Настоящий стандарт разработан с учетом положений межгосударственных стандартов ГОСТ 1.3-2014 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов" и ГОСТ 1.5-2001 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".
Разработка настоящего стандарта на основе применения европейского стандарта ЕН 81-20:2014 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов - Часть 20: Пассажирские и грузопассажирские лифты" ("Safety rules for the construction and installation of lifts - Lifts for the transport of persons and goods - Part 20: Passenger and goods passenger lifts") имеет целью содействовать устранению технических барьеров в международной торговле, в том числе между государствами - участниками Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации стран Содружества Независимых Государств.
С целью обеспечения соответствия структуры настоящего стандарта структуре европейского стандарта EN 81-20:2014 в настоящем стандарте в максимально возможной степени сохранена нумерация структурных элементов европейского стандарта EN 81-20:2014.
Принятый за основу европейский стандарт EN 81-20:2014 содержит современные требования безопасности к устройству и установке пассажирских и грузопассажирских лифтов, отражающие передовой международный опыт.
Настоящий стандарт является нормативной базой для нового поколения лифтов, учитывающих достижения мирового лифтостроения в совершенствовании конструкций и технологии.
Настоящий стандарт разработан при участии:
- ОАО "Мослифт" (А.А.Рожков - подраздел 5.2);
- ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (С.В.Павлов - подразделы 5.3 и 5.4);
- ОАО "Карачаровский механический завод" (М.А.Цимбаревич - подразделы 5.5, 5.7 и 5.9);
- ОАО "МОС ОТИС" (В.В.Комаров - подразделы 5.10, 5.11 и 5.12);
- НТЦ "Промбезопасность" (В.В.Котельников - подразделы 5.6 и 5.8);
- ООО Инженерный центр "НЕТЭЭЛ" (В.Н.Абрамов, Е.И.Боксер).
0.1 Общие положения
0.1.1 Целью настоящего стандарта является определение требований безопасности к конструкции и установке пассажирских и грузопассажирских лифтов (грузовых лифтов, предназначенных в основном для транспортирования грузов, сопровождаемых людьми) в зданиях и сооружениях, направленных на защиту людей и объектов от рисков в период использования по назначению, технического обслуживания и аварийных ситуаций.
0.1.2 При разработке стандарта были учтены опасности и опасные ситуации, перечисление которых приведено в разделе 4.
0.1.2.1 Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности:
a) пользователей лифтами, персонала, осуществляющего техническое обслуживание, осмотр, оценку соответствия, обследование лифтов;
b) лиц, находящихся в непосредственной близости к шахте, машинному или блочному помещениям (при их наличии).
0.1.2.2 Настоящий стандарт устанавливает требования по предотвращению причинения вреда:
a) грузам в кабине лифта;
b) лифтовому оборудованию;
c) зданию, в котором установлен лифт.
Требования пожарной безопасности, вандалозащищенности и доступности лифтов для инвалидов и других маломобильных групп населения установлены в других стандартах.
0.1.3 В тех случаях, когда вес, размер и/или форма узлов, сборочных единиц и оборудования, входящих в состав лифта, не позволяет обеспечить их перемещение вручную, они должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их перемещения при помощи грузоподъемных средств.
0.2 Принципы
При разработке настоящего стандарта были применены следующие принципы:
0.2.1 Настоящий стандарт не повторяет общетехнические правила, относящиеся к электрическому, механическому оборудованию и строительным конструкциям.
Требования стандарта относятся к специфике конструкции и применения лифтового оборудования.
0.2.2 Настоящий стандарт устанавливает требования к строительной части лифтов. Выполнение этих требований не относится к области ответственности лифтовых организаций.
0.2.3 Требования настоящего стандарта к применяемым материалам и оборудованию лифтов ограничены задачей обеспечения безопасности лифтов.
0.2.4 Расчетная масса человека в стандарте принята равной 75 кг.
0.3 Принятые допущения
0.3.1 При заключении договора на поставку лифта заказчик и поставщик согласовывают:
a) назначение и предполагаемое использование лифта;
b) размеры и массу средств, планируемых к использованию для загрузки/разгрузки грузов грузопассажирских лифтов;
c) условия окружающей среды (температура, влажность и т.п.);
d) особенности установки лифта в здание, включая условия монтажа.
0.3.2 Требования к лифтовому оборудованию разработаны на основе анализа рисков и основаны на следующем:
a) применены современные методы расчета и конструирования;
b) изготовлены из материалов требуемой прочности и надлежащего качества;
c) не имеют дефектов;
d) не содержат опасных материалов (например, асбеста).
0.3.3 Лифтовое оборудование обеспечено регулярным техническим обслуживанием, ремонтом, оценкой соответствия и сохраняет нормируемые размеры в ходе эксплуатации.
0.3.4 Применяемое лифтовое оборудование обеспечивает безопасную работу лифта при прогнозируемых условиях эксплуатации, включая влияние окружающей среды.
0.3.5 Конструкция несущих элементов лифта обеспечивает безопасную работу лифта в нормальном режиме при нагрузках от 0% до 100% номинальной грузоподъемности лифта плюс допускаемая расчетная перегрузка (п.5.12.1.2).
0.3.6 Требования настоящего стандарта к электрическим устройствам безопасности и к устройствам безопасности, подлежащим сертификации, такие, что их отказ при выполнении требований настоящего стандарта считается маловероятным и не учитывается.
0.3.7 Пользователи защищены от возможных рисков при соблюдении ими правил пользования лифтом.
0.3.8 Если при проведении работ по техническому обслуживанию лифта устройство безопасности, обычно недоступное для пользователей, переводится в нерабочее состояние (нейтрализация), должны быть приняты компенсирующие меры безопасности для обслуживающего персонала.
Обслуживающий персонал должен иметь требуемую квалификацию и выполнять работы в соответствии с инструкцией изготовителя.
0.3.9 Статическая нагрузка на элементы конструкции лифта, создаваемая человеком, принимается:
a) 300 Н;
b) 1000 Н (эквивалентная для случая удара).
0.3.10 Требования настоящего стандарта обеспечивают безопасность для случаев выхода из строя или отказа следующего лифтового оборудования:
a) обрыв подвески, тяговых элементов;
b) обрыв или ослабление любых вспомогательных канатов, цепей или ремней;
c) выход из строя одного из механических компонентов электромеханического тормоза, участвующего в передаче тормозного усилия на тормозной барабан или диск;
d) выход из строя некоторых компонентов, кинематически связывающих электродвигатель с канатоведущим шкивом;
e) разрыв в гидравлической системе (исключая гидроцилиндр);
f) небольшие утечки рабочей жидкости в гидравлической системе (включая гидроцилиндр).
0.3.11 Считается допустимым несрабатывание ловителей в случае свободного падения кабины из стационарного положения с крайнего нижнего этажа до посадки ее на буфер(а).
0.3.12 В тех случаях, когда скорость движения кабины зависит от частоты тока источника электроснабжения лифта, принимается, что скорость движения не превысит 115% от номинальной скорости или меньшей скорости, устанавливаемой настоящим стандартом для режима "Ревизии", подхода к этажу и т.п.
0.3.13 В пространствах для размещения тяжелого оборудования лифтов должна быть предусмотрена возможность применения грузоподъемных средств для подъема и перемещения этого оборудования.
0.3.14 Температура в шахте и машинном помещении должна поддерживаться в пределах от +5°С до +40°С. В тех случаях, когда температурные условия окружающей среды отличаются от приведенных величин, должны быть приняты специальные меры и использованы средства для обеспечения безопасности.
При этом следует учитывать тепло, выделяемое при работе лифтового оборудования.
0.3.15 Шахта и машинное помещение должны надлежащим образом вентилироваться в соответствии с требованиями нормативных документов по строительству, учитывающими характеристики окружающей среды.
0.3.16 Проходы к зонам обслуживания оборудования должны быть надлежащим образом освещены.
0.3.17 Открытые двери и люки лифта, ограждения рабочих зон вне шахты лифта не должны перегораживать проходы, коридоры, эвакуационные пути при их использовании в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию лифтов.
0.3.18 В тех случаях, когда на лифте одновременно работают два или более квалифицированных лица, между ними должна быть обеспечена двусторонняя переговорная связь.
0.3.19 Рабочие жидкости, используемые в гидравлических лифтах, должны отвечать требованиям ГОСТ 28549.5 (ISO 6743-4.82).
0.3.20 Безопасность лифтов в течение назначенного срока службы обеспечивается при условии использования лифта по назначению и выполнения требований руководства по эксплуатации лифта и другой документации изготовителя, поставляемой с лифтом.
Безопасность пользователей не может быть обеспечена при нарушении ими правил пользования лифтом.