СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с Изменением N 1)

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с Изменением N 1)

4 Здания и помещения учебно-воспитательного назначения

4.1 Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:

полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения;

возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;

меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.

4.2 Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений или их отделений, факультетов, имеющих ограничения по приему на обучение по ряду специальностей со стороны органов образования, здравоохранения или соответствующих отраслевых ведомств.

Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3 Общие требования к зданиям учебных заведений приведены в таблице А.1.

4.4 Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания.

Учебные помещения

4.5 Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения (рисунки Б.1-Б.5). Категории учащихся-инвалидов (по видам заболеваний) и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.

По отдельным предметам, в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями учащихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются.

4.6 Требования доступности при проектировании относятся к:

размерам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест (рисунок Б.6), место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами;

специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест;

системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении;

дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, системы информации и связи и системы радиоинформирования).

4.7 Минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равен 1,8х1,8 м.

Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах - не менее 0,9 м от спинки стула до следующего стола, а у места учащегося на кресле-коляске вдоль прохода не менее 1,4 м.

Другие размеры, где не проезжают на кресле-коляске - между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду - не менее 0,85 м.

В учебных мастерских, используемых инвалидами на креслах-колясках, ширина основного прохода, а также расстояние между станками должны быть не менее 1,6 м (рисунок Б.7).

4.8 При планировке ученических мест для учащихся с недостатками зрения и нарушением слуха, а также с нарушением психического развития в специализированных учебных заведениях расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.

Площадь ученического стола для инвалида по зрению в специализированных школах или классах должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы и тифлосредств.

4.9 В общем случае, в классном помещении достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и нарушением слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходы к входной двери и доске.

4.10 Площадь зоны на 1 учащегося с недостатками слуха и нарушением интеллекта в учебных кабинетах следует принимать не менее 2,5 мЧисло; для детей с недостатками зрения и поражением опорно-двигательного аппарата - более 3 мЧисло. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 16 мЧисло.

4.11 Площади учебных кабинетов информатики, электроники и радиотехники следует принимать из расчета не менее 4,5 мЧисло на одного учащегося с нарушениями слуха и нарушением интеллекта и не менее 5 мЧисло на одного учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 18 мЧисло.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.12 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.). Это создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.

Прочие помещения

4.13 В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках в соответствии с СП 59.13330.

Места для учащихся-инвалидов с поражением ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (подиумом и т.п.), если имеется допустимый вертикальный угол зрения с этих мест.

4.14 Часть обычных кресел в зале рекомендуется предусмотреть возможность установки при необходимости фиксирующих и опорных приспособлений.*
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.15 В зрительных залах и лекционных аудиториях учебных заведений следует оборудовать зоны дополнительного озвучивания - индукционные системы, а учебные помещения - оборудовать полностью.

4.16 Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный или приставной пандус шириной не менее 0,9 м с уклоном 8% и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы должны иметь ограждения с двойными поручнями на высоте 0,7 м и 0,9 м от уровня пола, наиболее целесообразно применение лестницы-подъемника.

4.17 На путях эвакуации зрителей из зала необходимо устраивать вдоль стены опорные поручни-перила на высоте 0,7 м и 0,9 м от уровня пола. За 1,5 м до дверного проема фактура поверхности поручня должна меняться. На поверхность поручня рекомендуется нанесение фотолюминесцентной ленты.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.18 В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха - в учреждениях общего образования не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося -1,2x1,8 м); в профессиональных учебных заведениях - на 50% специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале.

4.19 В читальном зале библиотеки следует предусматривать обособленные, но рядом с проходом, зоны для размещения специальных мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе и отдельно - для учащихся с недостатками зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение, а также дополнительное место для чтеца и предусматривать возможность размещения тифлотехнических средств.

В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся на кресле-коляске и отдельно - для учащихся с недостатками зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное освещение по периметру.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.20 Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде индивидуальных полукабин, изолированных барьерами.

Размеры зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на кресле-коляске составляют не менее 1,8х0,9 м. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 0,9 м, т.е. размеры рабочей зоны вместе с проходом - 1,8х1,8 м.

4.21 Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м.

4.22 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,2 м.

4.23 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.

4.24 В столовой должна быть предусмотрена непроходная зона, оборудование и планировочные габариты которой должны учитывать возможность пользования детьми и на креслах-колясках.

4.25 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, осуществляющих обучение детей-инвалидов, в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать: кабинет психоневролога, кабинеты окулиста и отоларинголога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование.

4.26 Лифт для учащихся-инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, в общеобразовательных организациях, а также в организациях профессионального образования должен предусматриваться в выделенном лифтовом холле, который допускается использовать в качестве безопасной зоны.

4.27 В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейна для учащихся-инвалидов следует предусматривать закрытую раздевальную с душем и унитазом.

4.26, 4.27 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

      Магазин учебных материалов