ¦ 
    ¦для женщин                                   ¦До 10             ¦ 
    ¦для подростков мужского пола (16 - 18 лет)   ¦До 16             ¦ 
    ¦для подростков женского пола (16 - 18 лет)   ¦До 10             ¦ 
    +---------------------------------------------+------------------¦ 
    ¦Передвижение на трех- или четырехколесных    ¦                  ¦ 
    ¦тележках по ровной поверхности (не включая   ¦                  ¦ 
    ¦массу тележки):                              ¦                  ¦ 
    ¦для мужчин                                   ¦До 200            ¦ 
    ¦для женщин                                   ¦До 100            ¦ 
    +----------------------------------------------------------------+ 
    
        Примечание. При постоянной работе с грузом или при его подъеме 
    норма снижается на 30%. 
    
        1.8. При   укладке   продукции  в  штабели  следует  постоянно 
    проверять их устойчивость.  Проходы между штабелями (при  выкладке 
    рядами)  должны  быть  шириной  не менее 1 м.  Высота стеллажей не 
    должна превышать 1,6 м от пола. 
        1.9. При  укладке  продукции в штабели необходимо пользоваться 
    только проверенными  и  исправными  лестницами  с  резиновыми  или 
    другими  наконечниками,  исключающими  их  скольжение по полу.  Не 
    приставлять   лестницы   к    трубопроводам,    рамам    окон    и 
    электропроводам. 
        1.10. Запрещается: 
        использовать транспортные  устройства,  если  нет  допуска  на 
    право их эксплуатации; 
        переносить тяжести  на верхние этажи по лестницам,  не имеющим 
    поручней, или при их неисправном состоянии; 
        выгружать книжную  продукцию  с  использованием  неисправных и 
    неустойчивых платформ,  мостиков,  настилов,  сходней и покатов  и 
    использовать вместо них случайные предметы; 
        переходить или перебегать путь перед движущимся транспортом; 
        переходить проезды в неустановленных местах; 
        переходить через ленточные транспортеры, конвейеры, рольганги, 
    ограждения,  штабели  печатной  продукции  и  передавать через них 
    предметы; стоять или проходить перед поднятым грузом; 
        загромождать проходы и проезды; 
        работать на скользком полу,  при наличии выбоин,  ям, уклонов, 
    неровностей,  захламления  и недостаточном освещении рабочих мест, 
    проходов и проездов; 
        допускать на  свое  рабочее место лиц,  не имеющих отношения к 
    выполняемой работе; 
        вынимать отдельные пачки из середины штабеля, стеллажа; 
        залезать на штабель при его укладке или разборке. 
    
                         2. Перед началом работы 
    
        2.1. Надеть спецодежду и спецобувь, застегнуть обшлага рукавов 
    и все пуговицы одежды, убрать под головной убор волосы. 
        2.2. Проверить    исправность     полученных     инструментов, 
    приспособлений и полагающихся индивидуальных защитных средств. 
        2.3. Осмотреть место работы,  получить задание  на  выполнение 
    работы, а если необходимо - дополнительный инструктаж. 
        2.4. Осмотреть транспортные средства и механизмы, проверить их 
    пригодность. 
        2.5. Обо всех замеченных неисправностях доложить  руководителю 
    работ или администрации предприятия. 
    
                            3. Во время работы 
    
        3.1. При транспортировке грузов необходимо соблюдать следующие 
    требования: 
        транспортировать грузы  массой  до  50  кг  от склада до места 
    погрузки или от места разгрузки  до  склада  разрешается  вручную, 
    если расстояние не превышает 60 м.  В остальных случаях необходимо 
    применять транспортные средства - транспортеры, тележки и т.д.; 
        поднимать груз массой более 50 - 80 кг в кузове автомашины или 
    снимать с кузова следует при помощи погрузчиков или вдвоем; 
        погрузку и разгрузку грузов массой от 80 до 500 кг производить 
    с  помощью  подъемных  механизмов  (ручные  тали,  блоки,  покаты, 
    погрузчики и т.д.); 
        транспортировку, погрузку и  разгрузку  грузов  массой  одного 
    места более 500 кг производить с помощью подъемных кранов, лифтов, 
    подъемников и т.д.  При необходимости проведения  указанных  работ 
    вручную  производить  их  под  руководством  опытного  бригадира с 
    принятием мер  для  обеспечения  полной  безопасности  (устройство 
    накладного настила для спуска, строповка канатами и т.п.); 
        при разгрузке укладывать грузы в штабели таким образом,  чтобы 
    они не заваливались. Между штабелями оставлять проходы достаточной 
    ширины.  Расстояние от штабеля выгруженного  груза  до  ближайшего 
    пути (проезда) должно быть не менее 1,5 м; 
        если груз переносится группой рабочих, то необходимо идти всем 
    в  ногу.  Подъем  и  сбрасывание  груза  должно  быть  по  команде 
    бригадира или старшего рабочего.  Длинные предметы надо переносить 
    на одноименных плечах (правых или левых), подъем и опускание груза 
    производить по команде бригадира или старшего рабочего; 
        при переноске  груза  на  носилках  необходимо  идти  в ногу с 
    товарищем;  команду для опускания груза, переносимого на носилках, 
    подает последний в ряду рабочий; 
        при разгрузке тяжелых предметов предварительно  укладывать  на 
    пол  прокладки  во  избежание  придавливания  руки  или  ноги  при 
    спускании груза; 
        при перемещении круглых грузов (рулонов,  бочек и др.) вручную 
    их следует толкать впереди себя; 
        при одновременной    работе   нескольких   человек   (укладка, 
    переноска груза и т.д.) следует согласовывать свои  действия  так, 
    чтобы   не   причинить   друг   другу   увечья  инструментами  или 
    разгружаемыми (переносными) материалами. 
        3.2. При  складировании  грузов необходимо соблюдать следующие 
    требования: 
        грузы укладывать  точно  по  центру  ленточного  транспортера, 
    конвейера или рольганга; 
        проверить надежность крепления подвешиваемых кареток (в случае 
    применения подвесного транспорта); 
        при складировании книг,  пачек и т.п.  в штабели следить за их 
    устойчивостью,  не  допуская  перекосов,  наклонов  и   превышения 
    предельно установленной высоты (1,6 м от уровня пола); 
        при укладке  круглых  грузов  (плакатов,  карт  и   т.п.)   во 
    избежание   их   раскатывания  использовать  прокладки  из  досок, 
    закрепляющие приспособления, клинья. 
        3.3. При перевозке грузов автотранспортом необходимо соблюдать 
    следующие требования: 
        не укладывать груз навалом выше уровня бортов кузова (основных 
    или наращенных); 
        располагать груз равномерно по всей площади кузова; 
        штучные грузы,  возвышающиеся  над  уровнем   бортов   кузова, 
    увязывать крепкими мягкими канатами.  Увязка грузов металлическими 
    канатами или проволокой не разрешается; 
        высота погрузки не должна превышать габаритную высоту мостов и 
    ворот, встречающихся на пути следования, и не может быть более 3,5 
    м (считая от уровня земли); 
        между отдельными местами груза при погрузке  ящиков,  тюков  и 
    других  штучных  грузов укладывать деревянные прокладки и распорки 
    достаточной прочности  во  избежание  перемещения  груза  по  полу 
    кузова автомашины при резком торможении ее,  трогании с места и на 
    крутых поворотах; 
        укладывать груз  в  кузов  с таким расчетом,  чтобы оставались 
    удобные и безопасные места для грузчиков по  возможности  ближе  к 
    кабине водителя; 
        при погрузке   груза   кранами   или   другими   подъемно    - 
    транспортными  механизмами  следует  использовать шесты или крюки; 
    находиться в кузове автомашины не разрешается; 
        выполнять все указания водителя во время движения автомашины. 
        3.4. Запрещается: 
        ставить контейнеры в два яруса или на наклонной плоскости; 
        находиться на контейнере во время его  перемещения  подъемными 
    механизмами; 
        нагружать или разгружать машину при работающем двигателе; 
        находиться на длинномерном грузе; 
        сидеть на бортах кузова; 
        находиться в   кузове   автомашины   во   время  погрузки  или 
    разгрузки; 
        ездить на подножках или крыше кабины; 
        стоять в кузове, садиться и высаживаться, перекладывать груз с 
    места на место,  пересаживаться,  курить и принимать пищу в кузове 
    во время движения машины. 
        3.5. Во время движения автомашины следить за грузом.  В случае 
    обнаружения перемещения груза,  ослабления такелажа или открывания 
    бортов  автомашины  немедленно  сообщить  об этом водителю и после 
    остановки автомашины устранить неполадки. 
    
                         4. В аварийных ситуациях 
    
        4.1. При  падении  грузов,  разрушения  стеллажей   необходимо 
    принять  меры  от  травматизма работников и остановить применяемые 
    механизмы. 
        4.2. При травмировании работников следует оказать пострадавшим 
    первую медицинскую помощь. 
    
                          5. По окончании работ 
    
        5.1. Убрать и навести чистоту на месте проведения работ. 
        5.2. Собрать  все  инструменты  и приспособления и убрать их в 
    отведенное для этого место. 
        5.3. Освободить  место  работы  от вспомогательных устройств и 
    оборудования. 
        5.4. Осмотреть  место своей работы и убедиться в том,  что все 
    грузы надежно закреплены и на месте работы не осталось  никого  из 
    членов бригады. 
        5.5. О  всех   замеченных   неполадках   немедленно   сообщить 
    администрации. 
        5.6. Снять  спецодежду  и  средства  индивидуальной  защиты  и 
    поместить их в предназначенное для этого место. 
        5.7. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом и принять душ.

      Сервис онлайн тестирования